Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка
страница1/12
Дата публикации25.02.2014
Размер1.47 Mb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2-4 КЛАССЫ

Пояснительная записка

Программа по предмету Музыка I ступени обучения

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Авторская программа «Музыка 2-4 классов» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

^ Цель программы:

развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любги к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения с истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия .лучших образцов мирозой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса — багажи музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
^ Общая характеристика предмета

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в .данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонация, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освещение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение е программу музыки религиозной традиции базируете?, на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижении закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ег жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

^ Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора— исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вк/с.

^ Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развиваюшего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Гости- женке одного и тою же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластичес «сое интонирование и музыкально- ритмически: движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес програмного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в раз-мышления) о музыке, импровизациях [речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полобившихся музыкальных произведения, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литер атурных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в и:полнекии дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщении, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

^ Структуру программы составляют раздеты, в которых обозначена основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражение художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

^ Место предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 яаса — во II—IV классах).

^ Ценностные ориентиры

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодо- ворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через симпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отслик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную ор1анизацню и планомерное формирование музыкальной учебно? деятельности спасобствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развився умение учиться, признан формировать у ребенка современную картину мира.

Личностные результаты

- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка* :

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей комической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследря русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированной взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко/ы, города и др.;

  • yважительное отношение к культуре других народов; сфор- мированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учении; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, цколы, города и др.;

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностное отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств се осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при ре пении различных музыкально-твор- ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-зстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового грочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникаций (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

^ Предметные результаты

отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нраве'BeHHON развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным вицам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражгть свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров л стилей;

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

^ Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных винах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразие фольклора России, сопоставлять различные образцы народкой и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драмати зация, музыкально-плг стическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);,

  • определять виды музыки, сопоставлять музыка.гьные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

^ Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

^ Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

^ Формы контроля

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

-наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

^ Виды организации учебной деятельности

-экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

^ Содержание курса

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная карта? а мира>.

^ Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, приэоды, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцнональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцсвальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

^ Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природе музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальны; и речевые. Сходстве и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ри тм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной 1рамоты

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, 'вариации, рондо и др.

^ Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы к фестивали музыкантов. Музыка для целей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD)

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские, Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический. духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная афера и музыкальный язык.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс»

^ Календарно – тематическое планирование по музыке

в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2013г

^ 2 «А», «Б». «В» классы

Учитель Шахлина Н.Ю.

Программа «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержательная часть программного материала 2 класс


Название темы




I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

I. Россия - Родина моя

3 часа

3










II. День, полный событий-

6часов

6










III. О России петь- что стремится в храм

3 часа




3







IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4 часа




4







V. В музыкальном театре

7часов







7




VI. В концертном зале

4 часа







4




VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…..

8 часов










8
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / авт сост. Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2010; Программы....
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению5 класс...
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии 6 класс составлена...
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова,...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе авторской...
Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1 4 классы/ Еременко Е. Н., Зыгина Н. М. Краснодар. Перспективы...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе авторской...
Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1 4 классы/ Еременко Е. Н., Зыгина Н. М. Краснодар. Перспективы...
Рабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка iconРабочая программа по музыке 6 класс
Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Авторы программы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница