Скерцо и скерцозность в непрограммных симфониях Д. Шостаковича




Скачать 34.13 Kb.
НазваниеСкерцо и скерцозность в непрограммных симфониях Д. Шостаковича
Дата публикации12.03.2014
Размер34.13 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы




Скерцо и скерцозность

в непрограммных симфониях Д. Шостаковича

Абрамова Л.Ю.

Аспирантка

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, теоретико-исполнительский факультет, Тамбов, Россия

E–mail:anom1@mail.ru

Обращение Шостаковича к сфере комического, смешного, «несерьезного», по определению многих исследователей, например, А. Кремер [2, С.20], стало для него закономерностью, обусловленной как объективными, так и субъективными факторами. Культурная атмосфера 20-30-х гг., совпавшая с этапом творческого формирования композитора, а так же природная предрасположенность к юмору позволили ему приобщиться к многовековой смеховой культуре и дополнить ее собственными творениями.

Среди непосредственных предшественников сатирических опусов композитора, ставших для него своего рода «полюсами стилевого притяжения» (Г. Григорьева), Л. Акопян отмечает «литературу абсурда» Д. Хармса, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого, А. Введенского – представителей группы ОБЭРИУ (объединения реального искусства), петербургские журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон», связанные с именами С. Черного, А. Аверченко, Н. Тэффи, Н. Евреинова, первый сборник советской литературной пародии «Парнас дыбом» (1925 г.), принадлежавший перу Э. Паперной, А. Финкеля, А. Розенберга, сатирическое творчество М. Зощенко; в области театрального искусства – постановочные эксперименты Н. Терентьева и арлекинады-мистерии В. Мейерхольда, а так же мощное антиоперное движение начала века, представленное кабаретными оперными пародиями. Культурно-эстетический контекст — неисчерпаемое пространство комедийного искусства: от «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского, творчества Т. Мора и Ф. Рабле до комедий К. Гоцци, романтического гротеска Ф. Жан-Поля и Э. Гофмана, сатирических произведений Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина, искрометных творений Козьмы Пруткова… «Балаган устанавливает родство художников, умеющих услышать его зов» [1]

Жанр скерцо широко представлен в творчестве Шостаковича: так, первый композиторский опус носит название Скерцо для оркестра ор.1, вторая часть Первой симфонии имеет жанровое определение — Скерцо, скерцо входит в ранние фортепианные сонаты и в Три пьесы для виолончели и фортепиано.

Форму Скерцо Л. Мазель называет сонатой без разработки, по утверждению В. Бобровского, перед нами факт переменности функций формы, но можно дать ей определение как обрамленной двойной двухчастной (вступление – А – В – А – АВ – заключение). В скерцо жанровые признаки галопа даны в самых разных претворениях: от спортивно-игрового до гротескно-саркастического, – сообщает звучанию темы властность, активность. Тема состоит из хроматических интонаций с волевыми скачками. Контраст вносит спокойная вторая тема, с Meno mosso в духе тихой колыбельной песни (образцы претворения этого жанра мы находим в творчестве А. Лядова и С. Прокофьева). В репризе Скерцо первая тема звучит задорно у солирующего фортепиано, она украшена эффектными гаммообразными пассажами и глиссандо. Интересно контрапунктическое соединение двух основных тем, при котором «колыбельная» превращается в мощный четырехдольный грозный императивный сигнал fortissimo, в корне меняя свою природу, что несомненно происходит под влиянием первой темы.

Истоки симфонического скерцо, по мнению Р. Слонимской [3, С.310], следует искать в творчестве русских композиторов (М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский) и в симфонизме Г. Малера, подобно которому Шостакович строит сложную симфоническую форму. Однако скерцозные части симфоний двух композиторов выполняют различные драматургические функции в цикле: у Малера скерцо обычно выполняет «разделительную функцию», роль интермедий или «временных отключений» от основной идеи симфонии. Этим объясняется и преобладание жанровых моментов в скерцо. У Шостаковича же скерцо выполняет соединительную функцию в цикле, оно несет иную, чем у Малера, драматургическую нагрузку, играя роль трагической кульминации. В этом смысле скерцо Шостаковича Р. Слонимская называет близким по драматургической направленности скерцо-маршу из Шестой симфонии П. Чайковского.

В скерцозных частях непрограммных симфоний Д. Шостакович унаследовал традиции, которые сложились в творчестве предшественников, при этом существенно обновил их образную сферу: в них наряду с претворением бытовых и лирических компонентов, значительно расширяется сфера гротесково-сатирическая. Скерцозность проявляется также в тематизме первых частей и финалов (т.е. в нескерцозных частях), что объясняется действием процесса взаимопроникновения семантических функций частей, и может составлять самостоятельный раздел: например, «сюита танцев» из финала Четвертой симфонии или эпизод из первой части Седьмой симфонии, близкий скерцо по художественному ракурсу с его токкатной моторностью.

Библиография:

  1. Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. – СПб.: изд-во «Дмитрий Буланин», 2004. – 475 с.

  2. Кремер А.Г. Музыкально-поэтические контрапункты в гротескно-сатирических циклах // Вокальные циклы Д. Шостаковича. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. – С. 13 – 55

  3. Слонимская Р. Инфернальное скерцо Десятой симфонии Шостаковича // Шостаковичу посвящается…– М.: «Композитор», 2007. – С.310 – 322

Похожие:

Скерцо и скерцозность в непрограммных симфониях Д. Шостаковича iconО проведении конкурса будет объявлено дополнительно Основная номинация конкурса
«детская музыкальная школа имени Д. Д. Шостаковича» приглашают принять участие в V международном детском конкурсе пианистов имени...
Скерцо и скерцозность в непрограммных симфониях Д. Шостаковича iconДепартамент культуры города москвы
Фестиваль проводится в помещении Детской музыкальной школы имени Д. Д. Шостаковича по адресу: 111402, г. Москва, аллея Жемчуговой,...
Скерцо и скерцозность в непрограммных симфониях Д. Шостаковича iconВойна и её образ в симфонии №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Интегрированный урок (история и музыка) в 7 классе. Урок ведут учитель музыки Стеценко Елена Викторовна и учитель истории Ульяновская...
Скерцо и скерцозность в непрограммных симфониях Д. Шостаковича iconИ. Шафаревич
Специалисты исследовали его симфонии, камерные и вокальные произведения, выяснили, кто из предшественников Шостаковича влиял на его...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница