Образовательная программа «разноцветный мир»




Скачать 128.09 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «разноцветный мир»
Дата публикации24.03.2013
Размер128.09 Kb.
ТипОбразовательная программа
litcey.ru > Культура > Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»


Принята на заседании Утверждена приказом

педагогического совета директора МОУ ДОД «ЦВР»

«_____»_____________2012 г. _____________ И.В. Калинина

Протокол № _________ Приказ № ________

от «____» _____________ 2012 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

Автор: Заборщикова Рута Романовна,

педагог дополнительного

образования


Возраст обучающихся: 8 – 11 лет

Срок реализации: 1 год

г. Оленегорск
2012 год

^ Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. На протяжении истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью культуры, неиссякаемым источником духовности, творчества, вобравшим в себя историю, музыку, изобразительное искусство и декоративно-прикладной труд. В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества.
Целевое назначение образовательной программы «Разноцветный мир» - создание условий для ориентации обучающихся в сфере декоративно-прикладного творчества через знакомство с различными видами рукоделий. Программа знакомит обучающихся с основами традиционных рукоделий, имеющих ярко выраженный народный колорит, декоративным рисованием, тестопластикой, бисероплетением, изонитью. Программа имеет практическую направленность, культурологическое и эстетическое значение. В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями.

Задачи:

обучающие:

- формировать у обучающихся практические знания и умения в области декоративно-прикладного творчества;

- формировать трудовые технические навыки изготовления изделий из соленого теста, пластилина;

развивающие:

- развивать творческие способности и творческую активность обучающихся;

- развивать самостоятельность и гибкость мышления;

- развивать эмоционально-волевые качества личности;

- развивать познавательные процессы обучающихся (восприятие, внимание, абстрактное мышление);

воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к труду;

- воспитывать чувство прекрасного, культуру поведения.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе специальной литературы, материалов сайтов Интернет, собственного опыта работы, является модифицированной и направлена на общекультурный уровень развития обучающихся.
Данная программа предназначена для обучающихся 8-11 лет и рассчитана на 1 год обучения (68 часов). Занятия проводятся всем составом 1 раз в неделю по 2 часа.
Программа реализуется в русле личностно-ориентированной технологии и предполагает опору на следующие принципы обучения:

        1. самоактуализации – в каждом ребенке существует потребность в выражении своих интеллектуальных, коммуникативных, артистических способностей, поэтому важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных способностей;

        2. индивидуальности – необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но и активно содействовать их дальнейшему развитию;

        3. творчества и успеха – самопознанию и развитию своих индивидуальных особенностей способствует организация индивидуальной и групповой творческой работы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции, желанию дальнейшего самосовершенствования;

        4. доверия и поддержки – успех в обучении должен детерминироваться не кнутом и пряником, а внутренней мотивацией обучающегося. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремлений будут способствовать созданию истинно партнерских отношений.

В основу программы заложены развивающие задания, направленные на формирование:

- наглядно-действенного мышления: упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в изготовлении изделий из солёного теста, задания на формирование понимания последовательности сборки изделий;

- наглядно-образного мышления: упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Программа обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы).

На занятиях используются комплексы физкультпауз по 5-6 минут.

Комплекс упражнений для глаз:

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями.

Упражнение 2. Круговые движения глаз.

Упражнение 3. Движение по горизонтали.

Упражнение 4. Фиксация взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцах кисти.

Упражнение 5. «Восьмёрка».

Комплекс упражнений для рук:

Упражнение 1. «Потягивание».

Упражнение 2. Круговое вращение рук в локтевых суставах. Вращение рук (прямых и согнутых) в плечевых суставах.

Упражнение 3. Поднимание и опускание плеч.

Упражнение 4. Имитация мытья рук, трение ладоней, скрутка и вращение кистей, сплетённых в замок.

Упражнение 5. Сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);

Упражнение 6. «Прогулка» пальцев (пальчики «гуляют» по столу);

Упражнение 7. «Игра на дудочке» выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

Упражнение 8. Изобразить «Фонарик» кистями рук и попеременно размыкать и смыкать пальчики;
^ Формы и методы обучения

Основной формой организации учебной деятельности является занятие, которое осуществляется в различных видах (формах), отличающихся друг от друга дидактическими целями, продолжительностью, содержанием деятельности педагога и обучающихся (ролевые игры, занятия на драматургической основе, сюжетные занятия).

На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки обучающихся значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения, стимулирование ориентации на достижение результата. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.

Для организации учебной деятельности используются различные методы обучения, что создает условия для формирования интереса обучающихся к самой учебно-познавательной деятельности, а это чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

При реализации программы с учетом возрастных особенностей обучающихся используются следующие методы обучения:

- лекционный;

- проблемно-поисковый;

- практический;

- организация самостоятельной работы.

Теоретическое изучение материала сочетается с выполнением практических работ, которым в образовательной программе отводится основное время: в ходе их выполнения закрепляются знания, умения и навыки.
Процесс обучения выстроен по принципу «от простого к сложному» и предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков обучающихся, которые вовлечены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и др. Работа с соленым тестом заключает в себе большие возможности сближения детей с декоративно-прикладным творчеством и формирования трудовых навыков.
^ Ожидаемые результаты

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

- правила безопасности труда;

- основы прикладных искусств: тестопластики, бисероплетения и изонити;

уметь:

- отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;

- производить сборку изделий при помощи ниток, проволоки;

- изготавливать простые изделия прикладного искусства.
Контроль за усвоением программы подразделяется на:

- текущий и промежуточный контроль (после окончания темы или раздела) с использованием таких форм, как выполнение творческой работы, тестирование, дидактическая игра, собеседование;

- итоговый контроль - участие обучающихся в выставке творческих работ.

^

Учебно-тематический план







п.п.

Название темы


Количество часов

Всего

Теория

Практика




Вводное занятие

1

1

-

^ Раздел I. Декоративное рисование

1.

Цветоведение

6

1

5

2.

Основы рисунка

6

1

5

3.

Композиция

6

1

5

Раздел II. Лепка

1.

Лепка изделий из солёного теста

8

1

7

2.

Оформление готовых изделий в цвете

8

-

8

Раздел III. Бисероплетение

1.

История появления бисера

1

1

-

2.

Основные приёмы низания на проволоке

3

1

2

3.

Изготовление изделий

12

-

12

Раздел IV. Изонить

1.

Истоки творчества

1

1

-

2.

Техническое выполнение изонити

5

2

3

3.

Выполнение рисунка

10

-

10




Итоговое занятие

1

1

-




Итого:

68

11

57



Содержание программы
Вводное занятие - 1 час

Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление с учебным помещением и его оборудованием. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.
^ Раздел I. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Тема 1. Цветоведение - 6 часов

Знакомство с художественными принадлежностями.

«Цветик - семицветик»: знакомство с основными цветами спектра.

^ Практическая работа - 5 часов

«Радуга-дуга»: знакомство с цветом. Смешение цветов. «Солнышко смеется»: знакомство с теплыми цветами.

Зимняя палитра: наблюдение оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Холодные цвета. Смешение цветов.

«Мир на ладошке»: расширение цветового восприятия.
^

Тема 2. Основы рисунка - 6 часов

Компоновка предметов на плоскости, знакомство с понятиями «больше и меньше», «симметрия» и «асимметрия», понятие образа.


Практическая работа - 5 часов
^

«Веселая семейка» (грибы): понятие «больше и меньше». Учет формата листа.


Фрукты, овощи, ягоды: рисование с натуры и с использованием воображения. Смешение цветов.

Бабочки: симметрия, развитие фантазии, самовыражение ребенка.

Матрешка: декоративное рисование. Воспитание интереса к народному творчеству.

«Сказочная птица». Принцип «от общего к деталям».

«В гостях у морского царя». Самовыражение ребенка.

«Тайны планет»: мы летим в космос. Задание на развитие фантазии.

«Замок доброго и замок злого волшебника»: понятие образа. Заполнение изображением всей поверхности листа.

Дом садовника. Развитие у ребенка способности к самовыражению.

Абстрактное рисование на свободную тему. Возможность самовыражения.


^ Тема 3. Композиция – 6 часов

Общее понятие о композиции. Основные законы композиции. Правила композиции. Плоскостная композиция. Виды плоскостной композиции: предметная, декоративная, сюжетная. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

^ Практическая работа - 5 часов

Выполнение эскиза по предложенному образцу.

Выполнение эскиза будущей работы по собственному замыслу.
Раздел II. ЛЕПКА
Тема 1. Лепка из солёного теста – 8 часов

Материалы и приспособления для изготовления изделий из солёного теста. Общие этапы изготовления и обработки изделий.

^ Практическая работа - 7 часов

Изготовление мелких орнаментальных деталей и изделий: ягоды, листики, яблоки, цветы (ромашка, василек, нарцисс и т.д.).

Медальоны: гроздь, бутоны, солнышко.

Кольца и подковы: кольцо с бутонами, подкова с цветами.

Рамки и решётки: рамка с божьей коровкой, решётка с подсолнухом.

Изготовление декоративных панно: «Лето», «Игрушки - зверюшки», «Зимушка - зима», «Листопад», «Весенние букетики», «Лесные жители».

Выполнение коллективной работы «Дерево жизни».

^

Тема 2. Оформление готовых изделий в цвете – 8 часов

Грунтовка изделий. Подбор цветовой гаммы для оформления готовых изделий.


Практическая работа - 8 часов

Раскрашивание готовых изделий.

Раздел III. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
^ Тема 1. История появления бисера – 1 час

Легенды о появлении бисера. Материалы и инструменты. Виды бисера, проволоки. Фурнитура для украшений.
Тема 2. Основные приёмы низания на проволоке – 3 часа

Правильность набора бисера. Способы низания, фиксации, возврата. Завершение плетения, варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности при обрыве проволоки. Порядок работы.

^ Практическая работа - 2 часа
Тема 3. Изготовление изделий на проволоке – 12 часов

Практическая работа

Изготовление изделий на проволоке по темам: «Обитатели морей», «На кухне», «Мы едем, едем, едем...», «Мир насекомых».

Раздел IV. ИЗОНИТЬ
Тема 1. Истоки творчества – 1 час

Истоки творчества. Материалы, инструменты, приспособления.

Тема 2. Техническое выполнение изонити – 5 часов

Элементы плетения: заполнение угла в 90º, 30º, 120º градусов. Элемент плетения: заполнение окружности.

^ Практическая работа – 3 часа

Тема 3. Выполнение рисунка – 10 часов

Практическая работа

Выполнение рисунка по собственному замыслу.
Итоговое занятие – 1 час

Практическое занятие

Подведение итогов работы за год. Выставка работ.


^ Методическое обеспечение

- специальная литература;

- основы цветоведения и колористики (набор карточек);

- цветовой круг (таблица);

- дополнительные цвета (таблица);

- методические разработки поэтапного изготовления изделий;

- видео-альбомы по различным видам декоративно-прикладного творчества;

- образцы готовых изделий.
^ Материально-техническое обеспечение

- учебный кабинет;

- мебель;

- рабочая доска;

- стейк;

- кисти для рисования;

- стаканчик для рисования;

- акварель, гуашевые и акриловые краски;

- ручные иглы;

- ножницы, ножницы-зигзаг;

- канцелярские принадлежности: линейки, лекало, карандаши, ручки, фломастеры, клей, картон и т.д.;

- калька, копировальная бумага;

- проволока;

- нитки: швейные и вязальные различных цветов;

- бисер, бусы, стразы;

- ткань: разные виды материала;

- рамки (деревянные, пластмассовые и др.).

Список литературы для педагога


  1. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М., 1976.

  2. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. - М.: Изобразительное искусство, 1991.

  3. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.

  4. Основы художественного ремесла/Под ред. В.А. Барадулина. - М., 1979.

  5. Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Ч. 11.

  6. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.

  7. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис–пресс, 2003. – (Методичка).

  8. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Просвещение, 1994.

  9. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1981.

  10. Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2004. – 224 с., ил.

  11. Гибсон Рэй. Наши руки не для скуки. – Москва: «РОСМЭН» 1996. – 65с., ил.



Список литературы для обучающихся



  1. Меликситян А.С. Юному любителю мозаики. - М., 1979.

  2. Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2004. – 224 с., ил.



Программу составила

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»: Р.Р. Заборщикова

Похожие:

Образовательная программа «разноцветный мир» icon«Мой разноцветный мир»
Система мониторинга результативности внеурочной деятельности учащихся 1-го класса, осваивающих программу
Образовательная программа «разноцветный мир» iconРабочая программа учебного курса изобразительное искусство 1 класс...
Е. А. Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом...
Образовательная программа «разноцветный мир» iconРабочая программа учебного курса изобразительное искусство 2 класс...
Е. А. Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом...
Образовательная программа «разноцветный мир» iconОбразовательная программа
Гимназическая образовательная программа среднего (полного) общего образования (10-11 класс) 29
Образовательная программа «разноцветный мир» iconОбразовательная программа 2012-2015 гг
Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы...
Образовательная программа «разноцветный мир» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 – 2014 уч г
Образовательная программа «разноцветный мир» iconОсновная образовательная программа пояснительная записка основная...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Образовательная программа «разноцветный мир» iconОбразовательная программа моу лицея №9 г. Сальска на 2011-2014 год пояснительная записка
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Образовательная программа «разноцветный мир» iconПримерная рабочая программа курса «литературное чтение»
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
Образовательная программа «разноцветный мир» iconПриказ №63 от «23» августа 2011 Образовательная программа среднего...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница