Скачать 276.58 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию РФ Санкт – Петербургский государственный университет Факультет международных отношений Рассмотрено и рекомендовано на «УТВЕРЖДАЮ»заседании кафедрымеждународных гуманитарных связей Декан факультетаПротокол № ___9________________________ Дата__30.05.2008__________________ зав. кафедрой_____________________ К.К. Худолей В.И. Фокин «_____»____________ 200___г. Программа учебной дисциплиныСовременные проблемы этнокультурных и конфессиональных отношений Modern problems of ethnic, cultural and religious relations Вузовского (регионального) компонента ОПД (по выбору) По направлению 030700 «Международные отношения» Разработчик: Эльц Елена Эдуардовна Кандидат исторических наук Рецензенты: д.и.н., профессор Фокин В.И. к.и.н., доцент Кулешова Е.В. ^ 2008 г. 1. Организационно-методический раздел
- обладать общими географическими, политическими и культурологическими сведениями относительно рассматриваемых стран и регионов; - знать региональную специфику очагов межэтнических и межконфессиональных конфликтов; - владеть информацией, касающейся цивилизационных теорий; - иметь общие представления по социальной психологии и культурологии. 2. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий
Изучение дисциплины по семестрам: 5 семестр: лекции – 34 часа, самостоятельная работа – 188 часов, зачет. ^ – чтение и реферирование студентами научной литературы по курсу, подготовка докладов и рефератов по предложенным темам. Форма промежуточной отчетности – контрольные работы, при подготовке к которым студентам следует повторить материал лекций, изучить соответствующие разделы рекомендованных лектором учебников и учебных пособий, ознакомиться с источниками, научными статьями и монографиями, указанными в программе. ^ предусматривается в устной форме. Количество вопросов в билете – два, в том числе первый вопрос носит теоретический характер, второй – на знание текста документов. Если один из ответов на вопросы билета оценивается как «неудовлетворительно», то за весь зачет выставляется оценка «неудовлетворительно» вне зависимости от того, насколько полно раскрыт второй вопрос билета. Время на подготовку к зачету устанавливается в соответствии с общими требованиями, принятыми в СПбГУ. Содержание дисциплины Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий. I. Введение. Краткий обзор курса. Определение основных понятий. Обзор литературы и документов. II. Взаимодействие культур и социально-культурные конфликты. Понятие культуры и культурного взаимодействия. «Свои» и «чужие» в культурном взаимодействии. Социальный конфликт как вид взаимодействия, его стадии и функции. Межэтнические конфликты как разновидность социо-культурных; причины их возникновения и типы. Способы урегулирования межэтнических конфликтов. Роль мифологического сознания в развитии межэтнических конфликтов. Роль психологических особенностей участников конфликта в его развитии и разрешении. III. Проблемы национальной идентификации: история и современность. Понятие идентичности. Пути обретения идентичности. Формирование современной карты мира: различные пути поиска национальной идентичности. IV. Мировые религии и их роль в современных международных отношениях. Поиск национальной идентичности через религию. II Ватиканский собор: обновление католической доктрины. Протестантизм в современном мире. Православная церковь после распада СССР. Единство и разобщенность исламского мира. Исламский фундаментализм. Религия в современном мире. Перспективы экуменического движения. V. Современный мир и проблемы взаимодействия цивилизации: С. Хантингтон, З. Бжезинский, Г. Киссинджер, Р. Перл. Идея «глобальной цивилизации», предложенная ООН. VI. Современные теории национализма. Империи и национальные государства. Возникновение национализма в процессе модернизации традиционного общества; экономические, политические, социальные и психологические основы национализма. Пути от этнических сообществ к ранним нациям. Виды национализма. VII. Этноконфессиональные конфликты в Европе. Европейская идентичность. Национальные концепции Европы VIII. Этноконфессиональные конфликты на постсоветском пространстве: Нагорный Карабах. Конфликты на Северном Кавказе. Конфликты на территории Молдовы. Конфликты в странах Балтии. IX. Этноконфессиональные конфликты в странах Северной Америки. Американская идентичность. Проблемы ассимиляции иммигрантов в Америке: теории «плавильного тигла», «томатного супа» и «салата». Иммигранты в Америке, две волны иммиграции в XX в. Идея мультикультурализма. Канада: проблема независимости провинции Квебек. Перспективы разрешения конфликта с франкофонами. X. Этноконфессиональные конфликты в странах Иберо-Америки. Иберо-американское культурное пространство: единство и противоречия. Положение коренного населения: Перу, Боливия, Мексика. XI. Этноконфессиональные конфликты в странах Азии и Африки. Миссии ООН по наблюдению и урегулированию конфликтов, их виды и цели. Межэтнические и межконфессиональные конфликты на территории Индии. Геноцид в Бурунди. Конфликты в Судане. XII. Перспективы урегулирования этноконфессиональныхз конфликтов. Прогнозы мирового развития: «Римский клуб». Современные модели развития мира. Мифы глобализма. Футуристические прогнозы будущего человечества: Ж. Бодрийяр, Ф. Фукуяма. Тема 1. Вводное занятие (2 часа). Лекция 1. Краткий обзор курса. Определение основных понятий. Обзор литературы и документов. Тема 2. Взаимодействие культур и социально-культурные конфликты (4 часа). Лекция 2.Понятия культуры, культурного взаимодействия и конфликта как вида взаимодействия. Определение культуры и этноса. Проблема взаимодействия культур в условиях глобализации. Декларация принципов международного сотрудничества и Всеобщая Декларация о культурном разнообразии. Культурный плюрализм. Процесс культурного взаимодействия как культурный диалог. «Свои» и «чужие» в культурном взаимодействии. Культурная самобытность. Социальный конфликт как вид взаимодействия, его стадии и функции. ^ Межэтнические конфликты как разновидность социально-культурных конфликтов. Их классификация. Причины возникновения конфликтов. Правовое урегулирование межэтнических и межконфессиональных конфликтов в документах ООН. Право народа на самоопределение. Мифы и роль мифологического сознания в развитии межэтнических конфликтов. Роль психологических личностных особенностей участников конфликта в его развитии и разрешении. ^ Лекция 4. Идентификация в культурах, поиск национальной идентичности. Идентичность. Индивидуация на личностном уровне. Теории возникновения «Я». Стадия зеркала. Процесс идентификации в культурах. Агрессия. Направления идентичности и культурная идентификация. Формирование современной карты мира: различные пути поиска национальной идентичности на примере Европы, США, мусульманского мира и России. ^ Лекция 5. Мировые религии в современных международных отношениях. Религия в современном мире. Взаимосвязь этнического и религиозного. Религиозный фактор как важная составлющая международной жизни. Католицизм, модернизация католической церкви, Второй Ватиканский собор. Православие, конфликт Русской православной церкви с Римско-католической церковью и Русской православной церковью за рубежом. Протестантизм в современном мире. Экуменическое движение. Ислам, единство и разобщенность исламского мира. Перспективы экуменического движения. ^ Лекция 6. Проблемы взаимодействия цивилизаций. Понятия цивилизации и культуры. Проблема будущего цивилизаций. Глобализм и антиглобализм. Классические концепции О. Шпенглера, М. Вебера, Т. Парсонса. А. Тойнби. Индустриальное и постиндустриальное общество. Современные модели взаимодействия цивилизаций. С. Хантингтон, З. Бжезинский, Г. Киссинджер, Р. Перл. Идея «глобальной цивилизации», предложенная ООН. ^ Лекция 7. Нации и национализм. Имперский тип организации общества и национальные государства. Возникновение национализма в процессе модернизации традиционного общества: экономические, политические, социальные и психологические основы национализма. Теории происхождения национализма. Две парадигмы образования наций. ^ Пути формирования наций и национальных государств в работах Э.Смита, Хобсбаума, М. Фуше. Виды национализма. Этничность и национализм. Тема 7. Этноконфессиональные конфликты в Европе (4 часа). Лекция 9. Европейская идентичность. Социокультурная ситуация в Европе. Христианская и светская идентичность. XIX век: четыре версии Европы. Демократическая и духовная идентичность. Идея «разума» и идея «сотрудничества». Современная Европа в интерпретации У. Альтерматта: «Европа по обязанности» и «Европа по выбору». Национальные концепции Европы. ^ Понятие этнонационализма. Политика Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании в отношении своих национальных меньшинств. Модели интеграции иммигрантов и препятствия ей. Этноконфессиональный конфликт на Балканах. Цели международного вмешательства в межэтнический конфликт. Просчеты ООН в Балканском кризисе. ^ Лекция 11. Этноконфессиональные конфликты: Нагорный Карабах, Северный Кавказ. Этнотерриториальные образования на постсоветском пространстве, претендующие на самоопределение в форме сецессии. Конфликты: Нагорный Карабах. Мнения экспертов. Конфликты на Северном Кавказе. Чеченская республика, Дагестан. ^ . Конфликты на территории Молдовы. Конфликты в странах Балтии . Мнения экспертов. Литература по теме: Тема 9. Этноконфессиональные конфликты в странах Северной Америки (4 часа). Лекция 13. Американская идентичность и проблемы ассимиляции иммигрантов. Американская идентичность. Проблемы ассимиляции иммигрантов в Америке: теории «плавильного тигла», «томатного супа» и «салата». Иммигранты в Америке, две волны иммиграции в XX в. Концепция плавильного тигля, тип «васпа» и форсированный процесс ассимиляции. Теория культурного плюрализма. «Революция» гражданских прав середины 1960-х гг. и предпосылки мультикультурализма. ^ Идея мультикультурализма. США как авангард мультикультурализма. Канада: проблема независимости провинции Квебек. Перспективы разрешения конфликта с франкофонами. Тема 10. Этноконфессиональные конфликты в странах Иберо-Америки (2 часа). Лекция 15. Этноконфессиональные конфликты в Иберо-Америке Конфликты в Иберо-Америке. Иберо-американское культурное пространство: единство и противоречия. Положение коренного населения: Перу, Боливия, Мексика. Тема 11. Этноконфессиональные конфликты в странах Азии и Африки (2 часа). Лекция 16. Азиатский и африканский регионы: межэтнические и межконфессиональные конфликты. Миссии ООН по наблюдению и урегулированию конфликтов, их виды и цели. Межэтнические и межконфессиональные конфликты на территории Индии. Геноцид в Бурунди. Конфликты в Судане. ^ Лекция 17. Римский клуб и современные модели развития мира. Прогнозы мирового развития: «Римский клуб». Современные модели развития мира. Мифы глобализма. Футуристические прогнозы будущего человечества: Ж. Бодрийяр, Ф. Фукуяма. Критерии оценки работы студента и примерный перечень вопросов к зачету по курсу
|
![]() | Программа учебной дисциплины Геополитика (Geopolitics) Вузовского... Вузовского компонента цикла опд. 09 по направлению 030700 «Международные отношения» | ![]() | Программа учебной дисциплины Региональные аспекты современных международных... Ознакомить студентов факультета международных отношений с наиболее значимыми региональными международными организациями, причинами... |
![]() | Программа учебной дисциплины системный анализ в теории международных... Цель курса: ознакомить студентов с основами системного подхода в исследованиях международных отношений, сформировать навыки прикладного... | ![]() | Программа учебной дисциплины Латинская Америка в современных международных... Сша, уже давно сотрудничающих с государствами региона. Однако, Азиатско-тихоокеанский регион также прикладывает усилия для сохранения,... |
![]() | Программа учебной дисциплины Геогенезис: финансово-экономический... Факультет международных отношений Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю на заседании кафедры Декан факультета | ![]() | Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений... Во второй, центральной части курса рассматриваются основные школы теории международных отношений. В третьей, заключительной части... |
![]() | Программа учебной дисциплины Вузовского компонента цикла сдм. В, по направлению (код 030700) Международные отношения, по магистерской программе «Международное... | ![]() | Программа учебной дисциплины Роль лидеров в современной политике... Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина по выбору (магистерская программа) |
![]() | Программа учебной дисциплины Российско-американские отношения U.... Целью курса является приобретение студентами знаний о традициях и современном состоянии российско-американских отношений | ![]() | Программа учебной дисциплины Роль национальных государств в мировой... Разработчик: профессор, д и н., к п н. Ирина Владимировна Зеленева Рецензенты: профессор, д п н. С. М. Виноградова профессор, д ф... |