Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы»




Скачать 269.15 Kb.
НазваниеЛекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы»
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер269.15 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Культура > Лекция
  1   2   3




Изучение творческого наследия Лескова в x классе.
Изучение Лескова - одна из тем, которые нуждаются в методическом обеспечении, несмотря на то, что уже появились интересные предложения и разработки уроков по изучению «Левши», «Человека на часах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованного странника», все-таки заметно, как скупо, осторожно мы вводим изучение его творчества в X классе. Конечно, отчасти это продиктовано насыщенностью программы в X кл., и в этом смысле до сих пор остается печально прав Л. Толстой, что «Лесков - писатель будущего». А между тем Лесков создает особенный тип положительного героя, тип праведника, воспитательное значение которого велико и в наши дни. С Лесковым приходит в литературу своеобразное решение традиционных вопросов литературы второй половины XIX века. При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого путь к истине, и в этом смысле само творчество и литературная судьба писателя поучительны.

Разработка национально-исторических проблем наиболее последовательно и многосторонне дана, пожалуй, именно в творчестве Лескова, который прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душой народа». Именно в прозе Лескова наиболее полное и интересное выражение находит такая форма повествования как сказ.

Связь с фольклором, героическим эпосом, тип положительного героя, образ пути, мотив странничества, внимание к отдельной личности, которая осуществляет свою судьбу через взаимодействия с другими людьми, с миром, сказовое повествование - все это обусловливает изучение творчества этого писателя после Н. Некрасова, до изучения Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Можно предложить следующую систему уроков:


1 урок. Личность Лескова. Жизненная и творческая судьба.

Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся

2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда»/.

Уроки-беседы с элементами диспута

4-6 уроки. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера /на материале повести «Очарованный странник»/.

Аналитический пересказ по ИОЗ, беседа по опережающим вопросам

7 урок. Мир Лескова

Семинар

8 урок. Внекл. чтение /за счет уроков развития речи/. Лесков и время... Этот урок - самостоятельная и творческая работа ребят.

Беседа, обобщение, работа в группах



^ Уроки 4-6. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера.

Опыт изучения повести «Очарованный странник» в 10 класс.
Учитель гимназии № 116 г. Екатеринбурга

Лыкова Вера Ивановна

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на последующие три урока, посвященные изучению «Очарованного странника» Всему классу:

  1. Прочитать произведение.

  2. В чем смысл названия произведения?

  3. В чем своеобразие сюжета и жанра произведения? Какой момент является кульминационным?

  4. Как раскрывается тема любви к Родине?

  5. Кого Лесков считает праведником? Что включает в себя это понятие?

  6. В чем своеобразие языка произведения?


^ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:

1-7. Охарактеризовать главного героя и его поступки. По этапам:

  1. Крепостной форейтор. Побег.

  2. В няньках.

  3. Поединок и плен.

  4. Конэсер.

  5. Любовь.

  6. Без имени.

  7. Монастырь. Призвание.

  8. В 1 гл. прочитать и пересказать историю укрощения коня и последующего состязания с Джоном Рареем. Попытаться понять, в чем смысл этой истории, как она связана с пониманием произведения в целом?

  9. Пользуясь словарями, дать толкование слов и выражений: благочинный, стратопедарх, ремонтер, конэсер, ставка, форейтор, «живые медведи на столбу сидели», «столько лет на духу не был», «вынул из себя часточку, «а во Христе нет ни Еллин, ни жид».


УРОКИ I-III. ПРАВЕДНИКИ ЛЕСКОВА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. (На материале повести «Очарованный странник »)
ПРОБЛЕМЫ: Показать этапы нравственного совершенствования личности. Увидеть подвиг в негероической жизни героя, в стремлении делать добро, прийти к пониманию, что найти свое призвание в жизни - это задача богатырская. Увидеть в герое воплощение русского национального характера.
^ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Изопродукция: В. Васнецов «Богатыри», В.П. Верещагин «Илья Муромец на пиру у князя Владимира».

  2. Стенд с иллюстрациями И. Глазунова, М. Кузьмина к этому произведению.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОРМА УРОКА: беседа по опережающим заданиям и вопросам с элементами лекции учителя, комментированное чтение, диспут.
УРОК 4.

Смысл заглавия. История создания. Своеобразие сюжета и композиции произведения. Жанр произведения.

^ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  1. На доске написаны названия произведения, которые давались Лесковым в их хронологической последовательности: «Черноземный Телемак», «Русский Телемак», «Очарованный странник, его жизнь, опыты и приключения», «Очарованный странник » /в газете «Русский мир», 1873 г./;

  2. ^ Жанр: рассказ, повесть, повесть-поэма?

  3. Эпиграф к этому уроку: «Дурное подобно зловонному грибу: его найдет и слепой. А доброе подобно Вечному Творцу оно дается лишь истинному созерцанию, чистому взору. А кто не обладает духовным взором, тот мчится за пестрым миром своих причуд, обманчивых иллюзий, броских химер…» (И.Ильин).


^ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

    1. Учитель расскажет о том, как создавалась эта повесть, что это произведение входит в цикл «Праведники», зачитает из предисловия к рассказу «Однодум», как сам Лесков объясняет замысел создания произведений о праведниках, обратит внимание ребят на то, что название к этому произведению рождалось мучительно, что Лесков всегда исключительное внимание уделял названию произведения.




  • Как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие?

( кем-то, чем-то очарован, или читатели, автор, слушатели очарованы им?)
В беседе с учащимися учитель увидит, как меняется в зависимости от этого взгляд на историю жизни героя, как уточняется, расширяется смысл произведения. Чтобы понять, что хотел выразить автор, выясняем значение слов, соотносим с содержанием, замыслом произведения.Приходим к выводу, что Лескову было важно выразить странничество поэтической души, способной постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе. В описании характера героя отражаются философско-нравственные искания художника :

создавая образ героя, писатель «решает» вечные вопросы. Каждый художник – странник.

Здесь и главный герой – странник.

Странничество как земное мытарство души русская литература пыталась постичь во всей сложности. Провести литературные параллели с Гоголем, Пушкиным, Некрасовым.
Рассуждая о названии повести, мы должны иметь в виду, что сам писатель сформулировал для себя три основных закона образцового произведения:

  1. верность характеров,

  2. артистичность формы,

  3. строгость композиции.

Давайте начнем с наблюдения над тем, как воплощаются второй и третий законы,

Это позволит увидеть, воплощен ли в «Очарованном страннике» первый.


    1. В беседе о сюжете, жанре произведения отмечаем, что своеобразием их является восхождение к сказке и героическому эпосу: содержанием сюжета является испытательное странствие героя, использованы сказочные элементы композиции /нарушение запрета, беда, переправа в царство смерти, испытания с помощью волшебных помощников, временная смерть, победа героя/, содержанием конфликта является столкновение добрых и злых сил. Жанр по способу создания и передаче и восприятию: передается из уст в уста, воспринимается коллективно - все это указывает ориентацию автора на сказку и героический эпос, древнейшие жанры русской литературы. Это прослеживается и в изобразительно-выразительных средствах: устная речь, интонация, гипербола, фантазия. Былинный герой - это сила, смелость,

безудержность в проявлении чувств, непобедимость. Цель героя сказки - победить злые силы, восстановить справедливость, выручить друга, спасти любимую с помощью таких личных качеств как доброта, отзывчивость, «горячее сердце», терпимость. Побеждает в сказке нравственный человек. Таков и есть герой Лескова. Во время беседы мы обращаемся к репродукциям. аналогии рождаются естественно. Таким образом, вывод наш заключается в том, что своеобразием сюжета и жанра произведения является восхождение к первоосновам жанра.
^ Сказовая форма повествования. Понятие «сказ» употребляется в двух смыслах:

  1. жанр произведения

  2. форма повествования.


Сказ – жанр – « форма художественной литературы, построенной в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи» (Словарь литературоведческих терминов. М.,1974) В этом случае функция сказа – жанрообразующая.

Сказовая форма повествования – один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого – образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть).
При работе с текстом обращаем внимание, что рассказчик выступает и как герой произведения, т.е. он тот,

  1. кто рассказывает и

  2. о ком рассказывают.

Слушатель в сказе обычно фигура абстрактная (здесь «мы», «все», «путник», «путешествующий», «философ», «купец», «человек солидный и религиозный»).

В экспозиции смотивирован рассказ героя о собственной жизни, благодаря вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателями, без чего немыслим сказ. Кроме того – это народ, задумавшийся не над бытовым, а бытийным, и начинается с простого: созерцание «бедного», «старого» поселка, «грустнее которого трудно что-нибудь выдумать», вызывает недоумение, в основе которого, однако, лежит суждение, имеющее отношение к тому, что развернется в повествовании, суждение о том, что в основе действий, поступков людей лежат их представления о должном, нужном и возможном, а вот сами эти представления не есть раз и навсегда заданные, т.е. насколько мы близки к истине. Вечная проблема идеала.

Все эти размышления от подслушанного разговора тех, кто станет пытливым слушателем странника.
Таким образом, сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора, он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа рассказчика.

Вместе с тем сказовая форма повествования определяет композицию и сюжет произведения: для постижения истины нужна стихия разговора («В начале было Слово, и Слово было у Бога»).
После этой предварительной исследовательской работы с классом учитель скажет, что первоначально сам Лесков определит жанр этого произведения как рассказ-быль, затем - повесть, среди наших литературоведов есть такие, которые определяют жанр этого произведения как повесть-поэма. Повествование о герое в итоге поднимает его в наших глазах над обыденным сознанием: это обычный человек, но не обыватель - так возникает поэтическое восприятие. Поэтому можно определить жанр этого произведения как повесть-поэму.

    1. Композиционно повесть проста: вступление – экспозиция, в которой читатель знакомится с местом действия, с героями: основная часть – рассказ Ивана Северьяновича о жизни; завершается повесть кратким заключением от имени повествователя.


^ Своеобразием сюжета произведения является и сознательная установка на хронологичность повествования. Основа сюжета - это путь, который проходит герой, это поиск своего места среди людей, своего призвания, своего смысла, цели существования. Композиция и сюжет повести организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.

  1. Основное внимание на уроке уделяет учитель работе с 1 гл. повести. Учащиеся скажут, что в построении произведения она выполняет роль пролога /зачина/, что соотносит это произведение с древнейшими жанрами и не только русской литературы. Заметим это как особенность стиля Лескова. Учитель скажет, что 1 гл. можно рассматривать как тезис ко всей повести: в ней даны основные темы в их логической связи.

  2. С этой целью текстуально изучаем, комментируем три фрагмента:

  1. разговор о самоубийстве,

  2. описание, портрет героя,

  3. историю, рассказанную им, о состязании с Рареем.


Первый фрагмент

Возможные вопросы при беседе в этой части урока:

  • В чем смысл рассказа о самоубийцах? Кто такие самоубийцы - самоуправцы или За них не молятся, раз проявили гордыню.Судьбу попика-запивашки решает владыко: «быть ему за пьянство без места». Но выходит иначе. Как в поговорке: человек предполагает, а Бог располагает. Видения владыки и молитвы попика совпали – совершается чудо. Было всегда – за самоубийц не молиться, решено по законам церкви - за пьянство попика отлучить. Видение повелело «милости» для попика. Так возникает тема предопределения, Божьего промысла, который до поры скрыт для человека, не угадан.

  • Есть ли в повести ответ на вопрос, как угадать?

Ключевое слово говорит Иван Северьянович – «толцитеся», что значит необходимость активного действия человека даже в самых тяжелых, безнадежных жизненных обстоятельствах : « ведь уж от него же самого повелено, ведь уже это не переменится»

  • Как оправдывает Иван Северьяныч «запивашку-попика», почему он становится угодным Богу и может быть заступником перед ним за всех грешных?

Оправдывает его Иван Северьяныч тем, что тот не потерял страх Божий (зачитать, что остановило попика от самоубийства мысль о душе, которая останется без покаяния), нет в нем гордыни. Кроме того, в нем так много истинной любви к людям, что он не мог не молиться за самоубийц. И это оказалось его призванием. Лажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Суть христианства выражена в словах Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как если бы все зависело от Бога, но должны действовать так, как если бы все зависело от нас».

Человек определяет свою судьбу или судьба определяет его жизнь? Что значит - угадать, определить свое предназначение? Можем ли мы сказать, что думал об этом Лесков?


  • Обратите внимание на портрет героя.


^ Второй фрагмент.

Что в описании героя привлекает наше внимание? Чем он отличается от других? С кем сравнивает своего героя автор? В чем смысл такого сопоставления? /Работа с иллюстрациями включается параллельно с анализом текста/. На какое противоречие в описании героя невозможно не обратить внимания? /Герой - богатырь, отличается от всех, а был незаметен/. Тема богатырства в русском искусстве

  • «Сказка - ложь, да в ней намек ».

Какой «намек» дает нам Лесков рассказом о гибели укрощенной лошади? Какой смысл связывает эти различные истории?

  • Что нового в понимании образа главного героя вносит история его состязания с Рареем?


^ Третий фрагмент.

Предопределенность человеческой судьбы и неотделимость ее от собственной воли человека, когда только в испытаниях, поисках человек находит свое признание, которое дано ему от рождения. Это задача богатырская. Таким и рисует автор своего героя. Обращая внимание на указанные литературные аналогии, видим своеобразное прочтение героя-символа, богатырство мыслится как богатырство духа. Незаметность героя примечательна. Третий фрагмент, где богатырь-черноризец посрамляет иностранца, превосходит его не умением, а талантом /мысль, пронизывающая «Левшу»/ выводит нас к пониманию, что размышления автора о герое - это и есть «дума о России».
  1   2   3

Похожие:

Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconРеферат на тему «Праведники в творчестве Н. С. Лескова. Повесть “Очарованный странник”»
Роль образа Ивана Флягина в композиции произведения. Целостность и неразрывность повествования
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconОтчёт. Открытые уроки учителями иностранного языка проводились 30. 01. 13 01. 02. 13
Каждому уроку предшествовала тщательная, добросовестная и всесторонне продуманная работа. Все уроки были проведены методически верно,...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconПрецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале...

Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconИсследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном...
Исследовательская деятельность по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси решает главную задачу – патриотического...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconЛекция №8. Женская половая система
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconУроки в обучении математике
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconПособие для учителя Новосибирск 2010
О/О «Искусство» Интегрированный, развивающий характер заданий позволяет адаптировать и использовать материалы как в текущей работе...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconОдной из основных задач учителя начальных классов формирование навыка...
Но с каждым годом всё большее число учащихся не могут овладеть письменной речью. Не все учителя могут увидеть, что ребенок не просто...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconСпособы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова
Целью доклада является рассмотрение и анализ приемов и способов, использованных автором для оценивания героев избранных произведений...
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. /На материале произведений: «Житие одной бабы» iconСхема поэтапного анализа урока
Оценить приемы учителя по организации учащихся в начале урока: подготовленность рабочего места учащихся, быстрота проверки отсутствующих,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница