Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology




НазваниеРабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology
страница1/6
Дата публикации02.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретическая социология

Theoretical sociology


Язык обучения – русский

Трудоемкость – 3 зачетных единицы
Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины



2012 / 92 / Б3.03.01


Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и задачи изучения дисциплины


Целью курса «Теоретическая социология» является формирование у обучающихся основ профессиональной подготовки социолога путем овладения ими совокупностью важнейших социологических понятий и формирования у них ориентаций в основных направлениях теоретической социологии.

Задачами курса являются:

  • овладение содержанием важнейших социологических понятий и уяснение их связи с основными направлениями в теоретической социологии;

  • усвоение теоретических положений классиков социологии и формирование ориентаций в важнейших направлениях теоретической социологии;

  • формирование навыков выборка теоретических основ для учебно-квалификационных работ студента, а также при участии в фундаментальном и прикладном социологическом исследовании.

Основными результатами изучения данной дисциплины являются знания, умения и навыки, необходимые для научно-исследовательской работы и преподавания социологии.


    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Обязательным условием успешного выполнения обучающимся программы данной учебной дисциплины является наличие у него знаний, умений и навыков, предполагаемых программами учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла и общепрофессионального цикла ООП по направлению подготовки «Социология» в соответствии с Образовательным стандартом Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «Бакалавриат», а именно: Социология: Б1.01.03 - Философия, Б1.01.04 – Экономика, Б1.01.05 - История, Б1.01.06 - Основы социологии, Б1.01.01 – История социологии, Б1.01.07 − Логика.



    1. Перечень формируемых компетенций


Изучение дисциплины «Теоретическая социология» вносит вклад в формирование базовых культурных компетенций, личностно-ориентированных культурных компетенций и научно-исследовательских профессиональных компетенций бакалавра социологии в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета по направлению подготовки 040100т - Социология.

^

Общие компетенции





ОКБ-1

способен аргументировано, логически верно и содержательно ясно строить устную и письменную речь, способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОКБ-5

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;

ОКБ-6

владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности;


^ Профессиональные компетенции


ПК- 1

Готов применять знания по теории и методологии социологии для выявления социально значимой проблемной ситуации, определения стратегий ее изучения.


1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися
В результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны


Знать

  • Содержание важнейших социологических понятий, их связь с социологическими теориями,

  • Структуру современной теоретической социологии, основные теоретические направления в современной социологии,

  • Основное содержание классических и современных социологических теорий фундаментального уровня

уметь

  • описывать и объяснять социальные явления и процессы с помощью понятийного аппарата и положений теоретической социологии,

  • осуществлять выбор теоретических основ для фундаментального и прикладного социологического исследования

владеть навыками

  • анализа логической структуры социологической теории,

  • участия в теоретической дискуссии в социологии,

  • применения теоретических знаний в фундаментальном и прикладном социологическом исследовании.


1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине
Активные формы работы, такие как групповая дискуссия, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп и индивидуальная работа занимают не менее 30% времени аудиторных занятий и реализуются на семинарах.

Групповая дискуссия ‒ форма работы, состоящая в том студенты под руководством преподавателя обсуждают учебный материал, представленный в форме доклада и сформулированных вопросов для обсуждения.

Студенческая исследовательская группа - форма работы, при которой три или более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной учебной задачи.

Индивидуальная работа – форма работы, когда студент во время занятия выполняет задание, самостоятельно выбирая и используя необходимые учебные материалы или вступая в коммуникацию с преподавателем. Рекомендуемые виды индивидуальной работы – подготовка доклада и дискуссионных материалов для семинарского занятия.
1.6. Организация учебных занятий
Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объем активных форм учебной работы

Трудоемкость

Лекции

Семинапры

консультации

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные

работы

Коллоквиумы

Под руководством преподавателя

В присутствии преподавателя

С использованием методич. м-лов

очная форма обучения

Модуль Б3.03.01.01. Важнейшие социологи-ческие понятия

18

8






















71


8


1,5

10-50

























10-50

Модуль Б3.03.01.02 Теоретические направ-ления в социологии

16

9

1







1










71


8


1,5

10-50

























10-50

ИТОГО:

34

17

1







1










72

16

3



Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего

зачетов и

экзаменов

Текущий

контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

дневная форма обучения

Модуль Б3.03.01.01

Семестр 3

Письменный зачет

17 неделя семестра

1

Посещаемость, работа на семинарах

аттестационный

период

Модуль Б3.03.01.02

Семестр 3

Письменный зачет

17 неделя семестра

1

Посещаемость, работа на семинарах

аттестационный

период


Дисциплина содержит два модуля. Первый модуль включает 8 тем, направленных на изучение важнейших социологических. Второй модуль содержит 7 темы, раскрывающих содержание классических и современных теорий, составляющих основные направления теоретической социологии.

По завершении второго модуля в 3 семестре предусмотрена промежуточная аттестация ‒ зачета в письменной форме. Зачет проводится на основании прослушанного студентом лекционного курса (посещаемости лекций, при этом пропуск не может быть более 25% часов лекций и семинаров по уважительной причине), активности студента на семинарских занятиях, в том числе подготовки устных рефератов, докладов. Во время зачета студент выполняет письменную работу по одному из вопросов, утвержденных кафедрой теории и истории социологии (см. ниже с. 19-20), в течение 30 минут.

^ Тематическая структура дисциплины:





Название модуля, темы

Кол-во часов






Лекции

Семинары

Самост. работа




I.


Модуль Б3.03.01.01. Важнейшие социологические понятия


18


8


36


1

Структура теоретической социологии

2

1

4

2

Общество и социальные системы. Модернизация общества

2

1

4

3

Социальное неравенство и стратификация общества

4

1

6

4

Социальная структура и функция

2

1

4

5

Социальные институты, организации и социальные группы

2

1

4

6

Социокультурные ценности, нормы и социальные роли

2

1

4

7

Социальное поведение, действие, взаимодействие и коммуникация

2

1

6

8.

Социализация человека

2

1

4


II.


Модуль Б3.03.01.02. Основные направления теоретической социологии


16


9


35

9

Общая теория социального действия и структурный функционализм Парсонса

2

1

3

10

Теория социальной коммуникации и общая теория социальных систем Лумана

2

1

6

11

Историко-материалистическая теория общественного развития

2

1

6

12

Критическая теория франкфуртской школы

2

2

6

13

Теория коммуникативного действия и теория позднего капитализма Хабермаса

2

1

4

14

Основы теории социального действия: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология

4

2

4

15

Основы теории социального поведения

2

1

6




Итого:

34

17

71




Всего:

122



Содержание дисциплины:

Модуль Б3.03.01.01. Важнейшие социологические понятия

Т е м а 1. Структура теоретической социологии
Предметные области и уровни теоретического знания в социологии. Объяснение − основная функция теории. Понимающее объяснение в социологии. Общесоциологическая (фундаментальная) теория, теории среднего уровня, гипотезы и обобщения эмпирических исследований, взаимосвязь между ними. Мультипарадигмальность современной теоретической социологии. Макросоциология и микросоциология. Дифференциация теоретических направлений фундаментального уровня. Теория социальных систем, марксизм и критическая теория общества, теория социального действия, теоретико-поведенческая социология.

Социологические понятия, термины, статистические категории, операционализированные понятия и их функции в социальном познании. Связь важнейших социологических понятий с теоретическими направлениями фундаментального уровня.

Этапы развития теоретической социологии: возникновение, классический период, дифференциация теоретических направлений в социологии, парадигмальный кризис, стабилизационная тенденция. Теория капиталистического общества как основа интеграции теорий общества. Теория коммуникации как основа интеграции микросоциологических теорий. Пути преодоления дуализма теорий микро- и макроуровней социальной реальности.

Ситуация в российской теоретической социологии

Л и т е р а т у р а
Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003.

Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим стоит?» Две социологии и теория общества // Современная немецкая социология: 1990-е годы. СПб., 2002.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., М., 2002.

Социологическая теория: история, современность, перспективы / Ред. А.Ф. Филиппов. СПб., 2008.

Социология: Учебник / Под ред. Н.Г. Скворцова. СПб., 2006. Гл. 3: Теория, парадигмы, модели.

Тощенко Ж.Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О. Бороноева. Вып. 6. СПб., 2007.

Филиппов А.Ф. Теоретическая социология // Теория общества. Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова. М., 1999.

Шлюхтер В. Деятельность, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 2.

Ядов В.А. Для чего нужна сегодня национальная русская социология? // Опубл. на сайте «Полит.ру» (http://www.polit.ru/analytics/2007/10/02/sociology.html)
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology
Целью курса «Теоретическая социология» является формирование у обучающихся основ профессиональной подготовки социолога путем овладения...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconПрограмма учебной дисциплины “экономика и социология труда”
Программа учебной дисциплины “Экономика и социология труда” / Сост.: А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, К. Э. Оксинойд; гуу. М., 2001....
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) обще го образования...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины математика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования для технического...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования для гуманитарного...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) обще го образования...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования для технического...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины математика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) обще го образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница