Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет




Скачать 142.87 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет
Дата публикации24.03.2013
Размер142.87 Kb.
ТипОбразовательная программа
litcey.ru > Культура > Образовательная программа
Образовательная программа


«Истоки»

Становление гражданско-патриотического воспитания в ОУ в современных условиях.


Возраст детей: 13-16 лет

Срок реализации: 2 года

Пояснительная записка



Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Ещё в 30-е годы XIX века знаменитая уваровская формулировка «православие, самодержавие, народность» определила государственную политику в области воспитания молодого поколения и стала основой объединения многонационального народа Российской империи. Попытка нахождения идеи утверждения новых демократических ценностей после 1991 года правлением Б.Н. Ельцина окончились неудачей. Ныне действующий президент высказал идею о возрождении мощи России. Приоритетными направлениями образования названы: 1) усиление воспитательного потенциала образовательного процесса; 2) организация эффективности гражданского образования. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. А.И. Солженицын сказал: « Горе той стране, где слова «патриот» или « демократ» считаются бранью». Формирование сознания «Я – патриот» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

Необходимо переосмыслить вопросы воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций. Это обусловлено тем, что обычаи, традиции, народная культура формировались и сохранялись в течение многих веков, что определяет актуальность разработки и реализации программы «Истоки». Еще Ф. М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры хранится в ее суррогате – массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Музейная среда обладает значительным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истинной культуры, где нет места вандализму, где интересно созидать, а не разрушать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит:

^ Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности:

  • готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;

  • свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;

  • любящей свою семью, школу, край, Россию;

  • личности культурной, нравственной;

  • умеющей создавать культуру, то есть стать ее творцом.


В данной программе определены несколько проблем:

  • Преобладание патриотического воспитания над гражданским воспитанием.

  • Отсутствие единства, соединения гражданской, патриотической компетентности и установок на активную жизненную позицию.

  • Показать, что сложности с призывом молодёжи на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского воспитания (гражданско-патриотическое воспитание – основа воспитательной работы школы).

  • Отсутствие национальной идеи.

  • Отсутствие глубоких знаний учащихся по вопросам этнографии и субэтнической культуры русского народа.

  • готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;

  • свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;

  • любящей свою семью, школу, край, Россию;

  • личности культурной, нравственной.

Гипотеза: создание условий для формирования системы гражданско-патриотического воспитания.

Основными задачами данной программы являются:

1.возрождение и культурно - историческая самоиндетификация молодежи

2.модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания;

3. воспитание гражданина, патриота новой России;

4. становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике);

5. формировать основополагающие ценности российской культуры;

6. воспитание культуры межэтнического общения на основе уважения к культуре своего народа

7.содействие формированию жизнеспособной личности, готовой реализовывать свои способности в специфической для региона природно-климатической, экономической, социальной, образовательной среде.

8. углубление навыков исторического исследования на основе научно-исследовательской, поисково-краеведческой, музейной деятельности учащихся.

Программа уделяет особое внимание изучению мира крестьян – старожилов. Концепция курса программы разработана на основе теории субэтноса старожилов Сибири как таксономической единицы русского этноса. Реализация данной программы предусматривает комплексную работу: изучение на основе музейного всеобуча, поисково-исследовательскую деятельность и практических занятий на базе школьного музея. В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями.
^ Принципы функционирования программы:

1.Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип коллективности – воспитание у детей социально – значимых качеств, развитие их как членов общества.
Содержание программы:

  • Введение в сибирское краеведение, как центрального звена национально-регионального компонента

  • Российская Сибирь и сибирский субэтнос

  • Сибиряк: ценности и традиции

  • Традиционная система воспитания детей в среде старожилов

  • Семья, воспитание и образование

  • Практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: углубление и закрепление знаний на основе участия в ролевой игре, моделирование, обсуждение проблемных вопросов, организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа, научно-пропагандистская деятельность.


Занятия проходят два раза в неделю

^ Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатство музейных экспонатов, видео и архивные материалы местного, районного и краевого архивов, материалы школьного музея.
^ Ожидаемые результаты:

формирование:

1) установок на активную жизненную позицию:

- организация самоуправления;

- построение взаимоотношений на основе уважения прав человека;

- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.

2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:

- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп (нашего села);

- формирование терпимости к этим традициям;

-формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;

- профилактика национальной, религиозной неприязни;

- побуждение учащихся, родителей к демократическому общению;

- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;

- формировать здоровый образ жизни.

3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся.

- создание условий для самореализации ученика;

-формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;

- учить уважать мнение другого;

- уметь слушать и слышать оппонента;

- развивать лидерские качества;

- привлекать школьников к решению социальных проблем;

- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.
^ Методы определения результативности:

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий:

1.Составление тематико – экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок.

2.Разработка и проведение экскурсий.

3. Изучение коллекций музеев.

4. Участие в историко-краеведческой районной конференции «Шаг в будущее», районном конкурсе «Форум музеев», районном конкурсе «Мое Красноярье»
^ Основные этапы работы




Тема

Общее количество часов

теория

Практика




^ Краеведение как часть национально-регионального компонента образования.

14

6

8

1

Суперрегион Сибирь и «Сибирское краеведение»

3

1

1

2

Исследования историков и энтузиастов - краеведов

1

1

1

3

Краеведческая работа в учебном заведение

3

1

2

4

Работа в архивах и историческом центре

4

1

3

5

Балахтонский краеведческий музей, его история

1

1




6

Музей России

2

1

1




^ Российская Сибирь и сибирский субэтнос

15

10

5

7

Адаптивные факторы сибирского края

2

2




8

Этническая культура

1




1

9

Самосознание и самоидентификация

2

1

1

10

Уважение к личности, высокий статус домохозяина, высокий статус женщины.

2

2




11

Самоуважение – оценка по труду и нравственному поведению, честность среди «своих»

3

2

1

12

«Преступное не может быть нравственным», радушие и сострадание, опора на традиции предков.

5

3

2




^ Сибиряк: ценности и традиции

30

10

20

13

Основные понятия: добро, совесть, зло, православие

4

2

2

14

Жизнь как череда переходов новое состояние. Цикл обрядов

5




5

15

Досуг и праздники сибиряков

8

5

3

16

Традиции, правила игр и забав

13

3

10




^ Традиционная система воспитания детей в среде старожилов


25

10

15

17

Воспитание как воспроизводство традиций «общества», семьи, рода

5

2

3

18

Нравственные и безнравственные поступки

6

2

4

19

Трудовое воспитание в семье

4

2

2

20

Уважение личности ребенка

3

2

1

21

Нравственные запреты и допущения

2

1

1

22

Правила поведения среди сверстников

4

1

3

23

Воспитание «обществом»

1




1




^ Семья, воспитание и образование


16

9

7

24

Процесс формирования семейного уклада в Сибири

3

2

1

25

Положение членов семьи

2

1

1

26

Заключение брака. Возраст вступающих в брак

2

1

1

27

Родственные связи

4

1

3

28

Демография сибирской семьи

5

2

3




^ Практическое применение полученных знаний на базе школьного музея:

50

10

40

29

Комплектование фондов музея

20

5

15

30

Экспозиционная деятельность

30

5

25


^ Методические комментарии:

Тема 1. Краеведение как часть национально-регионального компонента образования.

Учащиеся должны оперировать понятиями: национально-региональный компонент образования, краеведение, музееведение.

Тема 2. Российская Сибирь и сибирский субэтнос.

Учащиеся должны оперировать понятиями: этнос, субэтнос, сибиряк, социум.

Тема 3. Сибиряк: ценности и традиции.

Учащиеся должны оперировать понятиями: старожил, переселенец, работа в «строку»

Тема 4. Традиционная система воспитания детей в среде старожилов

Учащиеся должны оперировать понятиями: церковно-приходская школа, училище министерства просвещения, гимназия, реальное училище.

^ Тема 5. Семья, воспитание и образование.

Учащиеся должны оперировать понятиями: демография, уклад, домохозяин.

Фондовая деятельность в музее.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждениями, жителями села и другими музеями.

^ Экспозиционная деятельность:

Учащиеся должны уметь: самостоятельно составить тематико – экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.

^ Экскурсионная деятельность:

Учащиеся должны уметь: самостоятельно составить и провести экскурсию.

Практический этап (содержательно-деятельный).

Задачи:

1. Пополнение фондов музея материалами районного, краевого архивов, а так же семейных архивов жителей села.

2. Привлечь учащихся к исследовательской, поисковой, литературной, оформительской работе.

3. Учить школьников ответственности за порученное дело.

4. Умение делать осознанный выбор и принимать решение.

5. Воспитывать почитание людей труда.

Содержание работы.

Текущая работа:

1обучение по программе

2фондовая деятельность музея

3.сбор информации, интервью с людьми, чьи судьбы стали предметом исследований

8. сбор материалов и оформление тематических экспозиций

9. заполнение книги учета

Поисково – исследовательская деятельность:

  1. «исследование толерантности сибирского этноса в рамках межэтнического взаимодействия»


Участие в краевых, районных мероприятиях.

1. участие в районном и краевом конкурсе «форум школьных музеев»

2.Участие в районном и краевом конкурсе исследовательских работ «Мое - Красноярье»

3. участие в районной и краевой научно – практической конференции «Шаг в будущее»

Экскурсионная деятельность:

Экскурсионная и лекционная работа музея (в течение года).

Похожие:

Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconКомплексная программа Гражданско-патриотического воспитания «Воспитание...
Настоящая Программа является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления гражданско-патриотического воспитания...
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconРеализация программы гражданско-патриотического воспитания «Истоки и Судьбы»
В 2006 году программа была утверждена (приказ №338-а от 05. 09. 06.), и школа зарегистрирована в качестве муниципальной площадки...
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconРайонная целевая программа «Гражданско-патриотическое воспитание...
Номинация: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconПрограмма патриотического воспитания учащихся на 2010 2015 годы «Истоки»
Заключение (ожидаемые результаты реализации программы) стр12-13
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconОбразовательная программа «Танцевальная планета»
В современных условиях, когда среднестатистическая семья в полноценном развитии ребенка не может обойтись без помощи педагогов- профессионалов,...
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconПрограмма Компьютерный пользователь Возраст обучающихся: 12 16 лет...
Государственное областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Оленегорский детский...
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconБахарева Лариса Александровна педагог дополнительного образования...
Педагогом была разработана дополнительная образовательная программа «В мире музыки» художественной направленности. Уровень освоения:...
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconПоложение об образовательной программе дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа детей – это нормативный документ, определяющий содержание обучения, развития и воспитания...
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания кадетского класса
Отечеству, быть верной обществу и государству. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом....
Образовательная программа «Истоки» Становление гражданско-патриотического воспитания в оу в современных условиях. Возраст детей: 13-16 лет iconОбразовательная программа «Туристы-проводники» Возраст обучающихся...
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 4 года...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница