Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент»




Скачать 153.45 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент»
Дата публикации11.05.2014
Размер153.45 Kb.
ТипПрограмма курса
litcey.ru > Культура > Программа курса


Программа курса «Сравнительный менеджмент»




ПРОГРАММА КУРСА

«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Москва

2004

Настоящую программу разработал доктор военных наук, профессор,
проректор Института международных экономических связей
Медведев Виктор Петрович.


Подписано в печать 15.03.2004 г. Печать офсетная. Тираж 500 экз.

Печатных листов 0,75. Заказ 04-18. Издательство ALSO.

ЛР № 066677 от 16.06.1999 г.


1. Организационно-методический раздел



Цели курса
Учебный курс «Сравнительный менеджмент» является весьма важной частью общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент при подготовке бакалавров со знанием иностранного языка, способных успешно работать в зарубежных компаниях.
^ Задачи курса
Основными задачами курса являются:

  • показать обучаемым взаимосвязь общих, единых подходов в менеджменте (международного менеджмента) и специфичных характерных черт различных школа, что и определяет основное содержание сравнительного менеджмента;

  • показать объективную зависимость каждой школы менеджмента от национальной культуры и специфики развития основных направлений в бизнесе региона и страны;

  • показать характерные черты в формировании, развитии основных тенденций в каждой школе (американской, европейской и японской);

  • показать объективную зависимость формирования и развития школ менеджмента от процессов глобализации бизнеса и характерных черт национальной культуры и традиций во взаимоотношениях между людьми;

  • охарактеризовать основные составляющие в подготовке менеджеров для успешной работы в крупных компаниях и в малом (национальном) бизнесе.


^ Место курса «Сравнительный менеджмент» в системе общепрофессиональных дисциплин, характерных для направления «Менеджмент»
Сравнительный менеджмент позволяет оценить характерные черты и достоинства взглядов на специфику основных различий в ведущих школах менеджмента (американской, европейской и японской) и необходимость учета их в ходе практических взаимоотношений с организациями (компаниями), относящимися к соответствующей школе. Межстрановые экономические взаимоотношения должны опираться на культуру, историю и другие основополагающие факторы внешней среды в процессе бизнес-деятельности. Таким образом, сравнительный менеджмент является обязательной и необходимой частью в числе тех учебных курсов, которые формируют и определяют общепрофессиональную подготовку специалиста в области обеспечения внешнеэкономической деятельности организации.

^ Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса обучаемые должны:

  • усвоить обязательную и объективную зависимость, характерную зависимость, характерные черты и подходы в менеджменте в зависимости от степени интеграционных и глобальных составляющих в крупном бизнесе (степень влияния международного менеджмента) и неотделимость малого и среднего бизнеса от национальной культуры страны; понимание культуры и специфики отношений между людьми (клиенты и «продавцы») позволит четко сформировать и охарактеризовать основные особенности менеджмента в той или иной стране;

  • уметь четко охарактеризовать основные черты и специфику взглядов американской, европейской и японской школ менеджмента;

  • сформировать и оценить основные тенденции в развитии и становлении менеджмента в условиях России.

Знания должны состоять в том, чтобы быть готовым сформировать и охарактеризовать основные составляющие во взаимоотношениях (менеджменте) с организациями (компаниями) – представителями той или иной страны и области бизнеса в зависимости от его размеров и степени разветвленности на мировом рынке.

^

2. Распределение часов по темам и видам занятий






Темы

Всего часов

^ Количество часов по видам учебных занятий

лек.

сем.

самост.

работа

1

Сравнительный менеджмент и его значение в системе подготовки менеджеров и экономистов-международников

2

2

-

2

2

Формирование, становление и пути развития основных школ менеджмента, как объективное явление

4

2

2

4

3

Различные подходы в основных школах менеджмента и их связь с национальной культурой

8

4

4

8

4

Современный менеджмент как взаимосвязь международного и сравнительного подходов в менеджменте

6

2

4

6

5

Воздействие национальной культуры на систему управления современной организации

4

2

2

4

6

Специфика взаимоотношений людей и развитие эффективного менеджмента

4

2

2

4

7

Содержание работы менеджеров в «больших» (типа ТНК) и «малых» организациях и характерные составляющие их подготовки

8

4

4

8

ИТОГО:

36

18

18

36

^

3. Содержание курса



Тема 1. Сравнительный менеджмент и его значение в системе подготовки менеджеров и экономистов-международников

Сравнительный менеджмент как неотъемлемая часть общеменеджерской подготовки и его содержание в виде характерных составляющих в зависимости от национальной культуры, истории страны, специфики различных областей бизнес-деятельности и размера компании. Малые и средние компании и высокая степень их зависимости от национальных традиций, характерных черт развития общества, уровня государственности, отношения основного населения к власти и бизнесу, специфики коммуникационных отношений, конкурентности в бизнес-среде, факторы мотивирующие и антимотивационные в бизнес-деятельности. Крупные организации в бизнесе, их объективное тяготение к глобализации и международному менеджменту.
^ Тема 2. Формирование, становление и пути развития основных школ менеджмента как объективное явление

Исторический процесс развития менеджмента в мире. Американская школа как объединение, формирование и развитие системы подготовки менеджеров в интересах бизнес-деятельности. Результаты второй мировой войны, план Маршалла и появление германской и японской школ менеджмента.

Процессы глобализации и национальные особенности культуры различных стран и формирование международного и национальных школ менеджмента. Сравнительный менеджмент как система взглядов в различных странах (школах) и содержание путей развития менеджмента.

Концепция современного менеджмента, роль менеджмента человеческих ресурсов и его основных составляющих (профессионализм, активность и «командность»). Отличительные черты национальных культур и школ.

Основные составляющие менеджмента, сравниваемые между собой: взгляды на содержание и характер опоры в основных функциях менеджеров; отношения в системах управления персоналом и менеджменте человеческих ресурсов; в составе теории организации и исследовании систем управления; по уровню привлечения и принятию (выработке) решений и др.

Крупный бизнес и формирование международного менеджмента, малый и средний бизнес и специфичные черты, изучаемые сравнительным менеджментом. Их взаимосвязанность, взаимозависимость и значимость в работе менеджеров.
^ Тема 3. Различные подходы в основных школах менеджмента и их связь с национальной культурой

Объективные причины формирования трех ведущих школ менеджмента: американской, европейской и японской.

Характерные черты формирования и развития малого и среднего бизнеса в США, европейских странах и Японии.

Многообразие путей и специфики развития малого бизнеса в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Италия и др.). Европейский союз и формирование евроменеджмента. Характерные черты культуры, истории развития бизнеса в стране и специфика подготовки менеджеров. Взгляды на клиентов, персонал и конкурентов в зависимости от культуры и традиций в странах. Отношение к основным составляющим в подготовке менеджеров: основы менеджмента, управление персоналом, специфика коммуникационных отношений и мотиваций, привлечение к принятию решений, делегирование полномочий, специфика отношения к малому бизнесу и др. Малый бизнес в семи наиболее экономически развитых странах. Особенности Англии и Японии. Роль финансового менеджмента и характерные черты стратегии. Возможности в России для развития малого и среднего бизнеса.
^ Тема 4. Современный менеджмент как взаимосвязь международного и сравнительного подходов в менеджменте

Концепция современного менеджмента как объективное проявление нового этапа в развитии бизнеса и менеджмента. Менеджмент как единство науки и искусства. Крупный бизнес, явления глобализации, современные технологии, возрастание роли науки и международного менеджмента. Люди (сотрудники организаций и граждане страны и носители культуры, партнеры и клиенты) как субъективные составляющие и значимость искусства менеджеров. Бизнес как явление, не имеющее характеристик национальности, пола и возраста, и организации (компании) как структура, зависящая от национальности, пола, возраста, числа, уровня подготовки, профессионализма и активности персонала. Внешняя среда как система, имеющая тенденцию к глобализации и международному менеджменту. Внутренние факторы как система, опирающаяся на показатели сравнительного менеджмента. Взаимосвязь и взаимозависимость факторов международного и сравнительного менеджмента и их роль в профессионализме менеджеров конкретных организаций.
^ Тема 5. Воздействие национальной культуры на систему управления современной организации

Воздействие национальной культуры на организационную структуру и систему управления в компании. Различные регионы и страны мира и наличие характерных моделей. Дуальность системы взглядов: целесообразность единой общей системы менеджмента (международного менеджмента) и доминирования различных подходов (сравнительного менеджмента), опирающегося на национальные черты культуры (истории, политики, экономики и др.). Правомерность каждого из подходов. Тенденции и закономерности глобализации экономических систем и невозможность для сотрудников «оставить себя дома, уходя на работу». Существующие взгляды на классификацию национальных культур и основные модели: ориентация на развитие личности в сотрудниках («Инкубатор»); на достижения конкретных целей («Управляемая ракета»); на формирование четких структурных составляющих («Эйфелева башня») и на достижение высоких результатов ориентируясь на интересы конкретных сотрудников и групп («Семья»). Критерии оценки классификационных моделей. Роль специфики страны, вида бизнеса, размера организации и национальных особенностей сотрудников. Работа отдельного сотрудника и групп в других странах. Основные тенденции в формировании и укреплении корпоративной культуры. Система управления как элемент корпоративной культуры в организации. Взаимодействие факторов в «цикле»: национальная культура – сотрудники и вид бизнеса – корпоративная культура – структурирование организации и национальная культура (система клиентов).
^ Тема 6. Специфика взаимоотношений людей и развитие эффективного менеджмента

Взаимоотношения людей (сотрудники, клиенты) как следствие и продолжение национальной культуры. Исследователи национальных культур и многообразие отличительных черт. Множественность основных особенностей (до 30 характерных). Важнейшие критерии (факторы) для оценки деловой культуры: соотношение индивидуализма и коллективизма; дистанция власти; соотношение мужественности и женственности; отношение к неопределенности. Характерные черты во взаимодействии западных и восточных систем взглядов. Тенденции в их взаимоотношениях и роль «конфуцианского динамизма» в формировании системы менеджмента. Роль общих закономерностей и влияние частных условий. Достоинства и недостатки в единении и многообразии взглядов и формирование наиболее целесообразной системы корпоративной культуры. Корпоративная культура (фактор «работа») как системная взаимосвязь с факторами «семья» и «школа». Корпоративная культура и ее зависимость от основных характеристик моделей общества: общинной, механистической, социотехнической, политической, «дело».

Менеджмент в организации и роль глобальных и частных факторов и его взаимоотношение с корпоративной культурой.
^ Тема 7. Содержание работы менеджеров в «больших» (типа ТНК) и «малых» организациях и характерные составляющие их подготовки

Транснациональные, многонациональные корпорации и компании, общие черты и особенности в работе и подготовке менеджеров. Накопленный опыт, наличие совместной собственности в России зарубежных компаний и специфика работы российских менеджеров за рубежом. Многонациональные компании в России и необходимый уровень подготовки менеджеров и экономистов-международников в российских учебных заведениях (ИМЭС, ВАВТ, Дипакадемия и др.). Тенденции и опыт формирования многонациональных команд менеджеров для работы в различных странах. Работа российских менеджеров за рубежом. Порядок подготовки менеджеров и оценка уровня подготовки по методике ЮНИДО (обучение, не обученные и не обучаемые).

Роль классического менеджмента и опыт использования характерных специфических составляющих различных школ менеджмента (американского, европейского, японского и формирование российского подхода). Менеджерские объективные и субъективные, общие и частные «технологии» в системе подготовки высококвалифицированных специалистов. Степень «укомплектованности» офисов зарубежных компаний гражданами России.

Основные составляющие в подготовке менеджеров: внутренние факторы, внешняя среда, система управления, основные функции менеджеров, теоретические основы мотивации, коммуникаций и менеджмента человеческих ресурсов.

^

4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ





  1. Значение и содержание подготовки менеджера современного уровня, опираясь на учебный курс «Сравнительный менеджмент» (Учебный курс «Сравнительный менеджмент» и его роль в подготовке современного менеджера).

  2. Содержание основных составляющих сравнительного менеджмента и их взаимосвязь.

  3. Роль национальной культуры, истории и других составляющих в формировании характерных черт бизнеса в стране и организациях.

  4. Влияние фактора глобализации бизнеса и национальные особенности как основные условия формирования школы менеджмента в стране (регионе).

  5. Перечень и характерные основы, определяющие специфику национальной школы менеджмента.

  6. Степень использования объективных и общих взглядов на менеджмент в различных школах.

  7. Общие черты и различия в подготовке менеджеров в США, Японии и Евросоюзе.

  8. Основная направленность в подготовке менеджеров для работы в крупных (национальных и межнациональных) компаниях и малом бизнесе.

  9. Взгляды на подготовку менеджеров для различных иерархических уровней в основных школах менеджмента (США, Япония, Европа, Россия).

  10. Содержание и сравнительный анализ моделей развития бизнес-де-ятельности на основе национальной культуры («Инкубатор», «Семья», «Управляемая ракета» и «Эйфелева башня»).

  11. Корпоративная культура организации (компании) как следствие национальной культуры, специфики бизнеса и размера компании.

  12. Корпоративная культура (фактор «работа») и ее взаимосвязь с факторами «семья» и «школа».

  13. Характерные особенности корпоративной культуры организации и ее зависимость от специфики общественных отношений в бизнес-среде (модели построения общественных отношений).

  14. Содержание подготовки менеджеров конкретной организации в зависимости от воздействия внешней среды (специфика бизнеса, размер организации и др.).



^

5. Примерные вопросы для подготовки к зачету
по учебному курсу





  1. Предмет и основная направленность учебного курса «Сравнительный менеджмент».

  2. Основные факторы, которые принято анализировать при подготовке менеджеров для работы в конкретных условиях.

  3. Почему для крупного бизнеса ближе «международный менеджмент», а для малого – «сравнительный»?

  4. Перечислить и кратко охарактеризовать факторы, формирующие поведение людей в различных странах для определенных условий.

  5. Показать значимость сравнительного менеджмента при изучении менеджмента в различных основных школах (американской, японской и европейской).

  6. Почему в ходе сравнительного менеджмента принято рассматривать достижения американской, японской и европейской школ?

  7. Соотношение концепции современного менеджмента и интерпретация ее различными школами менеджмента. Общие взгляды и различия.

  8. Общие взгляды в различных школах менеджмента на роль квалификации (профессионализма), командность в работе и активность менеджеров.

  9. Влияние национальной культуры на содержание подготовки менеджеров в различных школах менеджмента.

  10. В чем заключается противоположность во взглядах международного и сравнительного подходов к менеджменту.

  11. Оценить причины того, что при анализе бизнес-процесса его принято рассматривать как явление, не имеющее национальности, пола и возраста, а при изучении любой бизнес-системы (организации) необходимо учитывать пол, возраст, национальные особенности и другие характеристики сотрудников данной компании.

  12. Объяснить причину «тяготения» международного менеджмента к внешней среде, а внутренних факторов к сравнительному менеджменту.

  13. Почему модели национальных культур принято рассматривать по отношению к централизации управления, дистанции власти, уровню формализации структурных составляющих и по степени ориентации на личности и межличностные отношения?

  14. На основании каких квалификационных характеристик оценивают основные модели организационных культур: «Управляемая ракета», «Эйфелева башня», «Инкубатор» и «Семья»?

  15. Показать системную взаимосвязь моделей различных организационных культур (по вопросу 14).

  16. Оценить характер воздействия на организационную культуру (модель «работа») основополагающих составляющих в жизни сотрудников: «семья» и «школа».

  17. Существует ли системная взаимосвязь различных людей, организационных культур и основных этапов в жизни каждого сотрудника («семья» – «школа» – «работа»)?

  18. В процессе развития общественных отношений рассматривалась следующая их последовательность: общинная, механическая, социо-техническая и политическая. Следует при формировании корпоративной культуры их учитывать и каким образом они могут определять формируемую корпоративную культуру?

  19. Каким образом включение России в восьмерку наиболее развитых стран и сотрудничество российского бизнеса с основными ТНК влияет на развитие основных подходов к менеджменту?

  20. Тенденции открытия и функционирования офисов крупнейших ТНК в Москве и менеджеры каких национальностей (школ менеджмента) привлекаются к работе в них.

  21. Оценить тенденции развития менеджмента в России и Москве. Откуда берутся менеджеры для работы в международных и зарубежных компаниях в Москве?

  22. Содержание подготовки менеджеров в российских учебных заведениях и степень опоры на сравнительный менеджмент.



^

6. Учебно-методическое обеспечение курса




Рекомендуемая литература





  1. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого периода: В 2 т. – М.: МНИИПУ, 1996.

  2. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. – М.: Дело, 1996.

  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

  4. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2000.

  5. Медведев В.П. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. – М.: Дека, 2002.

  6. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. – М.: Дело, 2003.

  7. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. – М.: 3D–туре, 2003.



Содержание

1. Организационно-методический раздел 5

2. Распределение часов по темам и видам занятий 7

3. Содержание курса 8

4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ 11

5. Примерные вопросы для подготовки к зачету
по учебному курсу 12


6. Учебно-методическое обеспечение курса 13









Похожие:

Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconМетодические указания к изучению курса «финансовый менеджмент и финансовый анализ»
Учебная программа курса «Финансовый менеджмент и финансовый анализ» направлена на освоение методов финансового управления, с помощью...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconПрограмма курса «Организационное поведение»
Программа предназначена для студентов очного отделения, изучающих данную дисциплину по направлению «Менеджмент»
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины статистика вэд разработана в...
Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент», вариативной...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconПрограмма курса «Инновационный менеджмент»
Данную программу разработал профессор Института международных экономических связей, д в н. Медведев Виктор Петрович
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Статистическая физика»
Учебный курс «Статистическая физика» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Менеджмент в торговле» для специальностей...
Учебная дисциплина «Менеджмент в торговле» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины история экономики для направления...
«Управление проектами», «Управление технологическими инновациями», «Производственный менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Маркетинг»,...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины деловая этика разработана в...
Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, обучающихся по направ­лению 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Физика сплошных сред»
Учебный курс «Физика сплошных сред» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент» iconПрограмма менеджмент-практики для специальности 080507. 65 “Менеджмент организации”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница