Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья»




Скачать 426.71 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья»
страница1/3
Дата публикации25.03.2013
Размер426.71 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

Должанская средняя общеобразовательная школа



Согласовано

Зам. директора по УВР

____________ Ретинская Ю. Л.

«___» ____________ 2011 г.



Утверждаю

Директор школы

____________ Савинкин Н. Н.

«___» ___________ 2011 г.


Программа

духовно-нравственного

развития и воспитания

младших школьников

«Школа – Семья»
Учитель: Радонская Т. П.


п. Долгое, 2011 – 2012 уч. год
Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

4. Принципы и особенности организации содержания духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников.

5.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

7. План работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию

обучающихся 1 класса.

8. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-

нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

8. План работы с родителями по духовно-нравственному развитию и

воспитании обучающихся 1 класса.

9. Планируемые результаты духовно- нравственного развития и

воспитания обучающихся.

^ Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Школа – Семья» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы МОУ Должанская средняя общеобразовательная школа.

Программа «Школа – Семья» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед современным обществом. В настоящее время семейное воспитание переживает не самые лучшие времена. Причинами проблем современной семьи и семейного воспитания в большей степени является пропагандирование СМИ образцов низкопробной культуры, распущенности, эгоизма и насилия; часто мы можем наблюдать, как материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.   Отсуда следует вывод о том, что современное общество нуждается в духовно – нравственном воспитании младшего школьника как необходимом элементе сохранения и дальнейшего здорового общества, общества, способного принять, сохранить и передать традиции семьи, народа, страны. Работа в этом направлении должна быть максимально, так как именно в младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира, поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и  т. д.). Поэтому основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников «Школа – Семья» является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное. Но несмотря ни на что, школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания высоконравственной, творческой, компетентной личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

 


  1. ^ Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте нацио­нального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) пред­ставление о человеке, на воспитание, обучение и развитие ко­торого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и об­щественных организаций.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённых в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала форму­лируется основная педагогическая цель: воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

Исходя из поставленной цели, определяются задачи духовно – нравственного развития обучающихся:

  • в области формирования личностной культуры:

·     формирование способности к духовному развитию;

·     укрепление нравственности;

·     формирование основ морали ;

·     формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

·     принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

·     формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·     формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

·     формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

·     развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

·     осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

·     формирование нравственного смысла учения;

  • в области формирования социальной культуры:

·     формирование основ российской гражданской идентичности;

·     пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

·     формирование патриотизма и гражданской солидарности;

·     развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·     укрепление доверия к другим людям;

·     развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

·     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·     формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

·     формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

  • в области формирования семейной культуры:

·        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

·        формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. ^ Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здорово­му образу жизни; здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Однако в качестве важнейшей цели образования остаётся духовно-нравственное развитие личности в контексте становления её гражданственности.

Ценностные установки воспитания и социализации школьников

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

·             патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·             социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·             гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·             семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·             труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·             наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·             традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·             искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·             природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·              человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой иную цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

^ Аксиологический принцип. Ценности определяют основ­ное содержание духовно-нравственного развития и воспита­ния личности младшего школьника. Их отбор среди огром­ного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.
  1   2   3

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно нравственного развития  и воспитания обучающихся
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно нравственного развития  и воспитания обучающихся
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации используемого учебно-методическо-го...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной ступени образования
Актуальность программы духовно- нравственного развития личности определяется рядом особенностей воспитания и социализации учащихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (начальное общее образование)
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (начальное общее образование)
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся мобу «сош №6»
Духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихсяна первой ступени обучения – начальная школа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания...
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница