Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе




Скачать 253.36 Kb.
НазваниеКафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе
Дата публикации25.03.2013
Размер253.36 Kb.
ТипСамостоятельная работа
litcey.ru > Культура > Самостоятельная работа


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ социального управления

Кафедра философии



Утверждаю

Проректор по учебной работе

А.В. Кирдяшкин

«___» 200_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Этика и эстетика

Для специальности 061000 (080504) «Государственное и муниципальное управление»


Форма обучения

(срок об.)

Вид учебной нагрузки

Всего часов

Семестр

III

Общая трудоемкость дисциплины

68

68

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

20

20

Практические занятия (пз)

12

12

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля

Зачет



Санкт-Петербург

2007

^ ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая учебная программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 061000 (080504) «Государственное и муниципальное управление»

СОСТАВИТЕЛЬ:

^ Н.И. Безлепкин, д.ф.н., профессор / /

( инициалы и фамилия, ученая степень и ученое звание) (подпись)


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры философии «18» июня 2007г., протокол № 10

Заведующий кафедрой Н.И. Безлепкин / /

(инициалы и фамилия) (подпись)
Рабочая учебная программа одобрена методической комиссией факультета социального управления «25» июня 2007 г., протокол №10.
Председатель методической комиссии

В.И. Лихацкий / /

(инициалы и фамилия) (подпись)

СОГЛАСОВАНО:
Начальник учебного отдела А.В.Титов /__________/

(инициалы и фамилия) (подпись)

«29» июня 2007 г.
Начальник методического отдела ^ А.В. Павлющенк /__________/

(инициалы и фамилия) (подпись)

«29» июня 2007 г.

1. Рабочая учебная программа


  1. Целевая установка

и организационно-методические указания
1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины "Этика и эстетика" является формирование идеала прекрасного в духовном мире студентов, воспитание у них нравственной и эстетической культуры на основе познания культурных и художественно-эстетических ценностей русской и мировой культуры; дать студентам понимание места и роли морали в системе гуманитарных наук, выявить нравственные качества, определяющие формы культурной жизнедеятельности человека, способствовать пробуждению морального и эстетического сознания личности, её стремления к развитию самоконтроля и сознательному выбору нравственной позиции.

Предметом изучения комплексной дисциплины «Этика и эстетика» является мир нравственных и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру личности.

Задачи обучения по дисциплине:

  • ознакомить студентов с историей этической и эстетической мысли и их ролью в духовной культуре общества и человеческих отношениях;

  • воспитание активного отношения к миру прекрасного;

  • научить понимать и воспринимать красоту во всех сферах человеческой жизни;

  • формирование идеала прекрасного в духовном и нравственном мире человеческой личности,

  • способствовать формированию нравственной и эстетической культуры личности.

В результате изучения учебной дисциплины «Этика и эстетика» студенты должны:
иметь представление:

  • об основных этапах развития этической и эстетической мысли;

  • об актуальных проблемах современной этики и эстетики;

знать:

  • роль и значение этического и эстетического в духовной культуре человечества;

  • происхождение, сущность и функции морали;

  • нравственные основы межличностных отношений;

  • основные компоненты профессиональной и общей культуры современного специалиста и направления их формирования;

уметь:

  • оперировать категориями эстетики и этики;

  • понимать и воспринимать красоту во всех сферах человеческой жизни;

  • сформировать собственное отношение к миру прекрасного,

  • понимать ценностную природу этического и эстетического;

  • вырабатывать собственную нравственную и эстетическую культуру.

владеть навыками:

  • применения этических и эстетических категорий в профессиональной и повседневной деятельности.


^ 2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Этика и эстетика входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Философии», «Отечественной истории», «Культурологи», «Истории и культуры Санкт-Петербурга».

Изучение дисциплины «Этика и эстетика» осуществляется с использованием основных форм учебных занятий: лекций, семинаров, самостоятельной работы.

Лекция является ведущей формой учебных занятий. На лекциях активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы.

Семинар (практическое занятие) - это вид занятий, на котором ведется обсуждение заранее сформулированных учебных вопросов в соответствии с темой занятия. Главное на семинаре (практическом занятии) – достижение познавательных, методических и воспитательных целей посредством активного включения студентов. Важная функция семинара (практического занятия) – контрольная; на нем преподаватель определяет степень усвоения студентами учебного материала посредством анализа каждого выступления и выставления оценки. Семинарское (практическое) занятие учит студентов правильно строить свое выступление, овладевать общекультурной и специальной лексикой, убедительно аргументировать и обосновывать свою позицию. Семинар (практическое занятие)– наиболее подходящее место для дискуссий по мировоззренческим вопросам, формирования гражданской и профессиональной позиции, выработки навыков культурного диалога.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с первоисточниками, основной и дополнительной литературой, готовятся к докладам и выступлениям на семинарских занятиях.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов включает текущий контроль успеваемости , рубежный и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводиться в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным тема учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования по темам.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Этика как наука

Этика - учение о морали. Происхождение морали как научная проблема. Соотношение морали с другими формами общественного сознания.

Исторические типы нравственности. У истоков этики. Зачатки первых этических концепций периода существования древнейшей философии в Индии, Китае, Греции.

Древнеиндийские "Веды", космогония Эмпедокла, философия орфиков. Гуманистический смысл конфуцианства и даосизма.

Античная этика. Этика Демокрита - в соотношении справедливости и счастья и линия Сократа - Платона (стремление решить этические проблемы на почве отвлеченных понятий и теорий). Аристотель как основатель первой логически обоснованной системы этики. "Никомахова этика". Связь этики с политикой. Благоцель каждого человеческого поступка. Благо и деятельность.

Раннехристианская этика и христианская этика средневековья. Первоначальное христианство: фантастическое отражение идеи жгучего стремления к равенству, протест против деспотизма императора, насилия и гнета, презрения к физическому труду. Схоластическая этика Фомы Аквинского. Учение Аквинского о низших и высших добродетелях.

Этические системы французских мыслителей XVIII в. Этика Гельвеция, его добродетели. Свобода и разум. Роль общественного интереса. Добродетели у Гольбаха. Взгляды французских материалистов на природу человека и на роль среды в его воспитании. Ж.Ж. Руссо.

Этика представителей классической немецкой философии. Место этики в немецкой классической философии. Проблема долженствования в этических воззрениях Канта. Всеобщий нравственный закон.

Русская революционно-демократическая этика. Теория "разумного эгоизма" Н.Г. Чернышевского и Н.Л. Добролюбова, ее современное значение. Осмысление понятий "отечество", "патриотизм". Нравственные идеи русского религиозно-философского Ренессанса конца XIX- начала ХХ века. Нравственная философия В.С. Соловьева. Нравственный смысл свободы в учении Н.А. Бердяева. Свобода как высшая ценность. Свобода и творчество. Этика ненасилия.

Функции морали, их специфика. Регулятивная функция морали. Воздействие регулятивной функции морали на общественные отношения. Воспитательная функция морали. Гуманистическая ценность морали, роль морали в формировании человеческой личности, ее самосознания. Познавательная функция морали.

Взаимосвязь морали с экономикой, политикой, правом, наукой, искусством в современном мире. Взаимодействие общественного и индивидуального морального сознания. Императивность, нормативность, оценочность - основные свойства морального сознания. Этика в системе гуманитарных наук.
Тема 2. Основные категории этики

Моральные ценности. Сущность этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий этики и их нормативно-оценочная роль.

Категории "благо", "добро" и "зло". Ценностная природа блага. Этический аспект категории блага. Добро и зло в этических учениях древнегреческих философов (Аристотель, Платон), французских материалистов (Гольбах, Дидро, Гельвеций), немецкой классической философии (Кант, Гегель), в философии Ф. Ницше и в религиозной морали. Диалектика добра и зла. Соотношение цели и средств как условие добра. Истоки добра и зла.

Справедливость как мера моральной оценки, ее генезис. Справедливость и правда. Справедливость воздающая и распределительная. Причины несправедливости. Связь социальной и политической справедливости с нравственностью.

Долг, совесть, ответственность. Деонтология - учение о должном. Кант о соотношении деонтологии и аксиологии. Характеристика долга как абстрактно-положительного и формального в добре. Рационалистичность и императивность долга. Долг как моральная потребность. Совесть как нравственный страх личности. Совесть как знание и чувство. Совесть – как индикатор соответствия индивидуального поведения моральным предписаниям общества. Негативное и позитивное проявление совести. Формирование совести. Самовоспитание и совесть. Действенность контроля совести в труде педагогическом.

Ответственность как сплав свободы и долга. Воспитание и самовоспитание ответственности. Моральная ответственность как форма социальной ответственности (политической, административной, правовой, профессиональной).

Категории "честь" и "достоинство". Фиксирующие отношения к человеку как высшей ценности. Социально-исторические детерминанты достоинства и чести. Честь и достоинство в условиях современной жизни. "Декларация прав человека" о достоинстве личности. Достоинство как критерий высшего благородства.

Смысл жизни и счастье как морально-мировоззренческие понятия. Социальные корни в понимании смысла жизни и счастья (эвдемонизм, гедонизм). Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. Идеалы счастья. Факторы счастья. Счастье и судьба, счастье и здоровье. Воспитание предрасположенности к счастью. Дружба: исторические формы и социально-нравственные характеристики. Нравственно-психологическое содержание дружбы, товарищества, уважения, толерантности. Толерантность и нетерпимость.
Тема 3. Нравственная культура личности и общества

Нравственная культура личности как исторически конкретная и социально-обусловленная мера овладения человеком нравственными средствами жизнедеятельности и практического воплощения моральных ценностей в своей жизнедеятельности. Структура нравственной культуры личности. Особенности нравственной культуры личности и её соотношение с нравственной культурой общества. Моральное сознание, чувства и поведение личности.

Нравственная свобода, моральный выбор и нравственная ответственность личности. Моральный облик. Формы проявления нравственной культуры личности. Типология состояний нравственной культуры.
Тема 4. Профессиональная этика и профессиональная культура

Профессиональная этика как система ценностей, определяемых профессиональной принадлежностью человека. Профессиональная этика - часть этического знания, имеющая прикладной характер. Направления прикладной этики. Профессиональные кодексы, профессиональные нормы и особенности общения в профессиональной среде.

Необходимость формирования профессиональных норм в современных условиях. Противоречивый характер соотношения универсальной и функционально-дифференци-руемой (профессиональной) этики. Взаимосвязь принципов персональной, профессиональной, всеобщей этики. Социальные функции профессиональной этики. Профессиональная этика и профессиональная культура, их соотношение и взаимообусловленность.
Тема 5. Эстетическое в природе и человеческой деятельности

Особенности эстетического восприятия мира человеком. Предмет эстетики. Эволюция взглядов на сущность "эстетического". Эстетика в современной системе гуманитарного знания. Задачи эстетики. Роль эстетики в развитии стремления личности к творчеству. Эстетика природы. Эстетические начала трудовой деятельности. Эстетика быта и человеческих отношений. Основные этапы развития эстетической мысли.
Тема 6. Категории эстетики

Прекрасное и безобразное. Прекрасное и красота. Прекрасное в искусстве, в природе, в деятельности человека. Возвышенное и низменное. Природа возвышенного. Трагическое и комическое. Основные черты трагического. Экзистенциалистская и буддистская концепции трагедии. Формы комического – юмор, сатира, остроумие, ирония, сарказм. Основные понятия эстетики: грациозное, прелестное, чудесное. Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве и других сферах общественного бытия.
Тема 7. Природа и сущность искусства, его роль в эстетическом воспитании

Предмет и понятие искусства. Отличие искусства от науки. Искусство как игра и искусство как средство выражения эмоций (Ф.Шиллер, Л.Н.Толстой). Искусство как род духовно-практической деятельности людей, художественно-образное отражение действительности. Полифункциональность искусства.

Эстетическое сознание и искусство, их соотношение и взаимосвязь. Сущность и специфика художественного творчества. Основные этапы процесса художественного творчества. Природа художественного образа. Диалектика субъективного и объективного в художественно-образном восприятия искусства. Мировоззренческий аспект художественно-образного мышления. Художественное произведение, его эстетическая природа и основные черты. Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса.
Тема 8. Виды и жанры искусства

Виды искусства и их природа: архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, театр, кино, телевидение, аудио и видео. Качественная характеристика и типология развития искусства. Взаимодействие и синтез искусств.
Тема 9. Эстетическая культура личности

Понятие эстетической культуры личности. Эстетическая культура как мера освоения человеком эстетических ценностей. Структура эстетической культуры личности: эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическая деятельность. Обыденное и специализированное эстетическое сознание.

Эстетическое и художественное воспитание: цель, задачи, эффективность. Искусство в системе эстетического воспитания личности. Эстетическая культура и профессиональная деятельность.
^

III. Распределение учебного времени

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ




(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)







п/п

Номер и название темы

Всего часов

Аудиторные

занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

/практ.зан.

(зачет)

III семестр – 68 часов

1

Тема 1. Этика как наука

6

2




4

2

Тема 2. Основные категории этики.

12

4

4

4

3

Тема 3. Нравственная культура личности и общества.

6

2




4

4

Тема 4. Профессиональная этика специалиста.

6

2




4

5

Тема 5. Эстетическое в природе и человеческой деятельности.

6

2




4

6

Тема 6. Категории эстетики.

10

2

4

4

7

Тема 7. Природа и сущность искусства, его роль в эстетическом воспитании.

6

2




4

8

Тема 8. Виды и жанры искусства.

6

2




4

9

Тема 9. Эстетическая культура личности.

6

2




4




Зачёт

4




(4)







^ Итого по дисциплине:

68

20

12

36


(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)



п/п

Номер и название темы

Всего часов

Аудиторные

занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

/практ.зан.

(зачет)

III семестр – 68 часов

1

Тема 1. Этика как наука

6

2




4

2

Тема 2. Основные категории этики.

12

4

4

4

3

Тема 3. Нравственная культура личности и общества.

6

2




4

4

Тема 4. Профессиональная этика специалиста.

6

2




4

5

Тема 5. Эстетическое в природе и человеческой деятельности.

6

2




4

6

Тема 6. Категории эстетики.

8

2

2

4

7

Тема 7. Природа и сущность искусства, его роль в эстетическом воспитании.

6

2




4

8

Тема 8. Виды и жанры искусства.

8

2

2

4

9

Тема 9. Эстетическая культура личности.

6

2




4




Зачёт

2




(2)







^ Итого по дисциплине:

68

20

12

36


(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)



п/п

Номер и название темы

Всего часов

Аудиторные

занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

/практ.зан.

(зачет)

II семестр – 68 часов

1

Тема 1. Этика как наука

8

2




6

2

Тема 2. Основные категории этики.

6







6

3

Тема 3. Нравственная культура личности и общества.

8

2




6

4

Тема 4. Профессиональная этика специалиста.

6







6

5

Тема 5. Эстетическое в природе и человеческой деятельности.

6







6

6

Тема 6. Категории эстетики.

10

2




8

7

Тема 7. Природа и сущность искусства, его роль в эстетическом воспитании.

6







6

8

Тема 8. Виды и жанры искусства.

6







6

9

Тема 9. Эстетическая культура личности.

10

2




8




Зачёт

2




(2)







^ Итого по дисциплине:

68

8

2

58



(заочная форма обучения, срок обучения – 3,5 года)



п/п

Номер и название темы

Всего часов

Аудиторные

занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

/практ.зан.

(зачет)

II семестр – 68 часов

1

Тема 1. Этика как наука

8

2




6

2

Тема 2. Основные категории этики.

6







6

3

Тема 3. Нравственная культура личности и общества.

8

2




6

4

Тема 4. Профессиональная этика специалиста.

6







6

5

Тема 5. Эстетическое в природе и человеческой деятельности.

6







6

6

Тема 6. Категории эстетики.

10

2




8

7

Тема 7. Природа и сущность искусства, его роль в эстетическом воспитании.

6







6

8

Тема 8. Виды и жанры искусства.

6







6

9

Тема 9. Эстетическая культура личности.

10

2




8




Зачёт

2




(2)







^ Итого по дисциплине:

68

8

2

58


IV. Перечень семинарских (практических) занятий


^ Номер темы

дисциплины

Тема семинара/практического занятия

Кол-во часов

Тема 2.

«Ценностная природа этических категорий»

4 часа

Тема 9.

«Эстетическая культура личности и проблемы её формирования»

4 часа


^ V. перечень тем контрольных работ

Контрольная работа выполняется студентами заочного обучения в период между сессиями, представляется на кафедру за месяц до начала сессии. Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Предмет этики. Этика в системе гуманитарных наук.

  2. Структура, категории и функции этики.

  3. Происхождение морали. Нравственные отношения и моральное сознание.

  4. Функции морали и их специфика. Структура морального сознания.

  5. Ценностная природа этических категорий.

  6. Категории "благо", "добро", "зло". Диалектика добра и зла.

  7. Справедливость как мера моральной оценки и ее генезис.

  8. Категории "долг", "совесть", "ответственность" и их исторические понимание.

  9. Категории "честь" и "достоинство" и их социально-историческая детерминация.

  10. Смысл жизни и счастье как морально-мировоззренческие понятия.

  11. Моральное сознание, чувства и поведение личности, свобода морального выбора и нравственная ответственность.

  12. Профессиональная этик. Этика бизнеса.

  13. Актуальные проблемы современной этики. Биоэтика

  14. Предмет и задачи эстетики. Природа эстетического.

  15. Основные этапы истории эстетической мысли.

  16. Эстетика и ее роль в развитии личности.

  17. Эстетическое в профессиональной деятельности.

  18. Эстетическое и художественное сознание.

  19. Эстетика и искусство.

  20. Эстетическое в природе.

  21. Эстетика человеческих отношений и быта.

  22. Прекрасное - основная эстетическая категория. Законы прекрасного.

  23. Исторические представления о прекрасном.

  24. Эстетическая категория трагическое. Понятие "катарсис".

  25. Сущность трагического в исторических представлениях.

  26. Эстетические категории "безобразного", "низменного" и их проявление в современном мире.

  27. Категория "комическое". Формы комического.

  28. Искусство как социальное явление.

  29. Полифункциональность искусства.

  30. Художественный образ. Роль художника в создании художественного образа.

  31. Художественное произведение как система образов и как форма бытия искусства.

  32. Эстетическое богатство мира и многообразие искусства. Виды и жанры искусства.

  33. Архитектура как вид искусства. Архитектурные стили.

  34. Материал и выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры.

  35. Живопись: виды, жанры.

  36. Театр как особый вид искусства.

  37. Кино как вид синтетического искусства.

  38. Особенности музыки и ее выразительные средства.

  39. Техническая эстетика.

  40. Эстетика рабочего места и одежды.

  41. Гуманизм - цель, назначение и высший смысл искусства и эстетики.

  42. Актуальные проблемы эстетики. Взаимоотношение эстетики и этики.


^ VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Литература

Основная литература

  1. Бычков В.В.Эстетика :Учебник /В.В.Бычков ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2005

  2. Борев Ю.Б.Эстетика :учеб.пособие ; М-во образования РФ. -М.:Феникс ,2004.

  3. Гуревич П. Этика. – М.,2005.

  4. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007..

  5. Гусейнов А.А., Дубко Е.Л.Этика :Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004 .

  6. Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005

  7. Кибанов А.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003

  8. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. - 3-е изд. М.: Академический Проект, 2006.

  9. Яковлев Е.Г.Эстетика :учеб.пособие /Е.Г.Яковлев ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004

  10. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.: Этика. Учебное пособие и практикум - М., 1997.

  11. Хрестоматия по этике - Ярославль, 1998.
^
Дополнительная литература

  1. Кондрашев В.А. Этика: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2000

  2. Западноевропейская эстетика ХХ в. СПб - М., 1991.

  3. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев., 1990.

  4. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

  5. Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997.

  6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

  7. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. М., 1994.

  8. Милтис А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990.

  9. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

  10. Тэн И. Философия искусства. М., 1996.

  11. Эстетика природы. М., 1994.

  12. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.

  13. Громова Л.А.: Этика взаимоотношения поколей - Л., 1989.

  14. Гусейнов А.А.: Введение в этику - М., 1985.

  15. Кон И.С.: В поисках себя - М., 1984.

  16. Столович Л.Н.: Красота. Добро. Истина. М., 1994.

  17. Краткий этический словарь - М., 1989.

  18. Антология ненасилия - М., 1991.

  19. Имаметдинова Р.Х. Этика и психология управления. М., 1995.

  20. Голота А.Н., Халеджан Н.Н. Этика. М., 1993.

  21. Основы этики. СПб, 1994.

  22. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

  23. Громова Л.А. Этика взаимоотношений поколений. Л., 1989.

  24. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

  25. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

  26. Скрипник А.П. Моральное зло. М., 1992.

  27. Фромм Э. Психология и этика. М., 1993.

  28. Шлеман Р. Основные понятия морали. М., 1993

6.2. Мультимедийные материалы

1. Лувр.

2. Великие художники.

3. Живопись и музыка: интерактивная энциклопедия

4. Величайшие музеи Европы



Похожие:

Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских

Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса отделения см и фо института сестринского образования «стоматология ортопедическая»
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса отделения см и фо института сестринского образования «стоматология ортопедическая»
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса отделения см и фо института сестринского образования «стоматология ортопедическая»
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса отделения см и фо института сестринского образования «фармация» на 2012-2013 уч г
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса отделения см и фо института сестринского образования «фармация» на 2013-2014 уч г
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса отделения см и фо института сестринского образования «фармация» на 2011-2012 уч г
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
В весеннем семестре 2012-2013 уч г. Семестр: 09. 02. 2013г. Окончание: 17. 05. 2013г
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю Проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса института сестринского образования факультета среднего медицинского и фармацевтического образования (ортопедическая стоматология)...
Кафедра философии Утверждаю Проректор по учебной работе iconУтверждаю Проректор по учебной работе В. И. Болотских расписание
Курса института сестринского образования факультета среднего медицинского и фармацевтического образования (сестринское дело) в осеннем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница