Скачать 267.59 Kb.
|
![]() Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «История и философия науки» составлена в соответствии с паспортом специальности научных работников 08.00.01. «Экономическая теория», программой-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274. Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета института протокол №___ от ___________________ Председатель ученого совета «___»________20____г. _____________ И.Т. Насретдинов (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Руководитель Центра НИР и инноваций ______________ Валеева Ю.С. «___»__________ 20___ г. (подпись) Введение. Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской работой в области экономических наук, к экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки». ^ К настоящему времени для всех российских аспирантов и соискателей степени кандидата наук введено требование сдачи экзамена по дисциплине кандидатского минимума, которая называется «История и философия науки». Издана Программа нового кандидатского минимума, утвержденная Министерством образования и науки РФ. Она включает три основных компоненты: (I) общая философия науки ; (II) история науки в целом и история отдельных дисциплин ; (III) современные философские проблемы различных отраслей науки (естествознание, социально-гуманитарное знание и т.д.). (I) Содержанием первой компоненты кандидатского минимума является рассмотрение общих философских вопросов науки как целого : понятия науки и критериев научности, структуры научного знания (эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней) и методов научного познания, динамики научного знания ( роста, моделей, факторов и движущих сил его развития), функционирования науки как социального института, взаимодействия науки и общества, принципов научного этоса. (II) Вторая компонента кандидатского минимума – история науки. Прежде всего, это общая история науки – генезис и основные исторические этапы развития науки как целого (миф, преднаука, классическая наука, неклассическая наука, пост - неклассическая наука), социально-экономический, социокультурный и социально-политический контексты роста научного знания. К этой же компоненте относится и историко-философский блок - те философские системы, в которых отражены, обобщены и осмыслены основания научных знаний соответствующих этапов развития науки. Затем – история одной из тех дисциплин, которые в большей мере соответствуют специализации аудитории (история экономики, история права, и т.д.). (III) Третья компонента – знание аспирантами философских проблем одной из конкретных наук, близкой им по профилю вуза (философия экономики, философия права, философия социологии, философия истории и т.п.). «Стыковка» всех трех компонент в кандидатском минимуме может быть осуществлена самыми разными способами: на это нет никаких официальных ограничений1. Характер этой «стыковки» определяется, прежде всего, профилем вуза, составом лекторов, их интересами и квалификацией, интересами и желаниями самих слушателей, пожеланиями администрации вуза и т.д. Тем не менее, при всем многообразии различных курсов между ними все же должно существовать нечто общее. Это объединяющее начало – общая философия науки. «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте»2. Третья компонента кандидатского минимума, раскрывающая философию современных социальных и гуманитарных наук, содержит три основных блока философских проблем: (III.а) общие методологические вопросы социально-гуманитарных наук (проблема истины в социально-гуманитарных науках, проблема специфики социально-гуманитарного знания и особенностей методологии социально-гуманитарного познания, проблема роста социально-гуманитарного знания, законы его развития); (III.б) философия отдельных социальных и гуманитарных наук (социологии, экономики, права, истории и т.д.); (III.в) философский анализ важнейших областей социально-гуманитарной сферы (политики, искусства, религии и т.д.). Разумеется, что проблемы (III.а) – (III.в) отнюдь не исчерпывают список всех актуальных философских проблем общественных и гуманитарных наук. Тем не менее, автор исходит из того, что задача курса – представить не все существующие проблемы, но лишь те, которые : (1) представляются ему основными; (2) которые он в состоянии компетентно изложить аудитории, состоящей из аспирантов и соискателей; (3) те, которые этой аудитории интересны и этой аудиторией могут быть в достаточной мере усвоены. Целью изучения курса является формирование у аспирантов представления о сущности и актуальных проблемах философии и истории науки. ^ – - рассмотрение общих философских вопросов науки как целого; - рассмотрение общей истории науки и истории экономики; - рассмотрение философских проблем экономической науки; ^ В процессе изучения данной дисциплины аспирант должен знать:
аспирант должен уметь: - свободно владеть философской терминологией; - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике философии и истории науки; -применять полученные знания в своей конкретной научно-исследовательской работе. Курс завершается экзаменом. По окончании курса аспиранты должны быть подготовлены для самостоятельного анализа современных философских проблем, а также использовать полученные знания для теоретической работы в дальнейшей своей специализации. Тема 1 .Понятие и структура оснований науки Предмет и функции философии. Философия как рефлексия над основаниями культуры. Место философии науки в структуре философского знания. Философия науки как рефлексия над основаниями науки. Функции философии науки. Три основных стороны науки: (1) наука как система знаний (когнитивный аспект); (2) наука как вид деятельности (деятельностный аспект); (3) наука как социальный институт (институциональный аспект). Понятие и структура оснований науки (по В.С. Степину): основания науки как системообразующие факторы, которые определяют целостность системы научного знания. Базисные компоненты структуры оснований науки: (1) научная картина мира, (2) идеалы и нормы научного исследования, (3) философские основания науки. Философские основания науки и универсалии культуры. Тема 2. Миф, преднаука, наука: от мифа – к логосу. Понятие и основные этапы развития науки: (1) миф, (2)восточная преднаука, (3) античная преднаука (V в. до н.э. – V в. н.э.), (4) средневековая преднаука (V в. н.э. – XV в. н.э.), (5) классическая наука (XVI в. н.э. – XVIII в. н.э.) , (6) неклассическая наука (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.) и (7) пост - неклассическая наука (вторая половина XX в. – XXI в .). Специфика мифа как исторического типа мировоззрения. Склонность человека принимать мифы на основании своей родовой, этнической, культурной принадлежности и психологической предрасположенности. Пять принципов, характеризующих мифологию: (1) в основе мифа лежит опыт столкновения со смертью и страх исчезновения; (2) мифология связана с ритуалом : погребение сопровождается жертвоприношением; (3) мифы связаны с предельными состояниями, выходящими за пределы обыденного опыта; (4) миф показывает, как следует себя вести; (5) все мифологии говорят о существовании иного мира, соседствующего с нашим . Тема 3. Социально-исторические предпосылки и специфические черты античной науки Основные особенности античной преднауки: (1) теоретичность, (2) логическая доказательность, (3) созерцательность, независимость от практики, (4) открытость критике, (5) демократизм. Античная преднаука в контексте истории античной цивилизации. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Тема 4. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки. Сущностные черты средневековой науки: (1) теологизм («наука – служанка богословия»), (2) непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества (парадигмы – астрология, алхимия, религиозная герменевтика), (3) схоластика, (4) догматизм. Тема 5. Философия и наука Нового времени. Процесс секуляризации духовной культуры общества. Наука Нового времени как синтез рациональной античной преднауки с техно - инструментальным характером восточной преднауки. Наука и философия Нового времени. Проблема метода в философии и науке. Тема 6. Классическая немецкая философия и наука эпохи Просвещения. Европейское Просвещение. Вера в Разум. Шарль Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778). Работа Ш. Монтескье «О духе законов» (1748). Работа Вольтера «Философский словарь» (1764-69). Работа Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» (1762). Великая французская революция. Социально-политические, социально-экономические и социокультурные предпосылки немецкой классической философии. Иммануил Кант (1724 – 1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872). Тема 7. Марксистская гносеология и становление неклассической науки. Отношение к идеям Гегеля и Фейербаха. Младогегельянство. Общественное бытие и общественное сознание. Наука как форма общественного сознания. Общество и познание. Практика как основа и цель познания. Практика как критерий истины. ^ Тема 9. Антропологическое направление в западной философии 19-20 вв. и социогуманитарное познание. Основные течения в рамках антропологического направления: герменевтика, феноменология и экзистенциализм. Герменевтика как искусство и теория истолкования текста. Дильтеевский подход к герменевтике как к одному из важнейших методов гуманитарного познания. Тема 10. Формы и методы научного познания. Чувственное и рациональное в познании. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение как субъективный, идеальный образ предмета. Восприятие как целостный образ предмета, данного посредством наблюдения. Представление как сложная форма чувственного познания. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Тема 11. Уровни научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни, критерии их различения. Структура эмпирического знания. Тема 12. Структура и развертывание развитой научной теории. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Тема 13. Научная картина мира в ее развитии. Аристотелевская механика и система Птолемея. Физика Аристотеля и средневековая наука. Падение Константинополя (1453) и массовая эмиграция греческой интеллигенции в Западную Европу. Эпоха Ренессанса. Механическая картина мира и история ее создания. Тема 14. Кумулятивистская и фальсификационистская модели развития научного знания. Проблема роста научного знания. Наивный реализм и кумулятивистская модель. Индуктивизм и пробабилизм. ^ История науки и философия науки. Биография Томаса Куна (1922-1996) : от физики твердого тела к физике Аристотеля. Работа Т.Куна «Коперниканская революция» (1958). Социально-политические и социально - экономические факторы развития науки. Работа Т.Куна «Структура научных революций» (1961). Тема 16. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. Биография Имре Лакатоса (1922-1974): от аспиранта философского факультета МГУ до венгерского министра просвещения; от заключенного будапештской тюрьмы до профессора лондонской школы экономики. И. Лакатос и С.А. Яновская. Работа И. Лакатоса «Доказательства и опровержения». Критика доказательства в математике при помощи контрпримеров. Утонченный и догматический фальсификационизм. И.Лакатос и Г.Лукач. И.Лакатос и К.Поппер. Тема 17. Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда. Тезис о теоретической нагруженности языка наблюдений. Критика Фейерабендом нормальной науки. Принцип пролиферации научных теорий. Значение принципа плюрализма для развития научного познания. “Anything goes”. Эпистемологический анархизм. Сравнительный анализ модели Фейерабенда и моделей Куна и Лакатоса. Тезис о несоизмеримости сменяющих друг друга парадигм. Тема 18. Социология науки и социология знания. Социология науки и структурно-функциональный анализ. Наука как особый социальный институт с нормами и ценностями, регулирующими поведение ученых. Основные проблемы мертоновской социологии науки. ^ Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Тема 20. Проблема роста социо-гуманитарного знания . Методологическая, мировоззренческая и аксиологическая разобщенность социогуманитарного знания. Проблема роста естественнонаучного знания. Две основные исследовательские традиции в философии общественных и гуманитарных наук : натурализм и анти-натурализм («гуманизм»). Тема 21. Философия социологии. Социология как позитивная наука. Предмет и объект социологии. Огюст Конт, Герберт Спенсер и позитивизм в социологии. Два подхода к пониманию предмета социологии: объективистский и субъективистский. Социология и естественные науки. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук. Вертикальная и горизонтальная структуры социологического знания. Основные функции социологии: познавательная, прикладная, прогностическая, идеологическая и гуманистическая. Эмпирические и теоретические методы социологического исследования. Классический и неклассический этапы развития социологического знания. Тема 22. Философия и методология экономической науки. Единство и многообразие современной экономической теории. Основные картины экономической реальности. Специфика экономики как лидера обществознания. Основные факторы и условия развития экономической науки. Тема 23. Философия права. Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия. Философия права в системе наук. Сущность методологии права и ее уровни. Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление. Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность. Исторические типы философии права. ^ Философия истории как философское знание, обращенное к историческому процессу и имеющее целью выявление его сущности, движущих сил и основных закономерностей. Рекомендуемая литература |
![]() | Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Экономическая теория» Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Экономическая теория» составлена в соответствии с паспортом специальности... | ![]() | Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки Охватывает все и вся, а фундированная тем, что она исходит отовсюду. «Паноптикон» Джереми Бентама |
![]() | Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) «Экономическая теория», учебного плана ано впо цс РФ «Российский университет кооперации» одобрен Ученым советом протокол №9 от 05.... | ![]() | Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» Постпозитивистская философия науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд) |
![]() | История и философия науки» («Философия науки») Москва 2004 П78 Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). — М: Гардарики, 2004. — 64 с | ![]() | Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая... Программа составлена на основе типовой программы – минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 – «Общая педагогика,... |
![]() | Примерный перечень вопросов по дисциплине «История и философия науки»... Роль научной картины мира, философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук | ![]() | Рефератов по дисциплине «История и философия науки» ... |
![]() | Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» Прикладные и фундаментальные науки. Проблема истинности и эффективности в научном познании | ![]() | Рабочая программа по дисциплине История экономической мысли «Экономическая теория», учебного плана ано впо цс РФ «Российский университет кооперации» одобрен Ученым советом протокол №9 от 05.... |