Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики»




Скачать 78.39 Kb.
НазваниеПрограмма курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики»
Дата публикации20.04.2013
Размер78.39 Kb.
ТипПрограмма курса
litcey.ru > Журналистика > Программа курса
Социология журналистики

Жуковская Е.Е.

программа курса
Пояснительная записка

Учебный курс «Социология журналистики» адресован студентам кафедры журналистики и PR историко-филологического факультета РПИ св.Иоанна Богослова, обучающихся на бакалавриате по направлению «журналистика», и рассчитан на по учебному плану 18 часов.

Дисциплина ориентирована на практику журналистики. Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения.

Цели курса «Социология журналистики» – синтез базовых представлений студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученных из дисциплин социально-гуманитарного цикла, с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении.

^ Предмет курса – журналистика в качестве социального института (особенности ее взаимоотношения с системой власти и управления, обществом в целом; личность журналиста в социальных и профессионально-творческих параметрах; сущность эффективности журналистской деятельности, социологическая культура журналиста). Студентам предстоит научиться видеть неразрывную связь между творческим характером журналистской деятельности и многообразием существующих в обществе интересов, динамикой социальной и духовной жизни.

^ Задачи курса:

  1. Определение места и роли журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов.

  2. Обоснованность восприятия журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.

  3. Формирование представления о социологической культуре журналиста.




  1. Освоение методического инструментария журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.


Исходя из вышеизложенных целей и задач курс делится на три блока:

  1. получение знаний об основных научных концепций, раскрывающих социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества;

  2. приобретение умения рефлексии явления журналистской практики, овладение навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности;

  3. получение представлений о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе;

  4. журналистика и аудитория: социальные и творческие связи.

^ Содержание курса
Введение в дисциплину: социология журналистики как научная и учебная дисциплина; социология журналистики в мировой и отечественной науке; традиции и опыт социологии журналистики в России.

^ Журналистика как социальный институт общества: журналистика в социальной системе общества; социальная система и коммуникация; проблема свободы СМИ; коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом; профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти; информационная политика государства и Русской Православной Церкви; система СМИ России (структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие); журналистика и социальный контроль; социальный контроль как функция общественного мнения; социальный и журналистский контроль: общее и особенное; алгоритм реализации социального контроля в журналистике.

^ Социальные аспекты деятельности журналиста: журналистика как профессиональная деятельность; социальные аспекты творческого труда журналиста; субъектность труда журналиста и его общественное назначение; личностные и общественно значимые начала в труде журналиста; нравственно-этические компоненты личности журналиста; социологическая культура труда журналиста; социологическое мышление журналиста как показатель его профессионализма и опорный элемент социожурналистской квалификации; методы и формы журналистского познания действительности; социальный факт в журналистике; особенности публикации результатов социологических исследований в массовой печати и основные требования к ним; социологический инструментарий журналиста: интервью, наблюдение, прессовый (телефонный) опрос, эксперимент, экспертный опрос, публицистический прогноз и др.

^ Журналистика и аудитория: социальное содержание обратной связи СМИ; понятие аудитории; социальная сущность взаимодействия СМИ и аудитории; исследования взаимодействия коммуникатора, информатора, медиатора и реципиента, социального контекста информационных процессов; особенности и формы обнародования обратной связи; цели, методы изучения аудитории, журналиста и редакционного коллектива; эффективность журналистской деятельности; проблема оптимизации функционирования СМИ; критерии оценки эффективности журналистской деятельности.
Форма итогового контроля – экзамен.
^ ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ


  1. Изучить все номера за сентябрь 2011:




  1. Российская газета

  2. Известия

  3. Коммерсант

  4. Московский комсомолец

  5. Ведомости

  6. Комсомольская правда

  7. Аргументы и факты




  1. Обратить внимание на:

  • Выпуск (ежедневно/несколько раз в неделю/еженедельно)

  • Верстку

  • Иллюстрации материалов

  • Рубрики

  • Заголовки

  • Авторов

  • Подачу новостей

  • Аналитику




  1. Создать сводную таблицу, в которой обобщить результаты исследования (по своему усмотрению).

  2. Предварить таблицу аннотацией, в которой описать особенности каждого издания и общие параметры, выявленные исследователем.


ЛИТЕРАТУРА
Учебные пособия
Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.

Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004.

Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004.

Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003.
Основная

Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: В 4 кн. – М., 2001, 2003.

Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002.

Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконо¬сенко. – СПб., 2001.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997.

Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000.

Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.

Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. – М., 1984.

Социология журналистики. – М., 1980.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.
Дополнительная (по выбору)
Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987.

Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.

Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.

Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998.

Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.

Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.

Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930.

Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.

Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема конструирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург, 1999.

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влия-ния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001.

Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992.

Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Доб-ренькова: В 2 т. – М., 1996.

Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002.

Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.

Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981.

Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993.

Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001.

Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979.

Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизион-ной коммуникации. – М., 2000.

Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.

Общественное мнение России. – М., 2001.

Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996.

Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.

Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.

Российская провинциальная пресса. – М., 1995.

Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980.

Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Методики социологических исследований основных условий и факторов эффективности местных средств информации). – М., 1987.

Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.

Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986.

Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.

Словарь прикладной социологии. – М., 1986.

Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.

Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.

Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Доб¬ренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.

Социология и пресса. – М., 1996.

Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995.

Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999.

Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.

Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987.

Фролов С. С. Социология. – М., 1994.

Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002.

Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.



Похожие:

Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconОсновы творческой деятельности журналиста Жуковская Е. Е. программа курса Пояснительная записка
Учебный курс «Основы творческой деятельности журналиста» адресован студентам кафедры журналистики и pr историко-филологического факультета...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПрограмма элективного курса по математике «Функция: просто, сложно,...
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одному из основных понятий современной математики...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год Учебный план мкоу «сош №1»
Пояснительная записка 3
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПрограмма курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений...
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Статистическая физика»
Учебный курс «Статистическая физика» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Физика сплошных сред»
Учебный курс «Физика сплошных сред» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Аналитическая механика»
Учебный курс «Аналитическая механика» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа...
Учебный курс «Введение в физику твердого тела» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconУчебный курс «Методы математической физики» является частью профессионального цикла
Учебный курс «Методы математической физики» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается...
Программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Социология журналистики» iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница