Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______ /Т.Б. Шарикова/
протокол №___
от «___» _________201__г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское
________ /В.Г. Коробова/
«___»________________201__г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ с. Таремское
_________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г.
|
^
по предмету музыка
4 класс
Составитель: учитель
Ермилова Наталья Владимировна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
• учебного плана МБОУ СОШ с.Таремское Общая характеристика учебного предмета:
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; - ^
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Требования к уровню подготовки учащихся 4класса: К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
^
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1. 2.
| Композиторская и народная песня. Музыка выражает разные настроения, мысли, чувства и характеры людей.
| 1
1
|
«Во поле берёза…» р.н.п.
«Калинка» р.н.п.
«Уж как по мосту - мосточку» р.н.п
«Походная» Р.Бойко
«Классное рондо» Д.Кабалевский
«Песня о России» В.Локтев
| Различие музыки композиторской и народной. История жизни русского народа и значение музыки в ней. Роль народа в жизни песни: создал, исполнил, украсил, сохранил, передал. Фольклор – мудрость народа. Особенности русских народных песен. Русские народные инструменты. Символика России.
Мелодия, песня, гимн, распев, певучесть
а-каппелла, неторопливость, солист, хор.
|
3. 4.
|
Концерт №3 с. Рахманинова.
Частушки.
|
2
|
Концерт №3 (1 часть) С.В.Рахманинов
«Гимн России» А.Александров
«Вниз по матушке по Волге» рус.нар.песня
«Песня о России» В.Локтев
Вариации на тему «Вниз по матушке
по Волге» А.Даргомыжский
Светит месяц» рус.нар.плясовая
«Камаринская» р.н. плясовая
«Пойду ль я» р.н.п.
«Плясовые наигрыши»
«Частушки» В.Викторов
«Школьные частушки»
Концерт «Озорные частушки» Р.Щедрин
| Основные отличия: простота мелодии – сложность звучания, неторопливость – насыщенность, душевная красота – выразительное богатство. Общее: певучесть, русский колорит, простор и широта мелодий. Симфонический и народный оркестр. Связь музыки и живописи. Народная музыка в творчестве композиторов. Частушка в творчестве композитора Р.Щедрина. Духовой оркестр и его инструменты. Определение принадлежности музыки и инструментов по звучанию. Вокально-хоровая работа над выразительностью, дикцией, четкостью, ритмом исполнения, правильным дыханием. Слова украшения, много куплетов, недопетые слова, простые мелодии, неправильное ударение, переменный лад
Конкурс частушек.
|
5. 6.
|
Трудовые песни. Кантата
« Александр Невский»
|
2
| «Гимн России» А.Александров
«Вниз по матушке по Волге» рус.нар.песня
«Песня о России» В.Локтев
«Со вьюном я хожу» р.н.п. «Тонкая рябина» р.н.п., вариации
«На горе-то калина» р.н.п.
Вариации А.Даргомыжского «Вниз по…»
Кантата
« Александр Невский»
| Жанры русских народных песен. Вариация и её роль в музыке. История гитары. Определение и понимание характерных особенностей русской музыки: протяжность, певучесть, душевность, широта мелодий. Канон, распев, хоровод Жизнь и творчество С.В.Рахманинова. Концерт, симфония.
|
7.
8.
|
Фрагмент из поэмы « Василий Теркин»
«Новороссийские
Куранты» Д.Шостаковича.
|
1
1
|
Фрагмент из поэмы
« Василий Теркин» «Новороссийские
Куранты» Д.Шостаковича.
| Закрепление особенностей русских народных песен. Вокально-хоровая работа над выразительностью, дикцией, четкостью, ритмом исполнения, правильным дыханием.
|
9.
|
Обобщение.
| 1
|
Материал 1 четверти
Кроссворд «Особенности русской песни»
Музыкальная викторина
| Закрепление знаний о свойствах русских народных песен, жанрах. Определение произведений и их принадлежности. Роль и место народной музыки в творчестве композиторов, обращение к народным истокам. Народная музыка – основа для композиторской музыки, её корни. Вокально-хоровая работа: солист – группа - хор.
|
^
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
|
Молдавская, Грузинсквая, украинская музыка.
|
1
|
«Шире круг» Д.Львов-Компанеец
«Песня о дружбе» А.Островский
«Молдавеняска»
«Лезгинка»
«Веснянка» укр.н.п.
Финал концерта № 1 П.И.Чайковский
| Знакомство с музыкой других народов. Условное деление народной музыки стран Ближнего Зарубежья на группы.
Развитие представлений о национальном своеобразии народной музыки, её черты
Установление сходства и различия между русской и зарубежной музыкой. Музыкальный разговор о дружбе. Обрядовые песни. Влияние народной музыки на творчество композиторов на примере музыки П.И.Чайковского.
|
2.
3.
|
Сопоставление украинской и русской песен. Близость русской. Украинской. Белорусской музыки.
|
1
1
| «Песня дружбе» А.Островский
«Вниз по матушке по Волге» р.н.п.
«Веснянка» укр.н.п.
Финал концерта № 1 П.И.Чайковский
«Гопак» укр.н.т.
«Перепёлочка» бел.н п.
«Бульба» бел.р.п.
«Весёлые гуси» укр.н.п.
Вариации на тему «Перепёлочка»
«Песня о Днепре» М.Фрадкин
«Ревёт и стонет Днепр… » Д Крижановский
| Углубление представлений о сходстве и близости музыки славянских народов - певучесть, национальном своеобразии, характерном тембре народных инструментов: гусли, домра, балалайка, бандура, цимбалы. Выявление и анализ средств выразительности для понимания общности музыкального языка славян. Народные певцы: скоморохи, сказители, баяны, кобзари, песняры.
Песня, танец, концерт, вариация, финал.
|
4.
5.
|
Музыка закавказских народов.
«Русская пляска» из балета « Гаянэ»
|
2
|
«Песня дружбе» А.Островский
«Марш» А.Хачатурян
«Танец с саблями» А.Хачатурян
«Лезгинка»
«Колыбельная» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян
«Русская пляска» А.Хачатурян
«Цыплята» Г.Гусейнли
| Выявление характерных особенностей закавказской музыки: стремительность, острота, яркость тембра, ритмичность, извилистые распевы, танцевальность, изобилие причудливых украшений. Виды народных инструментов и роль ударных инструментов в музыке. Народные певцы: ашуги, зурначи. Жизнь и творчество А.Хачатуряна. Балет, колыбельная, ритм, танец, марш.
|
6.
|
Музыка народов Прибалтики
|
1
|
«Песня дружбе» А.Островский
«Вей, ветерок» лат.нар.п.
«Петушок» лат.н.п.
«Не смейте трогать голубой глобус»
кантата Э.Бальсиса
| Особенности национальной музыки: певучесть, сдержанность, строгость звучания, многоголосие. Сходство с музыкой славян. Традиции хорового пения в Прибалтике. Идея создания кантаты Бальсиса. Каннеле – гусли.
|
7
|
Обобщение.
|
1
| «Песня дружбе» А.Островский
«Большой хоровод» Б.Савельев
Музыкальная викторина
| Определение сходств и различий народной музыки народов России и Ближнего Зарубежья. Роль композиторов в установлении связей между музыкой разных народов. Подчеркнуть главную тему музыки – жизнь и дружба народов. Музыка – это не только искусство, но и интернациональное средство общения, понятное всем народам без перевода, сближает и объединяет всех.
|
|
|
|
|
|
4 КЛАСС – 3 четверть « Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». - 10 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
|
Музыкальный язык
|
1
|
«Песня дружбе» А.Островский
«Большой хоровод» Б.Савельев
«Колыбельная» Дж. Гершвин
«Посадил полынь я» болгар. нар. песня
«Утро» Э.Григ
«Заход солнца» Э.Григ
| Направить на размышление об интернациональной природе музыкального языка, о всеобщей его понятности. Единство музыкального языка у разных народов. Определение образного содержания, характера и контрастов произведений. Особенности творчества Э.Грига – основателя норвежской классической музыки. Взаимосвязь музыки и живописи.
Песня, колыбельная, сюита, романс.
|
2.
|
Музыка Э.Грига,
П..И. Чайковского. Л.В.Бетховена.
|
1
|
«Осенняя песня» П.И.Чайковский
«Заход солнца» Э.Григ
«Камаринская» р.н. плясовая
«Сурок» Л.Бетрховен
Вариации на русскую тему Л.Бетховена
| Сравнение музыкального языка композиторов разных стран. Рассказ о дружбе П.Чайковского и Э.Грига, о любви к народной музыке Л.Бетховена. Определение сходных черт их музыки и обращение к народной песне. Сравнение средств выразительности музыки с красками художника. Романс, вариация, смена лада: мажор, минор, вокализ. Вокальная и инструментальная музыка.
|
3.
|
Венгерская и чешская музыка.
|
1
|
«Молдавеняска»
«Чардаш» З.Кодай
«Полька» чеш.н.п.
«Мазурка» Ф.Шопен
«Жаворонок» пол.н.п.
| Представление об особенностях народной музыки Венгрии и Чехии: танцевальность, лёгкость, задор. Сравнение с музыкой России и Молдавии. Роль ритма, тембра и темпа, богатство оркестровки. Понятие -синкопа. Разновидности танца: вальс, мазурка, полька, чардаш. Жизнь и творчество Ф.Шопена – основателя польской классической музыки.
|
4.
|
« Венецианская ночь»
М.И.Глинки.
|
1
|
«Летите, голуби» И.Дунаевский
«Венецианская ночь» М.Глинка
«Арагонская хота» М.Глинка
| Творчество М.Глинки, путешествие в Италию и его проникновения в интонационный строй музыки Италии. Особенности итальянской музыки: бельканто, тенор, баркарола. История романса. Вариация, хота. Тема дружбы народов и борьбы за мир в советской музыке. Творчество И.Дунаевского.
|
5.
|
Вариации на тему
французской песни.
|
1
| «Пастушья песня» франц. н. п.
Вариации на французскую тему В.А.Моцарт
| Жизнь и творчество В. Моцарта. Вариационное развитие французской песни и её характер в музыке В.Моцарта. Исполнение каноном.
|
6.
|
Вариации на японскую народную тему Д.Б.Кабалевского.
|
1
|
«Летите, голуби» И.Дунаевский
«Катюша» М. Блантер
«Вишня» японская н. п.
Вариации на японскую народную тему Д.Б.Кабалевского.
| Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского. Особенности японской музыки: распевность, неторопливость мелодий, полётность. Рассказ о певческом клубе в Японии и их любви к русским песням. Интонационное развитие японской мелодии в вариациях Д.Кабалевского. Музыка красоты и любви, скорби и печали, предупреждения и напоминания
|
7.
8.
9.
|
« Урок в школе»
К. Караев
Мазурка № 47
Ф.Шопена Рондо в турецком стиле.
|
1
1
1
|
« Урок в школе»
«Танец чёрных» из балета «Тропою грома» Кара Караев
«Нас много на шаре земном» А.Александров
Мазурка № 47
Ф.Шопена
«Рондо в турецком стиле» В.Моцарт
| Знакомство с интонационными особенностями музыки народов Африки, сходство с музыкой Востока: танцевальность, синкопа, ритмичность, роль ударных инструментов. Творчество К.Караева и идея создания балета.
Знакомство с польским композитором, выявление национальных особенностей. История возникновения большого барабана. Формы музыки: одночастная, вариация, рондо.
|
10
|
Обобщение
|
1
|
Материал 3 ч.
Музыкальная викторина
Кроссворд «Композитор»
| Осознать мысль, что между музыкой разных народов нет непереходящих границ. Беседа о дружбе народов мира и роли музыки как интернационального языка общения. Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Закрепление стилей и определение принадлежности.
|
4 КЛАСС – 4 четверть « Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». - 8 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
|
Композитор-исполнитель-слушатель.
|
1
|
«Песня дружбе» А.Островский
«Большой хоровод» Б.Савельев
| Рассказать детям, как становятся композитором, исполнителем, слушателем.
|
2.
|
Экспозиция 1 части Симфонии №40
|
1
|
Экспозиция 1 части Симфонии №40
| Жизнь и творчество В.А.Моцарта.
|
3.
| Фрагмент из 2 части Четвертой симфонии.
|
1
| Фрагмент из 2 части Четвертой симфонии.
| Жизнь и творчество Л.В.Бетховена.
| 4
| Родина слышит
| 1
| Родина слышит
| Рассказать о первом полете человека в космос.
|
5.
| Мелодия кантаты.
|
1
| Мелодия кантаты
| Познакомить с кантатой Д.Б.Кабалевского
|
6.
| Песня утра, весны, мира.
|
1
|
Песня утра, весны, мира.
| Познакомить с отдельными фрагментами кантаты.
|
7.
| Обобщение.
|
1
|
Материал четверти.
| Музыка четверти.
|
8.
|
Обобщение
|
1
|
Материал 2 полугодия
Музыкальная викторина
Кроссворд «Композитор»
| Осознать мысль, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Беседа о дружбе народов мира и роли музыки как интернационального языка общения. Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Закрепление стилей и определение принадлежности.
|
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия: 1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (На аудиокассетах.)
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007. Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969. |