В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он "




Скачать 152.05 Kb.
НазваниеВ 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он "
Дата публикации18.08.2013
Размер152.05 Kb.
ТипЗакон
litcey.ru > История > Закон
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе , Толстой признавался , что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " . Автор поэтизи ует простоту , доброту , нравственность народа . Толстой видит в народе источник нравственности , необходимой для всего общества .

С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические чувства , богаче и соде жательнее их духовная жизнь . И , напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем непривлекательнее их моральные при ципы " . *** Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воз ействия личности на историю , поскольку предусмотреть или изменить направ ение исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско - исторических отступлениях То стой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся из " есчисленного количества людских произволов " , то есть усилий

каждого человека . Совокупность этих усилий

выливается в историческую необходимость , отменить которую никто не может . По мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опу ьская писала : " Толстой отказывается признать силой , руководящей исто ическим развитием человечества , какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть отдельных , пусть даже и " великих " исторических еятелей . " Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие этих законов возмож о только тогда , когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в во е одного человека , точно так же , как открытие законов движения пла ет стало возможно только тогда , когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " . Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ... отыскание законов " . Толстой остановился в недоуме ии перед осознанием законов , которые

определяют " стихийно - роевую " жизнь народа . Согласно его взгляду , участник исторического события не может знать ни смысла и значения ,

ни - тем более - результата совершаемых действий . В силу этого никто е может разумно руководить историческими событиями , а должен подчи яться стихийному , неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Од ако внутренний , объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вп отную подводил к осознанию этих закономерностей . Кроме того , в объясне ии конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил , руководивших событиями . Так , исход вой ы 1812 года был определён , с его точки зрения , не таинственным и едоступным человеческому пониманию фатумом , а " дубиной народной войны " , действовавшей с

" простотой " и " целесообразностью " . *** Народ у Толстого выступает как творец истории : миллионные массы простых людей , а не герои и по ководцы творят историю , двигают общество вперёд , создают всё ценное в материальной и в

духовной жизни , совершают всё великое и героическое . И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года .

Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми , кто находил " красоту ужаса " в войне . При описании войны 1805 года То стой выступает как писатель - пацифист , но при описании войны 1812 го а автор переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная . Автор создаёт множество об азов мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народ ое мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в Москву ,

" не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что " решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать своё добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь бы ничего не осталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено фра цузам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны . В период тяжких исп таний для Отечества " делом

народным " , всеобщим становится защита Родины . Все герои романа прове яются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы и на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине , патриотическом чувстве равны князь Андрей Болко ский и солдат его полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно о в состоянии оценить и определить . Сами многочисленные участники ве ичественного события действуют по тому же чувству , и даже не бессоз ательно , - просто они очень немногословны .

" Солдаты в моём батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день , говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина . Пьер Безухов вполне понимает смыс " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат : " Всем народом нава иться хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят " . Солдат выражают уверенность в победе ,

готовность умереть за Родину . В романе " Война и мир " Толстой опис вает войну 1812 года лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв писал : " Историческая сторона романа в её нравственно - по едной части вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце омана не переходит за пределы Русской земли . Нет в

" Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия Парижа . Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова . Дальше этот народный герой " не нужен " . Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны ... Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые , Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане Батории или о лю ом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле : он , естественно , в силу одного только этого своего деяния , будет горд , самоуверен , надмене , будет

поизносить громкие и пустые фразы . Образ

вторгшегося врага определяется только его

деянием - его вторжением . Напротив , защитник отечества всегда будет ск омен , будет молиться перед выступлением в поход , ибо ждёт помощи св ше и уверен в своей правоте . Правда , этическая правда на его стороне , и этим определён его образ " . ***

По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий , бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во

время Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело для усских , Кутузов " не делал никаких распоряжений , а только соглашался или е соглашался на то , что предлагали ему " . В этой кажущейся пассив ости проявляются глубокий ум полководца , его мудрость . Сказанное подтверж ают и проницательные суждения Андрея Болконского :

" Он всё выслушает , всё запомнит , всё поставит на своё место , ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее и значительнее его воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их ,

умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на д угое ". Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения г авнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не количество пушек и убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом войска , и он следил за этой силой и руководил ею , насколько это было в его в асти " . Слитность с народом , единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Он всегда скромен и прост . Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский оман мадам Жанлис " Рыцари

Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был им . Поведе ие Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую с абость . Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и ействует сообразно

этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем , что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши . С. П. Бычков писал :

" Толстой , с присущей ему огромной проницательностью художника , правиль о угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого усского полководца Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его юбовь к русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату . Вопреки лживой легенде , созданной официозной историографией об Алекса дре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны .

Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в этом зак ючалась его сила как полководца . " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о Кутузове , - лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе во всей

чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его , в немилости находящегося старика , выбрать , против воли царя , в представителя народной

войны " . ***

В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справед ивой войны со стороны русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной " . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика , стремившегося поработить русский на од , он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная деятельность и не давала ему , по мысли писателя , права на величие . Толстой разве чивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма .Уже с пе вого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за деталью ,

выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего ,

откормленного и барски изнеженного человека,

надменного и самовлюблённого . " Круглый живот " ,

" жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея ",

" потолстевшая короткая фигура " с широкими ,

" толстыми плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона . При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения То стой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характе истики императора Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , " выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , " толстые плечи " - все эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой жизни , разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни . Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся вселенная пови уется его воле . Люди для него не представляли интереса . Писатель с то кой иронией,

иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии Наполеона на ми овое господство , его постоянное позирование для истории , его актерство.

Наполеон всё время играл , в его поведении и в

его словах не было ничего простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бороди ском поле . Наполеон подошёл к портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , - есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона , но он хотел в казать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется , это было чистое актерство.

Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает само адеянность Наполеона , полагавшего , что с занятием Москвы будет покоре а Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих пизодов . Накануне Бородина Наполеон произносит :

" Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день битвы после перв х пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра началась " . Далее То стой показывает , что эта " игра " стоила жизни

десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра " , а жестокая

необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного народа , вынужден ого взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над одиной нависла угроза порабощения " . ***

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории незначите ьна , что творят историю миллионные массы простых людей . Тушин и Тихо Щербатый - типичные представители русского народа , поднявшегося на бо ьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине : " Толстой амеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя :

" Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой учки " ; " ... закричал он тоненьким голоском ,

которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд и из - под маленькой учки смотрел на французов " .

Толстой не смущался даже тем , что слово

" маленький " дважды употреблено в одной фразе .

Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши ,

ребята ! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про

" слабый , тоненький , нерешительный голосок " . Однако солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как дети в затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то выражение , которое было на его лице , неизменно от ажалось на их лицах " . В итоге авторского описания происходит

преображение : " Сам он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава

заканчивается неожиданно , но вполне в духе

толстовского представления о людях подвига :

" - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа ! прощайте , го убчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно почему вдруг в ступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством ,

и его слова прозвучат уже торжественно : " Я был там и нашёл две т ети людей и лошадей перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противо ечий , из сочетания " малого " и " великого ",

скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины . Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". ***

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихо а Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с фра цузами он

проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писа а : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы олицетворяет собою ту

" дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоз ила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие . Он сам ,

добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова.

В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих ассуждений Толстого о народной освободительной войне : " Пойдём , говорю,

к полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , -

вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " . ***

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати ,

основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Алекса дра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицеме ия , которые были присущи

" высшему свету " , проявляются и в характере царя.

Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после побе ы над врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при том : " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал :

" Нет , не Александр I был " спасителем отечества " ,

как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом . Нап отив,

при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во

главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Напо еона и стояла за заключение с ним мира ". ***

Платон Каратаев - вогплощение " всего русского,

доброго и круглого " , патриархальности , смирения, непротивления , религиоз ости - всех тех качеств , которые так ценил Лев Николаевич Толстой у усского крестьянства . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Образ Плато а сложнее и противоречивее,

он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги . Не больше , впрочем,

чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона

" мысли народной " . ***

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в их душе м огие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба

народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В полку его называли " наш князь "

, им гордились и его любили " , - писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли п авителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала :

" Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира .

Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда , где готови ось будущее , от которого зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллио ов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской фи ософии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказ вают Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его ,

князя Андрея , " счастливее и лучше " ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого отношения

к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " . ***

Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в мораль ом обновлении Пьера Безухова . Он прошёл через увлечение масонством ,

благотворительностью , и ничто не дало ему нравственного удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми он понял , что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь , есть и счастье " . Уже на Бороди ском поле , ещё до встречи с Каратаевым , у Пьера Безухова зарождается идея опрощения : " Солдатом быть , просто солдатом ! " Встречи с прост ми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу , потрясли его сознание , возбудили желание переменить , перестроить всю свою жизнь . Ли ия Дмитриевна Опульская писала : " Душевное спокойствие , уверенность в смвсле жизни Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го года и ст адания плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он исп тывает " ощущение

своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой , простотой и си ой того разряда людей ,

которые отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть , просто

солдатом " , - с восторгом думает Пьер . Характкрно , что и солддаты , хоть не сразу , но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может стать " просто сол атом " , капелькой , сливающейся со всей поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том ,что люди должны опомниться , понять всю преступ ость , всю невозможность войны " . ***

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскр ваются в тот момент ,

когда она , перед вступлением французов в Москву ,

одушевлённая патриотическим чувством , заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую , счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой п оявляет всю силу заключённого в ней

национального духа . От Наташи исходит энергия обновления , освобождения от фальшивого , ложного,

привычного , выводящая " на вольный божий свет " .

И здесь её роль равносильна тому , что даёт ищущим героям Толстого о щение с народом . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа:

красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и правды " . ***

В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой . Язык дворянской знати - офранцуженный , выраже ия и обороты его , несмотря на изысканность , стали привычными штампами , употребляемыми в светской беседе для любого случая . Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев п оизведения мы можем судить об отношении к ним автора . Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык .

" Мысль народная " - главная идея романа

" Война и мир " . Толстой знал , что жизнь , простая

жизнь людей , с её " частными " судьбами , интересами и радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч Наполеона с Александром ,

дипломатической игры или государственных планов Сперанского . Лишь те исторические события , которые приводят в движение народные массы , касаются судеб национальных , способны изменить -

пусть драматически , но всегда благотворно - отдельного человека . Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые ге ои : Андрей Болконский , Пьер Безухов , Наташа Ростова . Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон . Направле ие воли миллионов людей , которые , с точки зрения Наполеона и тогдаш ей исторической науки , были бесконечно малыми единицами , определяет историческое развитие .

Похожие:

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconЛ. Н. Толстой "Война и мир" в 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил...
Толстой закончил работу над произведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconТолстой Лев Николаевич Определение Святейшего Синода
И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconРеферат по литературе на тему: «Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»
Лев Николаевич Толстой – писатель, достигший небывалой в истории литературы славы: ещё при жизни он стал великим русским писателем,...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" icon1. Высший свет в изображении Л. Н. Толстого
В романе "Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconЛев Николаевич Толстой смерть ивана ильича
Ивана Егоровича Шебек, и зашел разговор о знаменитом красовском деле. Федор Васильевич разгорячился, доказывая неподсудность, Иван...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconТема: Кутузов и Наполеон как нравственные полюсы
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой подверг художественному осмыслению исторические личности Кутузова и Наполеона. Сделал это писатель...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconЛитература на лето (10 класс)
Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" icon«Полипы и полипоз ободочной кишки»
Охватывает проксимальные отделы толстой кишки. В начальной стадии заболевания имеется множество стриктур толстой кишки, которые чередуются...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconРекомендации по составлению распорядка дня школьника
Известно, например, что Лев Толстой, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима: ранний подъем, работа над...
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением \" Война и мир \". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в \" Войне и мире \" он \" iconТолстой Лев Николаевич (биография)
Исповедь” (1879-82), “В чем моя вера?” (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница