Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы




Скачать 170.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы
Дата публикации25.12.2013
Размер170.93 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > История > Рабочая программа




Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта.

В основу планирования курса взята программа по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, .- М. : «Просвещение», 2007г. 6-9 классы.

XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе:

^ Цели курса


  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

^ Задачи курса:

  1. Овладеть исторической картиной мира: умением объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  2. Формировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  3. Нравственное самоопределение личности: уметь оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: уметь, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.



^ Сроки и этапы реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 34часа. Реализуется в течении 2013-2014 учебного года.

Содержание тем учебного курса:
Россия в первой половине XIX века.

Российское государство на рубеже ве­ков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Внутренняя политика в 18011806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: при­чины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Рос­сии в 1813 1825 гг. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков. Герои вой­ны. Причины по­беды России в войне.

Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.

Внутренняя политика в 1815—1825гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Север­ное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I.Император Николай I. Укрепление государ­ственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. По­пытки решения крестьянского вопроса, реформа управления го­сударственными крестьянами П. Д. Кисе­лева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйст­венного развития. Начало промышленного переворо­та, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика Николая I в 18261849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Поль­ский вопрос. Русско-иран­ская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общест­венного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма» А. И. Герцена.

Крымская война 18531856 гг. Оборона Севастополя. Обострение Восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневос­точные экспедиции. Русское ге­ографическое общество.

Художественная культура. Быт и обычаи Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, ро­мантизм, реализм). Национальные корни отечест­венной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писате­ли и их произведения. Театр. Становление на­циональной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIXв. В мировую культуру. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

^ Россия во второй половине XIX века.

Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II. Лич­ность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: пла­ны и проекты переустройства России.

Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 18601870-х гг. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Национальная политика Александра II.

Польское восстание. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: форми­рование буржуазии, рост пролетариата.

Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либера­лизма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Террор. Убийство Александра П.

Внешняя политика Александра II.Основные направления внеш­ней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III.Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Положение основных слоев общества. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое деся­тилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Социаль­ная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 8090-х гг. XIX в.Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

Внешняя политика Александра III.Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. Скульптура.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся
должны знать:

  • даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, и их участников, результаты и итоги событий XIX в.;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы, сформировавшиеся к XVII в.;

  • изученные виды исторических источников;

должны уметь:

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • уметь дискутировать,

  • анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказать собственное суждение; читать историческую карту;

  • группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

  • сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.


Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

^ Календарно- тематическое планирование .



урока

п/п

Название тем, уроков.




Кол-во часов

Примерные сроки изучения




^ Раздел I. Россия в первой половине XIX века. 17 час.

1

Российское государство на рубеже XVIII-XIX веков.




1

2.09

2

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.




1

9.09

3

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.




1

16.09

4

Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825 гг.




1

23.09

5

Внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.




1

30.09

6

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.




1

7.10

7

Общественное движение при Александре I.




1

14.10

8

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов




1

21.10

9

Внутренняя политика Николая I.




1

28.10

10

Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг.




1

11.11

11

Общественное движение в годы правления Николая I.




1

18.11

12

.Народы России .




1

25.11

13

Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя




1

2.12

14

Образование и наука.




1

9.12

15

Художественная культура. Быт и обычаи.




1

16.12

16

Нижегородский край




1

23.12

17

Повторение и контроль по теме: «Россия в первой половине XIX века».




1

13.01




^ Раздел II. Россия во второй половине XIX века. 17 ч.

18

Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II.




1

20.01

19

Крестьянская реформа 1861 г.Отмена крепостного права.




1

27.01

20-21

Либеральные реформы 60-70х г.г..





2

3.02-10.02

22

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.




1

17.02

23-24

Общественное движение пореформенной России




2

24.02-3.03

25

Внешняя политика Александра II




1

10.03

26

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.




1

17.03

27

Внутренняя политика Александра III.




1

7.03

28

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Положение основных слоев общества




1

14.03

29

Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в..




1

21.04

30

. Внешняя политика Александра III.




1

28.04

31

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство.




1

5.05

32

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт.




1

12.05

33

Нижегородский край.




1

19.05

34

Повторение: «Россия во второй половине XIXв.




1

26.05


Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя

1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. « История России.XIX в» М.»Просвещение» 2009г.

2. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова. «Поурочные разработки по Истории России».

М. «ВАКО». 2005г.

3.Е.Н.Сорокина. «Нестандартные уроки истории» 7-8 кл. Волгоград .

4.О.Н. Журавлева. Тесты по истории России XIX века. М. «Экзамен» 2006г.

5. Таблицы:

  1. Структура управления Российской империи в первой четверти XIX века.

  2. Сословия в России в первой половине XIX века.

  3. Крестьянская реформа в 1861 году.

  4. Судебная система России после 1864 года.

  5. Земская реформа 1864 года.

  6. Политические партии России в конце XIX- начале ХХ века.

6. Карты:

    1. Российская империя в 1762-1800 гг.

    2. Российская империя в первой половине XIX d/

    3. Развитие капитализма в России с 1861 г. до конца XIX в.

    4. Отечественная война 1812 г.

Интернет-ресурсы по истории России XIX в.

Адьютант: Историческое обозрение:http://adjudant.ru/. Много материалов по военной истории империи. Отдельный проект посвящен военнопленным 1812-1815 гг.

^ Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm

Библиотека социал-демократа:http://www.plekhanovfound.ru/library/. Посвящена в первую очередь Плеханову, но содержит огромный массив исследований и документов по истории общественного движения.

^ Виртуальный «Музей декабристов»: http://decemb.hobby.ru/. Здесь интересны высокодетализированные биографии участников декабристского движения, набор источников («Архив», «Мемуары»), раздел «Наследие», содержащий некоторые литературные труды декабристов. В «Галерее» представлены портреты декабристов, жанровые картины, а также работы самих декабристов.

^ Интернет-проект «1812 год»:http://www.museum.ru/museum/1812/index.html. Посвящен войне 1812 г., но охватывает предшествующие и последующие события. Библиотека, отличные изображения, биографии, хронологическая таблица военных действий. Есть историографические материалы, источники (в т.ч. архивные документы), два библиографических указателя и художественная литература. Биографии государственных и военных деятелей даны очень полно (как для России, так и для Франции).

^ История России XIX века:http://xix-vek.ru/. Письменные, и, что особенно ценно, статистические и графические источники.

Как наши деды воевали:http://www.kulichki.com/grandwar/. Войны России в XIX - начале ХХ вв., много ссылок.

^ Народная воля:http://www.narovol.narod.ru/. Сайт очень удачно сочетает в себе научную и просветительскую составляющие, а также насыщен иллюстрациями.

Российский мемуарий:http://fershal.narod.ru/.

Русская императорская армия:http://regiment.ru/. Большой объем систематизированной информации, отличная библиотека.

Русские мемуары:http://memoirs.ru/.

С. Ю. Витте:http://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi. Библиография, некоторые важные документы, работы о нем.


Похожие:

Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании...
...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по всеобщей истории для 8 класса разработана на...
...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по всеобщей истории для 7 класса разработана на...
Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята авторская программа: А. Я юдовская, Л. М. Ванюшкина,...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconВ основу планирования взята программа курса «Всеобщая история. 10...
Рабочая программа по Всеобщей истории для 10 класса разработана на основании Федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию разработана для 9 класса на основании...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г. В основу планирования курса взята рабочая программа:...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основании...
В основу планирования курса взята рабочая программа: составитель А. И. Кравченко, «Обществознание». Программа курса для 8-9 классов...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на,...
В основу планирования курса взята рабочая программа: составитель – С. И. Козленко, И. В. Козленко,»Обществознание. Программа курса...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию разработана для 7 класса на основании...
В основу планирования курса взята рабочая программа: С. И. Козленко, И. В. Козленко, «Обществознание. Программа курсадля 6 – 7 классов...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по истории России для 9 класса разработана на основании...
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. М. Ю брант «История России XX – начала XXI века».:...
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа рабочая программа по Праву для 10 класса разработана...
В основу планирования курса взята примерная программа по праву М., «Дрофа», 2007 год. Авторы: Днепров А. Г.,Днепров Э. Д
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница