Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом




НазваниеМетодические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом
страница1/9
Дата публикации19.03.2013
Размер1.01 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Печатается по решению кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

Бычкова С.С.

Б 95 Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

15ВМ 5-89415-271-2

Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений меж­личностного общения со сверстниками у детей 6-го года жизни и осу­ществлять работу с родителями в этом направлении.

Для методистов дошкольных учреждений рекомендации помогут определить формы работы с воспитателями по совершенствованию мето­дов и приемов педагогического общения. Рекомендации раскрывают тех­нологию процесса формирования умений общения со сверстниками у старших дошкольников, экспериментально проверенную в ДОУ № 123, 135 г. Липецка.
ВВЕДЕНИЕ

Проблема становления межличностного общения на основе че­ловечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доб­роты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому,1 долж­ное внимание в воспитательно-образовательной работе дошколь­ных учреждений должно быть уделено становлению межлично­стного общения сверстников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта об­щения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к сти­хийному возникновению у них негативных форм поведения, к не­нужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблю­дать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

У детей 6-го года жизни возможно сформировать следующие уме­ния общения со сверстниками:

1-й ряд умений — использовать речевые этикетные формулы (при­ветствие, прощание, благодарность); установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, осо­бенности мимики и жестикуляции);

2-й ряд умений — внимательно относиться к собеседнику, пони­мать его эмоциональное состояние.

За основу взята градация умений межличностного общения, определенная лингвистами иноязычной культуры (И.А. Зим­няя)*.

Формирование межличностного общения у старших дошкольни­ков протекает в соответствии с психолого-педагогическими осо­бенностями их возраста.

Шестой год жизни характеризуется произвольностью поведения и психических процессов — внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведе­ния больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверст­никами.

Так, взрослые расширяют представление о человеке, выводя ребёнка за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольни­ка становится важной оценка взрослым не его умений, а лич­ности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стре­мится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми. Под руководством взрослого пытается даже проанализировать и объяснить свое поведение. Таким образом, у детей к шести го­дам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми.

Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отно­шения, которые они не могут иметь со взрослыми. Этому спо­собствует:

1) развитие речи, которое у большинства детей достигает та­кого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию;

2) достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем, которым стремится поделиться ре­бенок.

Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуа­ции характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмо­циональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соот­ветственно к нему отнестись. Общение становится важным фак­тором развития, как своей личности, так и личности сверстни­ка.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у не­которых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со свер­стниками. В этом возрасте происходит уже как бы разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользу­ются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступа­ют с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправед­ливости, отчуждению. Для их предотвращения необходимо в этом возрасте обучать детей межличностному общению со сверстниками.

Необходимо учитывать, что становлению межличностного обще­ния детей со сверстниками будут способствовать:

1. Желание вступать в контакт.

2. Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение).

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Как показывают исследования, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «...образ себя через другого».

Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов, родителей. Поэтому в ДОУ должна быть разработана целая си­стема действий, реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и со взрослыми (родителями, педагогами).

Работа с детьми преследует цель — обучить детей умениям меж­личностного общения со сверстниками. Работа со взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.

Для управления этими процессами необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.

Содержанием диагностического этапа является анкетирование взрослых и беседа с ними; индивидуальная беседа с каждым ребенком и наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в ДОУ. Диагностика уровня уме­ний межличностного общения у детей со сверстниками продол­жается и на протяжении следующего этапа — формирующего (в процессе занятий). Также за детьми ведут наблюдение роди­тели, записывая результаты в «Дневник наблюдения» (см. При­ложение 9).

Содержанием формирующего этапа является занятия этиче­ского характера, в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения; заключительное занятие в форме раз­влечения; закрепление умений в повседневной жизни в ДОУ; семинары (теоретические, практические), консультации с воспи­тателям; родительские собрания, консультация, круглый стол с родителям.

Контрольный этап заключается в тестировании.

После завершения всех трех этапов проводится итоговое собра­ние родителей и воспитателей, где подводится результат рабо­ты с детьми. Даются рекомендации родителям и воспитателям по совершенствованию внутрисёмейного и педагогического об­щения с детьми.

Хочется выразить слова благодарности за подготовку рукописи к печати профессору, д.п.н., заведующей кафедры дошкольно­го образования ИПК и ПРНО МО Комаровой Т.С.
^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1. Диагностика, выявляющая особенности семейного воспи­тания, включает анкеты для родителей:

— первая дает общие сведения о семье (Приложение 1, воп­росы 1-9) и раскрывает интересы ребенка (Приложение 1, вопросы 10-14);
Приложение 1

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя, дата рождения ребенка.

1. Состав семьи.

2. Профессии родителей.

3. Образование отца и матери.

4. Материальное положение.

5. Бытовые условия.

6. Какой ребенок по счету в семье?

7. С какого времени ребенок посещает дошкольное учрежде­ние?

8. Как долго находится в данной группе ДОУ?

9. Какие нравственные качества сформированы у вашего ре­бенка?

10. С кем больше всего любит играть: со сверстниками, млад­шими детьми, старшими детьми, взрослыми?

11. Каким литературным героям стремится подражать ребенок?

12. Какие телепередачи, мультсериалы любит смотреть ваш ребенок?

13. Какому герою из мультфильма стремится подражать? Ка­кие качества у них выделяет?

14. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ре­бенок успешнее других — придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение?

вторая позволяет выявить уровень коммуникативных уме­ний родителей (Приложение 2);
Приложение 2

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.)

2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.)

3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшитель­но-ласкательной форме?

4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Час­то, иногда, всегда.)

5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд?

6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нор­мальным или тихим голосом?

7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговари­вает громким голосом?

8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.)

9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?

10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выраже­ния жестикуляцией — чрезмерной, в норме?

11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяс­нения ваших отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.)

третья раскрывает особенности общения родителей с деть­ми (Приложение 3)
Приложение 3

- ^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребенка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирую­щая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка — в виде ука­заний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, ни­когда.)

5. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конф­ликте с ним? (Да, иногда, нет.)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребен­ка? (Всегда, иногда.)

7. Как часто вы делаете замечания ребенку, если он допус­кает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда.)

8. Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка?

10. Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жес­там и мимике?

11. Какие приемы и как часто используются в семье для раз­вития у ребенка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе форми­рования культуры общения?

13. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?

^ Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и уровня собственных умений общения являются 3 показателя:

— понимание необходимости формирования умений межлич­ностного общения;

— соблюдение родителями этики общения с ребенком;

— соблюдение родителями норм межличностного общения между собой в присутствии ребенка.

Каждый показатель оценивается в 2 балла.

Уровни:

высокий — родители положительно оцениваются по трем показателям (6 баллов);

средний — родители положительно характеризуются по двум показателям (4 балла);

низкий — родители положительно характеризуются по од­ному показателю (2 балла).

^ 2. Диагностика, выявляющая особенности педагогического общения у воспитателей ДОУ, включает:

— анкету для воспитателя, которая раскрывает характер от­ношения к ребенку в процессе общения с ним (Приложе­ние 4);
Приложение 4

^ АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

1. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком:

— концепцией воспитания и обучения;

— примером воспитания детей другим воспитателем?

2. Какие необходимые выражения вы используете для регу­лирования поведения детей?

3. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?

4. Какие словесные эпитеты вы используете, когда ребенок не подчиняется вам?

5. Какие формулы вежливости вы используете в общении с детьми:

— приветствия;

— прощания;

— благодарности?

6. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, ни­когда.)

7. Каким тоном вы чаще разговариваете с детьми?

8. Как часто вы общаетесь с ребенком, повернувшись к нему спиной? (Часто, иногда, никогда.)

9. Как часто вы не выслушиваете ребенка до конца, переби­ваете его? (Часто, иногда, никогда.)

10. Какой темп речи в общении с ребенком вы используете?

11. Сопровождаете ли вы общение с ребенком жестикуляцией? (Да, иногда, нет.)

12. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (По фамилии, по имени...)

13. Всегда ли вы способны признать свою ошибку в общении с ребенком? (Часто, иногда, никогда.)

14. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (При помощи указаний, убеждений, просьб, внушения, объяснений.)

15. Как часто вы понимаете выражение глаз, мимику ребен­ка? (Всегда, иногда.)

16. Какие приемы и методы вы используете для развития у детей умений общения?

опросный лист, в котором педагоги оценивают свои про­фессиональные умения общения (Приложение 5);
Приложение 52

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (самооценка профессиональных качеств)

Педагоги анализируют сформированность у себя перечисленных ниже качеств по пятибалльной системе.

I. Культура внешнего вида:

1) осанка:

а) прямая;

б) подтянутость;

в) умение сидеть прямо и свободно;

2) пантомимика:

а) жесты уместны, ограниченны;

б) походка упругая, ритмичная;

в) умение бесшумно вставать и садиться.

П. Культура педагогического общения:

1) соблюдение спокойного доброжелательного тона: •

а) умение слушать собеседника;

б) умение ориентироваться в сложившейся ситуации обще­ния;

2) умение заинтересовать, увлечь выступлением.

III. Саморегуляция:

1) умение снимать излишнее напряжение;

2) умение преодолевать в себе нерешительность перед выступ­лением.

IV. Техника речи:

1) четкая дикция;

2) правильно выбранная сила голоса;

3) соблюдение необходимого темпа речи.

  • план наблюдения за характером общения педагога с деть­ми в воспитательно-образовательном процессе (Приложе­ние 6).

2 Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в до­школьном учреждении. — М: «Просвещение», 1989. — 302 с.
Приложение 6

^ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

1. Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности де­тей?

2. Какая позиция преобладает в общении? («Сверху», «рядом», либеральная.)

ця

3. Слушает ли воспитатель ребенка в процессе диалога, стре- Ц

миться ли понять выражение глаз, мимику ребенка?

4. Как чаще устанавливает контакт с ребенком? (Обращается по имени, использует тактильное прикосновение, загляды­вает в глаза.)

5. Какие речевые формулы этикета использует в общении с детьми?

6. Как чаще ведет себя в разговоре с детьми? (С помощью тем­па, тона общения; расположение к ребенку; мимики и же­стов.)

7. Как управляет поведением детей?

8. Какие словесные эпитеты употребляет, если ребенок не слу­шается? •
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации по расчетам режима пребывания детей и образовательной...
Ие рекомендации адресованы руководителям и заместителям заведующих доу, занимающихся разработкой образовательной программы доу в...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconПособие предназначено воспитателям, логопедам, музыкальным руководителям,...
Предлагаемая модель коррекционно-педагогического процесса включает в себя организационно-методические рекомендации, диагностику,...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации по подготовке документов в целях организации...
Просим довести указанные рекомендации до сведения руководителей образовательных учреждений
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации для проведения классных часов «Как не стать...
Методические рекомендации предназначены для классных руководителе, воспитателей и специалистов образовательных учреждений с целью...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации Иркутск
Методические рекомендации предназначены для работников системы образования: учителей, руководителей общеобразовательных учреждений,...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМинистерство образования РФ дудко Т. Н. Вострокнутов Н. В. Гериш...
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации по использованию дистанционных образовательных...
Использование курсов дистанционного обучения, разработанных в оболочке «Конструктор блочно-модульных курсов»
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом  iconРекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов
Методические рекомендации предназначены учителям для оказания практической и теоретической помощи в разработке и составлении рабочих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница