Скачать 63.28 Kb.
|
Конспект урока по теме «А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного человека» Цели: Образовательные: 1. - закрепить умения работать с текстом, 2. - производить анализ художественного произведения. 3. - проверить усвоение учащимися знаний по данной теме. 4. - помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе. Воспитательные: 1. - воспитывать самостоятельность, ответственность, нравственные чувства, 2. - воспитывать эстетические чувства, 3. - воспитывать нравственность, чуткость, внимательность к внутреннему миру другого человека 4. - вызвать восхищение чистой, нежной, возвышенной любовью. Развивающие: 1. - Развивать память и внимание. 2. - Активизировать мыслительную деятельность. 3. - Учить размышлять, оформлять свои мысли в словах в связной, последовательной, доказательной речи. 4. - Прививать опыт публичных выступлений. 5. - Стимулировать интерес к предмету, к творчеству А.И Куприна. Задачи: Дать эмоциональный толчок к восприятию текста, помня, что эмоции - ключ к познанию научить мыслить, анализировать, составлять, сравнивать, доказывать, рассуждать. Методы и приемы, используемые на уроке: Продолжается разговор о любви. После творчества И.Бунина изучаются произведения А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет». Одним из основных методов изучения повести А.И.Куприна «Олеся» - эвристический, так как освоение произведения, его анализ связаны с разрешением художественных, общественных и философских проблем, поставленных писателем. Наша задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать текст. Такой подход осуществляется большей частью в эвристической беседе. Используя эвристический метод, пользуюсь приемами, которые последовательно ведут мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, к самостоятельно добытым знаниям, раскрывают пути и методы приобретения этих знаний. Эти приемы-построения системы вопросов в создании проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа. В ходе работы с учащимися использован прием сопоставления литературного текста с произведением другого вида искусства (фрагмент из кинофильма и литературный текст). Сумел ли режиссер показать Олесю такой, какой её представил А.И.Куприн или как изображает Олесю художник и описывает автор повести. Развивая образное мышление школьников, этот метод служит способом эмоционального акцентирования текста, побуждает углубленно прожить текст и содействует развитию читателя. Построение системы заданий по тексту приводит к составлению, сравнительной таблицы Олеси и Ивана Тимофеевича. В чем сила Олеси и слабость Ивана Тимофеевича. Составление таблицы - один из приемов стимуляции познавательной активности. На уроке использую прием «Мне это пригодится». На любом этапе задаю вопрос: «Где вам это может пригодиться?». Это вам пригодится, ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают сознавать значимость изучаемого материала. При подготовке ответа на вопрос используется исследовательский метод. Он заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Здесь важную роль играет прием: постановка проблемных вопросов. Ход урока Учитель: Тема любви относится к главным и вечным проблемам в литературе. «Любовь…что она? Где она? Есть ли она? Какой должна быть?». Ответить на эти вопросы очень трудно, может быть, даже невозможно. Но мы попытаемся и заслушаем ваше мнение (учащиеся в монологической форме высказываются). Учитель: Так что такое любовь? Можем сейчас однозначно ответить? Учащиеся: Можно спорить бесконечно, потому что каждый человек обладает этим чувством индивидуально. Учитель: Есть общее мнение, какая она должна быть, любовь? Учащиеся: Чистая, верная, самоотверженная, взаимная, красивая, богатая, духовная. Учитель: Сегодня на примере истории Олеси мы узнаем мнение писателя А. И. Куприна «Какой должна быть любовь» - какие вопросы можно поставит на уроке? - на какой вопрос вы хотели бы узнать ответ? Учитель: Чтобы справиться с этими задачами, ответить на интересующие вас вопросы, нам нужно хорошо знать текст повести. Я предлагаю вам интерактивный тест (тест с готовыми ответами). Учитель делает вывод о подготовленности учащихся к уроку. Учитель: история Олеси – пример самоотверженной любви. Так кто же она «Олеся»? (учащиеся читают по тексту портрет Олеси, делают вывод). Учитель: Почему А.И.Куприн именно так озаглавил повесть? Что означает имя «Олеся»? Учитель: вспомните первое появление Олеси (учащиеся рассказывают, цитируя словами И.А.Куприна из повести, отмечают главную черту – доброту). Учитель: кто она для селян? «Колдовство Олеси». (учащиеся отвечают, делая вывод, что доброта-важнейшее качество в человеке. Метод «мне это пригодится». А для большинства её местных крестьян-колдунья, «ведьмаха». Олеся не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику. Отмечают, что она естественна, потому что воспитана природой, эти качества объединяют героев и разводят их. Учитель: Куприн заставляет нас сопоставлять героев, в результате мы видим их силу и слабость. А любовь – это испытание для них (по составленной дома схеме ученик сопоставляет Олесю и Ивана Тимофеевича. Учащиеся обсуждают и дополняют Учитель: расскажите, кто такой Иван Тимофеевич и как произошло знакомство с Олесей. (Учащиеся рассказывают, цитируя описание Ивана Тимофеевича). Учитель: Иван Тимофеевич – городской житель, дворянин, мечтает стать писателем, для этого, считает он, полезно наблюдать нравы местных жителей. Именно через сопоставление с начинающим писателем Куприн позволяет увидеть главное в Олесе. – случайно ли Куприн сделал героя писателем? Учащиеся размышляют, дополняя друг друга. Учитель: писатель тот, кто способен видеть и слышать то, чего не дано другим, кто способен глубже понимать явления жизни, более чутко, тонко, чем обыкновенный человек. - За что так безоглядно полюбил Иван Тимофеевич девушку, далекую от цивилизации? (Учащиеся дискутируют. Отмечают, что её отличает стремление к добру, чистоте, любви как главному смыслу человеческого существования. Учитель: Следование принципам добра не даст Олесе потерять голову от любви (учащиеся отмечают «Мне это пригодится»). Желание делать добро поможет сохранить любовь. Но какой же самоотверженности это требует? - Задумывается ли над этим Иван Тимофеевич? Бережет ли он это чувство? (объяснение в любви) Учитель: как вы понимаете слова Олеси:»Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь…Сердце у вас холодное, ленивое.» Учитель: кажется, Иван Тимофеевич безоглядно отдается любви: «Люблю, Олеся. Давно и крепко люблю». - Почему он пытается убедить себя: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, горничных?» (Учащиеся дискутируют. Отмечают эгоизм Ивана Тимофеевича. Учитель: Он окрылен любовью, но это не помешает внести определенность:»Тебе придется выбирать между мной и бабушкой…» Эгоизм смешивается с леностью сердца). Учитель: Почему Олеся отказывается выйти замуж за Ивана Тимофеевича? (Учащиеся рассуждают) Учитель: Почему Иван Тимофеевич не остановил Олесю идти в церковь. Он знает нравы местных поселян, понимает, чем может обернуться решение Олеси пойти в церковь. Учитель: что пришлось пережить Олесе ради любимого? Учащиеся читают фразу Ивана Тимофеевича «женщина должна быть набожна без рассуждений» Учащиеся: «Осмысление происходящего приходит после избиения Олеси местными жителями. Чувства Ивана Тимофеевича искренние, он любит Олесю всей душой. Куприн называет их взаимоотношения «наивной очаровательной сказкой любви». Учитель: Сумел ли режиссер показать Олесю такой, как её описывает А.И.Куприн? (Учащиеся размышляют). Учитель: прозвучало мнение, что Иван Тимофеевич любит Олесю искренне, что любовь не похожа на сказку, она привлекает внимание тем, что чиста и самоотверженна. Учитель: Почему же все так печально заканчивается? (Учащиеся дискутируют). Учитель: Куприн-мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. Можете это доказать? (Учащиеся рассуждают). Учитель делает вывод. |
![]() | Урока: Овладение новыми языковыми средствами по теме «Моя семья» Конспект урока иностранного языка (немецкий) в 5 «В» классе моу сош №4 г. Алапаевска Свердловской области по теме «Моя семья» | ![]() | Конспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство» Конспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство», учитель русского языка и литературы... |
![]() | План-конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Одежда" Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий | ![]() | Конспект урока по теме: "Витамины" Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе,... |
![]() | Конспект открытого урока математики во 2 «В» классе по теме: «Вычитание... Прозвенел звонок. Я вижу, что всё готово к началу урока. Значит, мы начинаем работу | ![]() | Урока: Обобщающий урок по теме «Путешествие по океанам и материкам Земли» Конспект открытого урока в рамках заседания шмо учителей начальных классов по комплектованию 5-х классов |
![]() | Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе... ... | ![]() | План-конспект урока Тема урока: Геометрическая прогрессия Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия» |
![]() | Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика.... Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные» (интегрированный... | ![]() | Конспект открытого урока По теме:”Свойства элементарных функций”... |