Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания




Скачать 93.38 Kb.
НазваниеРусанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания
Дата публикации09.03.2014
Размер93.38 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
Лысьве – лысьвенцы

(Материалы для музейного урока)

Русанова Нина Михайловна

Без памяти (исторической) нет традиций,

без традиций нет культуры,

без культуры нет воспитания,

без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа.

Г. Н, Волков, доктор педагогических наук,

академик РАН

Выставка картин «ЛЫСЬВЕ –ЛЫСЬВЕНЦЫ»

В нашей школе уже около 20 лет работает художественно-этнографический центр. Создан он по инициативе историка, краеведа, бывшего директора школы Парфёнова Николая Михайловича. Создавался он как картинная галерея т.к. в нашем городе о ней мечтают не только художники, но и многие люди, любящие искусство. Первыми экспонатами музея школы, естественно, были картины лысьвенских художников. Художественно-этнографический центр активно взаимодействует со многими учреждениями Лысьвы и не только. Благодаря этому в прошлом году школьные ребята познакомились коллекцией картин городского музея.

Выставка была приурочена к 60-летию школы, а посвящена она лысьвенцам, оказавшим влияние на историю и культурное развитие Лысьвы. Картины давно уже возвращены в городской музей, но у нас осталась информация, которую мы нашли в процессе подготовки данной экспозиции об этих замечательных людях. Осталась презентация этой выставки, а в коллекции школьного музея находятся картины С.В. Голышева, Е.Г. Шилова, Н.Г. Чеснокова и других художников, которые размещены в учебных классах. Данной презентацией можно воспользоваться в любом классе по первому требованию. По имеющемуся материалу готовятся сами учащиеся. На подобный урок можно пригласить, родственников или людей, знавших наших героев.

Цель: Формирование человека с гуманитарной системой ценностей с целостным взглядом на окружающий мир, понимании своего места в этом мире.

Задачи:

- познакомить с биографией и творчеством земляков;

-развитие поисковой и научно-исследовательской деятельности;

-распространение полученных знаний среди учеников, учителей, родителей;

-использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе

Сибиряков Михаил Андреевич – краевед, исследователь, инициатор и создатель народного музея. 4 ноября 1957 года в доме партийного просвещения горкома КПСС состоялось открытие историко-революционной вставки. Эта дата и считается днём рождения музея. Многие, глядя на портрет, говорят: кажется, мы с ним знакомы. Спокойное лицо, вдумчивый взгляд, лёгкая улыбка на губах…. Да, конечно, это его портрет долгое время встречал каждого гостя приходящего в городской музей. Андрей Михайлович заложил основы формирования крупного общественного музея по всем направлениям, тесно сотрудничал с Пермским областным краеведческим музеем. Расположен музей в исторической части города. Здание музея является памятником истории и градостроительства местного значения. С 2984 года по 2008 год музей из статуса народный был преобразован в музей Лысьвенского металлургического завода. С 23 апреля 2008 года является муниципальным учреждением «Лысьвенский музей. Фонд музея насчитывает более 9 тысяч единиц хранения. В трёх залах музея можно познакомиться с с экспозицией «Лысьвенский завод – центр Лысьвенского горного округа. В 2009 году к 65-летию Победы был открыт музей каски. img_4657

Краевед, мастер спорта по туризму, публицист, педагог, ветеран войны и труда Аркадий Андреевич Карякин. Большой поясной портрет, вся грудь в наградах. Седые волнистые волосы, строгий проницательный взгляд. Когда смотришь на него, хочется расправить плечи, соответствовать его заслугам. Аркадий Андреевич окончил Пермское художественное училище и горный техникум. Он был страстным путешественником и руководителем клуба туристов Лысьвенского дома пионеров. Совершил более 50 походов по Уралу от Оренбуржья до Карского моря, в том числе и походы пятой категории сложности. За активную туристско-краеведческую работу был награждён орденом Трудового красного знамени и почётными знаками и грамотами. Свои впечатления отразил на страницах рукописной книги о границе Европа-Азия. Им описано 90 памятников и все пройденные маршруты. А.А. Карякин является автором публикаций в журнале «Уральский следопыт» и газете «Искра», а так же книги «Лысьва: путеводитель по памятным местам города и района». За пропаганду краеведческих знаний был лауреатом премии Г.Ф. Занадворных.img_4663

Все портреты и виды старой Лысьвы данной экспозиции написаны краеведом и создателем первого на Урале музея связи Сергеем Васильевичем Голышевым, но о нём особый разговор. Ведь в музее нашей школы есть целая коллекция картин Сергея Васильевича, благодаря которой два года назад в школе была проведена выставка, посвящённая 30-летию музея связи. img_4670

В школу пришли люди, которые знали Сергея Васильевича. Вспоминали о том, каким он интересным, целеустремлённым, заразительным, добрым, увлекающимся, работоспособным человеком, у которого была масса идей, и как он их умел воплощать в жизнь. Всё, за что он брался, получалось очень красиво и профессионально.

Сергея Васильевича запомнили как неугомонного, увлечённого, человека с большим потенциалом. Его жизненный путь можно сравнить с целенаправленной стрелой. Он всегда знал, что ему делать и для чего это нужно и как корреспондент и как историк, и как художник и как музейщик.

Он ушёл из жизни так неожиданно в октябре 1997 года, после непродолжительной болезни. Не стало жизнерадостного, чуткого, талантливого С. В. Голышева, но остались его великолепные лысьвенские пейзажи, он любил Лысьву. Остались очерки и портреты наших земляков, значимых для Лысьвы. Остался музей, сохраняющий память о развитии связи в России и наших лысьвенских связистах. Остались люди, для которых он был другом и учителем, у него действительно есть чему поучиться. Поучиться любить жизнь, чтобы эта жизнь была полна интереса, чтобы каждая минута твоего времени была наполнена смыслом. Осталась память, понимание нужности и важности наследия Сергея Васильевича Голышева. Долгое время Музей связи, оставшийся без хозяина находился в аварийном состоянии, в не отапливаемом помещении. Надо было срочно, что-то делать, чтобы не утратить этот музей. Тут же на выставке было составлено письмо-обращение в администрацию города и собраны подписи. Трудно создаются музеи, но оказывается, ещё труднее бывает сохранить это наследие. Но Лысьве повезло: сейчас Музей связи находится в здании ТУЭСа с новой современной экспозицией, в основу которой легли документы и экспонаты, скрупулезно собранные Сергеем Васильевичем Голышевым. Реферат учащейся школы о жизни и деятельности С.В. Голышева занял второе место на Муниципальном краеведческом конкурсе им. А.А. Карякина в 2010 году.

http://www.chesnokovn.ru/selfportret.jpg

Несколько полотен заслуженного художника России Николая Гавриловича Чеснокова посвящены Лысьве и посёлку Орджоникидзе, в котором он вырос: «Тополя на Зуевской улице», «В Лысьве весна». Вот выдержка из автобиографической книги «Претворенная в жизнь мечта»: «Итоги для меня вроде неплохие! Не получая ни от кого и гроша ломанного, выдрался я из грубых низов жизни, из дремучей темноты незнания в одну из самых сложных сфер культуры – в высокое художество.

^ В восемнадцатом томе Энциклопедии художников всех времён и народов вместе с Шарденом, Шагалом и Сезанном прочитал собственную фамилию.

Чем я огорчён, так только тем, что долго дремал мой ум, да и как ему было проснуться в той трущобе, которая выпала на мои незрелые годы. Уж и тому радуюсь, что прозрел всё-таки, да не ударился в пьянство и не соблазнился путями наименьшего сопротивления. Трудно мне довелось осваивать искусство живописи, хотя и любил её беззаветно.

не сломался, не струсил, и добился права заниматься свободным искусством и даже жить за счёт этой любимой работы».

Смысл и чувство, которым наполнена каждая работа Николая Гавриловича Чеснокова, обращены к лучшим качествам души человека. Главная мысль искусства в последних его работах приобретает характер нравственно-философский - это мысль о вечном стремлении человека к гармонии, совершенству мира. Была у Николая Гавриловича заветная мечта на счёт родного города - открытие настоящей картинной галереи в Лысьве. С 1987 году, не один год шли переговоры с администрацией города, дирекцией ЛМЗ, музеем ЛМЗ. Глупо жить только сегодняшним днём, надо думать о потомках. Вспоминал он свои мытарства в Ленинграде, свой первый поход в Русский музей, Эрмитаж, Михайловский дворец... Сколько прекрасных мгновений восторга от радости встреч с великими мастерами! Менялись директора, администрация Лысьвы, а Чесноков с маниакальной настойчивостью обивал пороги нового начальства. Круг за кругом. Галерея в его родном городе должна быть! И лучше, чтобы она располагалась в доме графа Шувалова. Он был уже достаточно пожилым человеком. Приезжал в Лысьвенский район на пленэры, чтобы потом Лысьве же и подарить её красивейшие пейзажи. Тащил тяжелейший этюдник, краски, кисти, картоны, холсты, шёл много километров пешком, а потом снова шёл убеждать власть имущих о важности искусства в воспитании и жизни людей. И вдруг однажды он понял, что его обманывают, соглашаясь и кивая головой. Он сказал: «Всё, не хочу больше этим заниматься!». Шестнадцать лет человек с мировым именем пробивал непробиваемую стену. Стену равнодушия. Ему тогда было 79 лет. И он очень устал. Более ста картин, предназначенных для галереи нашего города, до самой его смерти лежали на антресолях в мастерской.

Мы поддерживали связь с Н.Г. Чесноковым, в 2001 году Николай Гаврилович подарил музею школы № 13 свою картину « На берегу Туры» с дарственной надписью. Всего три картины Николая Гавриловича Чеснокова Заслуженного художника России, человека Мира находятся на хранении в городском музее. Они посвящены Лысьве и посёлку Орджоникидзе, в котором он вырос: «Тополя на Зуевской улице» узнаваемы до сих пор, «Лысьва» и «Весна в Лысьве», 1966г. На обратной стороне написано рукой автора «В дар будущей картинной галерее», 45 лет не исполнено желание нашего земляка великого художника. Выставка закончилась, и опять долгие годы все эти работы будут бездействовать в запаснике.

Две работы Евгения Григорьвича Шилова в данной экспозиции: «Лысьва конца XIX века» и «Рождество в Свято-Троицком храме». Евгений Григорьевич известный в нашем городе самобытный художник. В 50-60-е годы имя этого человека не сходило с афиш Народного театра Металлургического завода. О нём писали и говорили много, Он был одарённым и увлечённым человеком: рисовал с детства, пробовал себя и в скульптуре, работал художником – оформителем в Народном театре и сам увлекался сценой, пел драматическим тенором и тенором второй октав. Выступал на лысьвенской сцене и на сцене Пермского драматического театра. И всё-таки делом своей жизни считает живопись. Е.Г. Шилов один из немногих лысьвенских художников, которому интересна история родного города. Последняя его выставка была в 80 лет. Его картины есть в городском музее, частной коллекции Т. Логиновой и небольшая коллекция в музее нашей школы.img_4652

Петр Артемьевич Оборин родился в Лысьве в семье листопрокатчика. С 1941 по 1945 год работал в Пермском краеведческом музее и в эти же годы выполнял агитационные плакаты при мастерской Пермской художественной галереи. Он совершал творческие поездки на фабрики и заводы, шахты и в колхозы области и писал портреты передовиков производства. В 1942 году на Лысьвенском металлургическом заводе П.А. Оборин выполнил много рисунков, которые были представлены на областных выставках в 1943 и 1945 годах. Даже в годы лихолетья искусству уделялось особое внимание. Важное место в творчестве художника занимают работы, созданные в военные и последующие годы по материалам той командировки на наш завод. Картины, зарисовки, карандашные наброски, сделанные Обориным в цехах завода, производящим солдатские каски, отражают атмосферу военного времени на производстве. И с этой точки зрения они являются реалистическим документом истории производства военной продукции в годы войны. Ну а если учесть, что документальных фотографий производственных процессов в закрытых цехах немного, то работы Петра Оборина просто уникальны.

Картины П. А. Оборина перекликаются с картинами А.Н. Брагина из коллекции школьного музея. «Солдатская каска» по мотивам зарисовок 1942 года выполнена в 1980 году. На переднем плане запечатлена девушка, держащая в руках солдатскую каску, на мгновение оторвавшаяся от движущегося конвейера. Вероятно, в памяти её вспыхнули воспоминания об отце, брате или своём парне, ушедшем на фронт. А у Брагина через много лет детские переживания воплотятся в картине «Время собирать камни», через горы касок с убитых солдат, искорёженных, раздавленных войной. Главное было показать, что, не смотря ни на что, работали мартеновские печи, завод работал, и труженики тыла дни и ночи выпускали продукцию для фронта. Об этих замечательных людях можно рассказывать и далее. Почти обо всех написаны или пишутся рефераты.

В «Живой этике» написано: «Оставьте любование красотой природы травам и деревьям. Человек должен действовать!» Это о них, о наших уже знакомых, уже друзьях, очень уважаемых в Лысьве, и не только, людях. Они прожили замечательную, светлую и осмысленную жизнь, благодаря которой мы теперь можем ходить в Городской музей и в Музей связи. Мы можем пройти по любому из разработанных туристических маршрутов Пермского края, это благодаря их картинам, достоверно написанным мы можем увидеть нашу Лысьву 100, 65, 45 и 20 лет назад. Благодаря их любви к истории, краеведению и искусству, мы можем ощутить гордость за свою Родину, за трудовой подвиг наших родных, без права на усталость, ковавших Победу над фашистской Германией. Это благодаря их таланту мы видим красоту человеческой души, красоту природы, мы ощущаем бег времени, который ничто не может остановить. Нас всех объединяет Лысьва: тихая, бунтующая, героическая – у каждого она своя. И каждый оставляет свой след.

Мы благодарны Городскому музею за предоставленную возможность вспомнить наших замечательных лысьвенцев, соприкоснуться с искусством и на их ярком примере показать школьникам, сколько путей быть полезным родному городу и конечно нашему художественно-этнографическому центру, потому что здесь находится целый кладезь для исследований.

Ценность государства, в конечном счёте – это ценность отдельных

индивидуальностей, составляющих его.

Д. Миль

Список литературы:

1 С.В.Голышев, Автобиография, городской архив

2. С.В. Голышев, «Два портрета на фоне музея», статья в газете «Искра»

3. «Лысьвенская палитра» альбом, «Книжная площадь» Пермь, 2007.

4. Н.Г. Чесноков «Претворённая в жизнь мечта»

Издательство Уральского университета, Екатеринбург, 2000г.

5. Газета «Искра», статья Нины Лобановой «Дар бесценный», 1993 г.

6. Газета «Искра», статья Ольги Ерофеевой «Непарадный портрет», 2010г.

7. В.Ю. Шахов «Лысьвенская каска в творчестве художников, писателей и поэтов»

Пермь, 2007.

Похожие:

Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconМир катится к чертовой бабушке, ничего не происходит, кроме повторяющегося...
А так нет ничего, все пустое и тусклое, без ярких красок, без чувств. Нет даже примитивной грусти, и даже радости – нет ничегошеньки…...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconВ природе нет ничего бесполезного
Отечество!», который продлится целую неделю. Сегодня, 15. 04. 2013 года под лозунгом «В природе нет ничего бесполезного» прошли уроки...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconКак выбрать жену
Нет, нет и еще раз нет. Никакой любви с первого взгляда. Никакой роковой страсти. Никакого солнечного удара. Вообще — никаких чувств,...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconГородской конкурс литературного эссе
Я твердо знаю, что без прошлого нет будущего, что все великие открытия начинаются с осмысления своих ошибок, что великие истины рождаются...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconСалат «Ромашковое поле»
Кто в вашей семье готовит 8 марта? У нас нет определенных традиций, но в этом году я уже предупредила мужа, что жду от него ромашковое...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconВопросы
Характеристика российских и советских традиций профессиональной культуры и этики
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconВ целом про расселение в Европе (можно включать в любой вопрос 29-33)
Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconВ целом про расселение в Европе (можно включать в любой вопрос 29-33)
Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако...
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания iconУтверждено на заседании кафедры от
Характеристика российских и советских традиций профессиональной культуры и этики
Русанова Нина Михайловна Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания icon-
Всемилостивому и Милосердному. Того, кого поведет Аллах никто не собьет и того, кого Он оставит без руководства никто не поведет...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница