Программа для начальной школы (1 4-й классы)




НазваниеПрограмма для начальной школы (1 4-й классы)
страница1/9
Дата публикации24.03.2013
Размер0.92 Mb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
И.А.Кузьмин, А.В.Камкин

ИСТОКИ

Программа для начальной школы

(1 – 4-й классы)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

С 1990 г. по основам системного подхода прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»

Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. схему 1):

1. Мир. Слово. Образ. Книга.

2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

3. Вера. Надежда. Любовь. София.

4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.

«ИСТОКИ» Схема 1

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 4 классы

1 класс

АЗБУКА ИСТОКОВ

«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

МИР

СЛОВО

ОБРАЗ

КНИГА

* Родители

* Слово

* Родник

* Книга

* Мир и лад

* Золотое сердечко

* Образ Родины

* Книга книг

* Истоки и школа

* Доброе слово

* Образ защитника

* Живое слово книги

* Дар

* Честное слово

Отечества

* Первая книга

* Истоки и радуга

* Слово о родителях

* Образ праздника

* Мир книги

* Сказки А.С. Пушкина

* Святое слово







* Родной край

* Жизнь







* Щит и герб










* Илья Муромец










2 класс

РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ




^ РОДНОЙ ОЧАГ

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ







* Имя

* Нива и поле







* Семья

* Лес







* Род

* Река







* Дом

* Море-океан







* Деревня

* Путь-дорога







* Город






















^ ТРУД ЗЕМНОЙ

ТРУД ДУШИ







* Сев и жатва

* Слово







* Братья меньшие

* Сказка







* Ткачихи-рукодельницы

* Песня







* Мастера-плотники

* Праздник







* Кузнецы-умельцы

* Книга







* Ярмарка

* Икона










* Храм





3 класс Схема 1

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ



ВЕРА

НАДЕЖДА

ЛЮБОВЬ

СОФИЯ

* Вера

* Надежда

* Любовь

* Ум да разум

* Верность

* Согласие

* Милосердие

* Истина

* Правда

* Терпение

* Доброта

* Знания и мудрость

* Честь

* Послушание

* Раскаяние

* Вера, Надежда










и Любовь










родные сестры


4 класс

Традиции отечества


ТРАДИЦИИ

ОБРАЗА

ТРАДИЦИИ

СЛОВА

ТРАДИЦИИ

ДЕЛА

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

* Первые образы

* Священные слова

* Труд

* Гулять всем

* Священные образы

* Сердечные слова

* Служение

миром

* Светлые образы

* Честные слова

* Творчество

* Радоваться всей







* Традиции

семьей







праведного дела

* Помнить всем










Отечеством










* Молиться всей










Церковью










* Потрудиться










душой


УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год Наименование учебных Кол-во

обучения курсов часов

1 Мир. Слово. Образ. Книга. 32

2 Родной очаг. Родные просторы.

Труд земной. Труд души. 32

3 Вера. Надежда. Любовь. София. 32

4 Родные Образы. Умелые дела.

Заветные слова. 32

В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа) следующим образом (см. схему 2):

Схема 2
Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ

в начальной школе

«Истоки» - 1



«Истоки» - 2



«Истоки» - 4

Слово

Мир

Социокультурная среда развития

Родной очаг.

Родные просторы.

Труд земной.

Труд души.

Традиции

Слова,

Образа,

дела,

праздника

Образ



«Истоки» - 3


Духовно-нравственные ценности
Вера. Надежда.

Любовь. София


Книга

Главные ценности жизни


В целом, ценностно-категориальный ряд ^ ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:

ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»

ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.

Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.

Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.

В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.

Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconПрограмма для учащихся начальной школы «Мир семейного очага» (36 часов)
Данная программа адресована учащимся начальной школы и реализуется на протяжении трех лет обучения – со 2 по 4 класс
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconПрограмма проектной деятельности в начальной школе Программа «Проектная...
Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для...
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconПрограмма разработана на основе государственной программы «Учебно-методический...
Авторизованная программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе государственной программы «Окружающий мир»...
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconУчебно-методический комплект для начальной школы
По-прежнему самым распространенным на территории России остается известный, но значительно доработанный и осовремененный, комплект...
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconПрограмма начальной школы
Анапе «Внедрение фгос в начальной школе» в июне 2010г. Учителя первых классов (Сызранова Л. И., Сорокина С. А., Беликова М. В., Бугаец...
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconВ сентябре 2011 года в моу гимназии №3 для учащихся начальной школы...
Учащимся начальной школы рассказали об истории возникновения Олимпийских игр. Прошла спортивная викторина, посвящённая предстоящей...
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconО портфолио обучающегося начальной школы Общие положения
Работа с портфолио ведётся с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconМодель выпускника начальной школы
Основные личностные характеристики выпускника начальной школы определяют ряд общих прогнозируемых качеств
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconТребования к образовательной среде начальной школы, обеспечивающие...
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в каждом образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к информационно-коммуникационным...
Программа для начальной школы (1 4-й классы) iconРабочая программа по предмету изобразительное искусство 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница