Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки




НазваниеРабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки
страница1/9
Дата публикации08.12.2013
Размер1.2 Mb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

Казанского кооперативного

института (филиала)

Российского университета кооперации

_____________/ Ю.С.Валеева /

«____»_________________20___г.


Рабочая программа
по специальной дисциплине история и философия науки

(наименование дисциплины)

по специальности 08.00.01. Экономическая теория

(шифр и наименование специальности)

Казань, 2012

Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальности научных работников 08.00.01. «Экономическая теория», учебного плана АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» одобрен Ученым советом протокол №9 от 05.04.2011, программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

Составители рабочей программы

д.ф.н., профессор _____________ Р.М.Нугаев

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета института протокол №___ от ___________________

Председатель ученого совета
«___»________20____г. _____________ ^ И.Т. Насретдинов

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Цели и задачи дисциплины

К настоящему времени для всех российских аспирантов и соискателей степени кандидата наук введено требование сдачи экзамена по дисциплине кандидатского минимума, которая называется «История и философия науки». Издана Программа нового кандидатского минимума, утвержденная Министерством образования и науки РФ. Она включает три основных компоненты:

(I) общая философия науки ;

(II) история науки в целом и история отдельных дисциплин ;

(III) современные философские проблемы различных отраслей науки (естествознание, социально-гуманитарное знание и т.д.).

(I) Содержанием первой компоненты кандидатского минимума является рассмотрение общих философских вопросов науки как целого : понятия науки и критериев научности, структуры научного знания (эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней) и методов научного познания, динамики научного знания ( роста, моделей, факторов и движущих сил его развития), функционирования науки как социального института, взаимодействия науки и общества, принципов научного этоса.

(II) Вторая компонента кандидатского минимума – история науки. Прежде всего, это общая история науки – генезис и основные исторические этапы развития науки как целого (миф, преднаука, классическая наука, неклассическая наука, пост - неклассическая наука), социально-экономический, социокультурный и социально-политический контексты роста научного знания. К этой же компоненте относится и историко-философский блок - те философские системы, в которых отражены, обобщены и осмыслены основания научных знаний соответствующих этапов развития науки. Затем – история одной из тех дисциплин, которые в большей мере соответствуют специализации аудитории (история экономики, история права, и т.д.).

(III) Третья компонента – знание аспирантами философских проблем одной из конкретных наук, близкой им по профилю вуза (философия экономики, философия права, философия социологии, философия истории и т.п.).

«Стыковка» всех трех компонент в кандидатском минимуме может быть осуществлена самыми разными способами: на это нет никаких официальных ограничений1. Характер этой «стыковки» определяется, прежде всего, профилем вуза, составом лекторов, их интересами и квалификацией, интересами и желаниями самих слушателей, пожеланиями администрации вуза и т.д. Тем не менее, при всем многообразии различных курсов между ними все же должно существовать нечто общее. Это объединяющее начало – общая философия науки. «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте»2.

Третья компонента кандидатского минимума, раскрывающая философию современных социальных и гуманитарных наук, содержит три основных блока философских проблем:

(III.а) общие методологические вопросы социально-гуманитарных наук (проблема истины в социально-гуманитарных науках, проблема специфики социально-гуманитарного знания и особенностей методологии социально-гуманитарного познания, проблема роста социально-гуманитарного знания, законы его развития);

(III.б) философия отдельных социальных и гуманитарных наук (социологии, экономики, права, истории и т.д.);

(III.в) философский анализ важнейших областей социально-гуманитарной сферы (политики, искусства, религии и т.д.).

Разумеется, что проблемы (III.а) – (III.в) отнюдь не исчерпывают список всех актуальных философских проблем общественных и гуманитарных наук. Тем не менее, автор исходит из того, что задача курса – представить не все существующие проблемы, но лишь те, которые :

(1) представляются ему основными;

(2) которые он в состоянии компетентно изложить аудитории, состоящей из аспирантов и соискателей;

(3) те, которые этой аудитории интересны и этой аудиторией могут быть в достаточной мере усвоены.

Целью изучения курса является формирование у аспирантов представления о сущности и актуальных проблемах философии и истории науки.

^ Задачи курса

- рассмотрение общих философских вопросов науки как целого;

- рассмотрение общей истории науки и истории экономики;

- рассмотрение философских проблем экономической науки;
^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В процессе изучения данной дисциплины аспирант должен знать:

  • общие философские проблемы науки как целого : понятие науки и критериев научности, структуры научного знания (эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней) и методов научного познания, динамики научного знания ( роста, моделей, факторов и движущих сил его развития), функционирования науки как социального института, взаимодействия науки и общества, принципов научного этоса.

  • общие проблемы истории науки – генезис и основные исторические этапы развития науки как целого (миф, преднаука, классическая наука, неклассическая наука, пост - неклассическая наука), социально-экономический, социокультурный и социально-политический контексты роста научного знания.

  • проблемы истории экономики.

  • общие методологические вопросы социально-гуманитарных наук (проблема истины в социально-гуманитарных науках, проблема специфики социально-гуманитарного знания и особенностей методологии социально-гуманитарного познания, проблема роста социально-гуманитарного знания, законы его развития;

  • вопросы философии экономики;

  • вопросы философии отдельных социальных и гуманитарных наук (социологии, права, истории и т.д.);

  • философский анализ важнейших областей социально-гуманитарной сферы (политики, искусства, религии и т.д.).

аспирант должен уметь:
- свободно владеть философской терминологией;

- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике философии и истории науки;

-применять полученные знания в своей конкретной научно-исследовательской работе.

Курс завершается экзаменом. По окончании курса аспиранты должны быть подготовлены для самостоятельного анализа современных философских проблем, а также использовать полученные знания для теоретической работы в дальнейшей своей специализации.

Лекционный курс


Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Трудоемкость

час.

зач. ед.*

1

Тема 1 .Понятие и структура оснований науки

Предмет и функции философии. Философия как рефлексия над основаниями культуры. Место философии науки в структуре философского знания. Философия науки как рефлексия над основаниями науки. Функции философии науки. Три основных стороны науки: (1) наука как система знаний (когнитивный аспект); (2) наука как вид деятельности (деятельностный аспект); (3) наука как социальный институт (институциональный аспект). Понятие и структура оснований науки (по В.С. Степину): основания науки как системообразующие факторы, которые определяют целостность системы научного знания. Базисные компоненты структуры оснований науки: (1) научная картина мира, (2) идеалы и нормы научного исследования, (3) философские основания науки. Философские основания науки и универсалии культуры.


0,5

0,05

2


Тема 2. Миф, преднаука, наука: от мифа – к логосу.

Понятие и основные этапы развития науки: (1) миф, (2)восточная преднаука, (3) античная преднаука (V в. до н.э. – V в. н.э.), (4) средневековая преднаука (V в. н.э. – XV в. н.э.), (5) классическая наука (XVI в. н.э. – XVIII в. н.э.) , (6) неклассическая наука (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.) и (7) пост - неклассическая наука (вторая половина XX в. – XXI в .).

Специфика мифа как исторического типа мировоззрения. Склонность человека принимать мифы на основании своей родовой, этнической, культурной принадлежности и психологической предрасположенности. Пять принципов, характеризующих мифологию: (1) в основе мифа лежит опыт столкновения со смертью и страх исчезновения; (2) мифология связана с ритуалом : погребение сопровождается жертвоприношением; (3) мифы связаны с предельными состояниями, выходящими за пределы обыденного опыта; (4) миф показывает, как следует себя вести; (5) все мифологии говорят о существовании иного мира, соседствующего с нашим .



0,25

0,05

3

4


5


6

7


8

9


10

11

12


13

14

15

16

17.

18

19

20

21


22


23

24

Тема 3. Социально-исторические предпосылки и специфические черты античной науки

Основные особенности античной преднауки: (1) теоретичность, (2) логическая доказательность, (3) созерцательность, независимость от практики, (4) открытость критике, (5) демократизм. Античная преднаука в контексте истории античной цивилизации. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Тема 4. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.

Сущностные черты средневековой науки: (1) теологизм («наука – служанка богословия»), (2) непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества (парадигмы – астрология, алхимия, религиозная герменевтика), (3) схоластика, (4) догматизм.

Тема 5. Философия и наука Нового времени.

Процесс секуляризации духовной культуры общества. Наука Нового времени как синтез рациональной античной преднауки с техно - инструментальным характером восточной преднауки. Наука и философия Нового времени. Проблема метода в философии и науке.

Тема 6. Классическая немецкая философия и наука эпохи Просвещения.

Европейское Просвещение. Вера в Разум. Шарль Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778). Работа Ш. Монтескье «О духе законов» (1748). Работа Вольтера «Философский словарь» (1764-69). Работа Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» (1762). Великая французская революция. Социально-политические, социально-экономические и социокультурные предпосылки немецкой классической философии. Иммануил Кант (1724 – 1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).
Тема 7. Марксистская гносеология и становление неклассической науки.

Отношение к идеям Гегеля и Фейербаха. Младогегельянство. Общественное бытие и общественное сознание. Наука как форма общественного сознания. Общество и познание. Практика как основа и цель познания. Практика как критерий истины.

^ Тема 8. Сциентистское направление в западной философии 19-20вв. и переход к неклассической и постнеклассической науке.

Тема 9. Антропологическое направление в западной философии 19-20 вв. и социогуманитарное познание.

Основные течения в рамках антропологического направления: герменевтика, феноменология и экзистенциализм. Герменевтика как искусство и теория истолкования текста. Дильтеевский подход к герменевтике как к одному из важнейших методов гуманитарного познания.

Тема 10. Формы и методы научного познания.

Чувственное и рациональное в познании. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение как субъективный, идеальный образ предмета. Восприятие как целостный образ предмета, данного посредством наблюдения. Представление как сложная форма чувственного познания. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

Тема 11. Уровни научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни, критерии их различения. Структура эмпирического знания.

Тема 12. Структура и развертывание развитой научной теории.

Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач.

Тема 13. Научная картина мира в ее развитии.

Аристотелевская механика и система Птолемея. Физика Аристотеля и средневековая наука. Падение Константинополя (1453) и массовая эмиграция греческой интеллигенции в Западную Европу. Эпоха Ренессанса. Механическая картина мира и история ее создания.

Тема 14. Кумулятивистская и фальсификационистская модели развития научного знания.

Проблема роста научного знания. Наивный реализм и кумулятивистская модель. Индуктивизм и пробабилизм.

^ Тема 15. Модель развития научного знания Томаса Куна.

История науки и философия науки. Биография Томаса Куна (1922-1996) : от физики твердого тела к физике Аристотеля. Работа Т.Куна «Коперниканская революция» (1958). Социально-политические и социально - экономические факторы развития науки. Работа Т.Куна «Структура научных революций» (1961).

Тема 16. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.

Биография Имре Лакатоса (1922-1974): от аспиранта философского факультета МГУ до венгерского министра просвещения; от заключенного будапештской тюрьмы до профессора лондонской школы экономики. И. Лакатос и С.А. Яновская. Работа И. Лакатоса «Доказательства и опровержения». Критика доказательства в математике при помощи контрпримеров. Утонченный и догматический фальсификационизм. И.Лакатос и Г.Лукач. И.Лакатос и К.Поппер.

Тема 17. Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда.

Тезис о теоретической нагруженности языка наблюдений. Критика Фейерабендом нормальной науки. Принцип пролиферации научных теорий. Значение принципа плюрализма для развития научного познания. “Anything goes”. Эпистемологический анархизм. Сравнительный анализ модели Фейерабенда и моделей Куна и Лакатоса. Тезис о несоизмеримости сменяющих друг друга парадигм.

Тема 18. Социология науки и социология знания.

Социология науки и структурно-функциональный анализ. Наука как особый социальный институт с нормами и ценностями, регулирующими поведение ученых. Основные проблемы мертоновской социологии науки.

^ Тема 19. Научные революции и социокультурная детерминация научного познания.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания.

Тема 20. Проблема роста социо-гуманитарного знания .

Методологическая, мировоззренческая и аксиологическая разобщенность социогуманитарного знания. Проблема роста естественнонаучного знания. Две основные исследовательские традиции в философии общественных и гуманитарных наук : натурализм и анти-натурализм («гуманизм»).

Тема 21. Философия социологии.

Социология как позитивная наука. Предмет и объект социологии. Огюст Конт, Герберт Спенсер и позитивизм в социологии. Два подхода к пониманию предмета социологии: объективистский и субъективистский. Социология и естественные науки. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук. Вертикальная и горизонтальная структуры социологического знания. Основные функции социологии:

познавательная, прикладная, прогностическая, идеологическая и гуманистическая. Эмпирические и теоретические методы социологического исследования.

Классический и неклассический этапы развития социологического знания.

Тема 22. Философия и методология экономической науки.

Единство и многообразие современной экономической теории. Основные картины экономической реальности. Специфика экономики как лидера обществознания. Основные факторы и условия развития экономической науки.

Тема 23. Философия права.

Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия. Философия права в системе наук. Сущность методологии права и ее уровни. Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление. Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность. Исторические типы философии права.

^ Тема 24.Философия истории.

Философия истории как философское знание, обращенное к историческому процессу и имеющее целью выявление его сущности, движущих сил и основных закономерностей.


0,25

0,25


0,25


0,5

0,25


0,25

0,5


0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


2,0


0,5

0,5

0,05

Итого:




12 час.















  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине «История и философия науки»
Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «История и философия науки» составлена в соответствии с паспортом специальности...
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Постпозитивистская философия науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд)
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconИстория и философия науки» («Философия науки»)                             Москва 2004          
П78 Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). — М: Гардарики, 2004. — 64 с
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconПримерный перечень вопросов по дисциплине «История и философия науки»...
Роль научной картины мира, философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
...
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Прикладные и фундаментальные науки. Проблема истинности и эффективности в научном познании
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки icon«история и философия науки» (История экономических наук) Чебоксары
Меркантилизм как учение торговой буржуазии и его значение в становлении экономической науки
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconРеферат Учебная дисциплина – «История и философия науки» Философия Нового времени

Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconЭкзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Философия»…51. 13....
Министерство образования и науки российской федерациибалтийский федеральный университет им. И. Канта
Рабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки iconРабочая программа дисциплины История дизайна для специальностей (группы...
Рабочая программа по дисциплине «История дизайна» составлена на основе примерной программы «История дизайна» в соответствии с Государственными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница