Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся




Скачать 299.31 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
страница1/2
Дата публикации04.04.2013
Размер299.31 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Культура > Программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

муниципального образования «город Бугуруслан»

Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

Творческое объединение «Ты и мир людей»

2011год


ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ДНРВ) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

Цель: Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

^ Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.

Формы внеурочной работы с детьми:

  • Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

  • Детская благотворительность.

  • Социальные проекты.

  • Разнообразные проекты.

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация спортивных соревнований, праздников.

  • Проведение совместных праздников школы и общественности.

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

^ Создание воспитывающей среды

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы.

В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать

  • символы российской государственности и символы родного края;

  • общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

  • историю, культурные традиции,

  • афоризмы о нравственности и др.,

  • цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины,

  • портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.)

Узнавать

  • достижения учащихся и педагогов школы;

  • выпускников школы, которыми она гордится;


Ощущать гордость быть учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны

Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);

  • выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты)

  • ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности

^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

  • диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

  • диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

  • изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);




  • развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

  • приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.




  • диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

  • диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

  • письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

  • диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

  • диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

  • диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.



Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и предусматривает четыре года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 135 часов, из которых, основная часть – это практическая деятельность.

1 год обучения – 33 часа.

2 год обучения – 34 часа.

3 год обучения – 34 часа.

4 год обучения – 34 часа

Частота проведения занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Количество детей в группе не более 15 человек.
Календарно- тематическое планирование 1 класс



Тема

Дата

Форма проведения

Примечание

1

«Как правильно поздороваться?»




Беседа-практикум

Разбор ситуаций, обмен мнениями

2-3

«Мимика и жесты»




Игры нравственного содержания

Методика «Закончи предложение

4

Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»;




Разбор и анализ ситуаций

Прочтение произведений Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»



5

Михалков С. В. Стихи





Обмен мнений




6-7

«Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы»




(коллективная работа в группе или паре)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»


8-9

Просмотр мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»





Обмен мнений и обсуждение




10

«Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»




Рисование сюжетов




11-12

«Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»;




Работа в группах

Методика «Как поступать»


13-14

Просмотр фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»





Обмен мнений и обсуждение




15

«К тебе пришли гости.




Игра «Гость – хозяин»




16-17

«Ты в театре»




Беседа-практикум




18

«Разговор по телефону»




Обсуждение произведения

Чуковский К. И. Сказки


19-20

«Нарисуй подарок другу (маме…)»;




Творческая художественная деятельность

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

^ Методика «Сюжетные картинки»


21-22

«На дне рождения»;




Обсуждение и обмен мнений

«Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»

«День рождения ослика Иа»

23

«Если другу плохо?»




Работа в группах

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника


24-25

«Учимся общаться» (Закончи фразу).





Игры нравственного содержания

Прочтение сказки «Теремок»


26-29

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?





Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»


Просмотр фильма «Приключения Буратино»


30

О лени и лентяях.





Работа в группах

Просмотр мультфильма «Антошка»


31-33

Просмотр мультфильма Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»













Календарно- тематическое планирование 2 класс



Тема

Дата

Форма проведения

Примечание

1

«Я и другие люди»:




Беседа-практикум

Разбор ситуаций, обмен мнениями

2

«Чему тебя научили сказки?»; деловая игра




Конкурс и защита рисунков

Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди»


3

«Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»;




Игры нравственного содержания

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»


4

Вежливый слова




Работа в группах

Маршак С. Я. Стихи


5

Деловая игра «Как тебя зовут друзья»




Работа в группах

Методика «Закончи предложение

6-7

^ Просмотр фильма «Приключения желтого чемоданчика»





Обмен мнениями




8-9

Маленький, да удаленький.




Проведение праздника




11

Зачем быть вежливым?





Беседа

Барто А. Л. Стихи


12-13

^ Прочтение сказок Братьев Гримм





Обсуждение поведения героев




14

«Умение общаться»




Творческая художественная деятельность

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

^ Методика «Сюжетные картинки»


15

Прогулки в лес.





Спортивное соревнование




16-17

^ Прочтение рассказов Драгунского В. Ю.




Обсуждение прочитанного




18-19

^ Просмотр мультфильма «Конек-Горбунок»





Обсуждение поведения героев




20

«Если другу плохо?»




Организация выставки

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»


21

Вежливые слова




Творческая художественная деятельность

Анкета-опросник «Настоящий друг»


22

Мир без улыбки. Какой он?




Игры




23

«Умение общаться»




Беседа




24-25

Прослушивание сказки Перро Ш. «Золушка»





Конкурс и защита рисунков




26-28

^ Просмотр мультфильма Родари Дж. «Чиполлино»





Обсуждение поведения героев




29-30

О лени и лентяях.





Социальные проекты

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника


31-34


«Вспомни, какие поступки ты совершил за этот год. Нарисуй, расскажи о них»




Социальные проекты






Календарно- тематическое планирование3 класс



Тема

Дата

Форма проведения

Примечание

1

Опиши своего одноклассника




Работа в группах

Разбор ситуаций, обмен мнениями

2

«Верность слову»




Деловая игра




3-4

«Умение общаться»




Деловая игра

Анкета-опросник «Настоящий друг»

5-6

«В театре»




Решение этических задач

Коллективно-групповая работа

7

«В музее»




Решение этических задач

Коллективно-групповая работа

8

«В кино»




Решение этических задач




9-10

«Культура поведения человека»




Деловая игра

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»


11-12

Кто создал правила человеческого поведения?





Тематический вечер

Методика «Что мы ценим в людях»


13-14

Дружба – это…





Обсуждение поведения героев

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


15-16

Прочтение произведений Бажова П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»




Обсуждение прочитанного

Коллективно-групповая работа

17

Как выбирать друзей?




Работа в группах

Составление советов

18

Причины обид.




Деловая игра

Коллективно-групповая работа

19-20

Что значит быть счастливым?




Социальный проект

Составление советов

21

Мир без улыбки. Какой он?




Работа в группах




22

Кем и каким я хочу быть?




Проект




23

Дом, в котором ты живешь.




Деловая игра

Дудин М. «Берегите землю»

24

У природы нет плохой погоды.




Экскурсия




25

«Что в дружбе главное?»




Проект




26-27

Просмотр мультфильма Андерсен Х. К. «Дюймовочка»




Решение этических задач




28-29

Прослушивание сказки «Бременские музыканты»




Обсуждение прочитанного




30

Вежливый слова




Решение этических задач




31

«Если другу плохо?»




Деловая игра

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника


32

«К тебе пришли гости.




Работа в группах

Методика «Как поступать»


33-34

Спешите делать добро.





Решение этических задач





Календарно-тематическое планирование 4 класс.



Тема

Дата

Форма проведения

Примечание

1

«Подумай, как поступить»




Беседа

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»


2-3

«Подумай как поступить»




Сочинение

«Сказка о потерянном времени»


4-5

«Мой характер и мои поступки»




Обмен мнений

Фильм «Приключения Электроника»

6-8

Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?





Социальный проект

Сказка Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»


9-11

Неразлучные друзья – взрослые и дети.





Работа в группах

Фильм «Мэри Поппинс»


12

Спешите делать добро.





Деловая игра

Методика «Что мы ценим в людях»


13

Отзывчивость и доброта.





Сочинение

Сказка «Волк и семеро козлят»


14-15

Что значит быть откровенным




Деловая игра

Мультфильм «Малыш и Карлсон»


16

Как мы выглядим.





Конкурс и защита рисунков

Крылов И. А. Басни

17-18

Кто такие эгоисты?




Работа в группах

Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»

19-20

Что такое характер?




Просмотр мультфильма

«Крокодил Гена и Чебурашка»


21-22

Душевность и бездушность.




Сочинение

Анкета-опросник «Настоящий друг»

23-24

Достоинства и недостатки.




Социальный проект

Носов Н. Н. Рассказы


25-26

Человек в природе и его здоровье.




Туристическая поездка




27-28

«Отважные герои Руси»проект




Обсуждение поведения героев

Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»


29-30

Прочтение произведения Волкова В. «Волшебник Изумрудного города»




Сочинение




31-32

«Учимся общаться»




Работа в группах

Методика «Как поступать»


33

Просмотр фильма «Чучело»





Социальный проект




  1   2

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Школа Семья»
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации используемого учебно-методическо-го...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (начальное общее образование)
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (начальное общее образование)
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПояснительная записка 4   Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconЦель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
№ Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся мобу «сош №6»
Духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихсяна первой ступени обучения – начальная школа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница