Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов




Скачать 425.63 Kb.
НазваниеСотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов
страница1/4
Дата публикации12.04.2013
Размер425.63 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

Ново-томышёвская общеобразовательная школа

Новоспасского района Ульяновской области

Сотрудничество

классного руководителя

и родителей в начальных классах


Автор : Долгополова О.М.

учитель начальных классов
2010


Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах
Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании. Например, могут быть допущены следующие ошибки: дефицит общения родителей с детьми, что приводит к отделению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка; неумение организовывать трудовое воспитание детей; несогласованность действий со школой; наличие отрицательных примеров из жизни родителей; слабое знание родителями методов воспитания, неумение или нежелание изменять их по мере взросления детей. Это должен учитывать каждый классный руководитель.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:


  • Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

  • Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

  • Анкетирование родителей.

  • Посещение детей на дому.

  • Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

  • Организация родительского самоуправления.

  • Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

  • Обобщение опыта работы.


Начиная с апреля месяца, в школе проводится набор детей в первый класс.
При записи детей выявляется степень активности родителей. Так, самые активные родители записывают детей в будущий первый класс в апреле месяце. Интересуются, хорошо ли подготовлен их ребенок, кто из учителей будет вести первый класс, их волнует даже возраст и педагогический стаж учителя, кабинет, где будет учиться ребенок, спрашивают, надо ли с детьми заниматься в летний период. Родители средней активности записываются позже. Они интересуются тем, в какой класс попадет ребенок. Нельзя ли посадить в классе с другом или подругой. Незначительная часть родителей затягивает определение в школу своего ребенка до сентября.

У каждого учителя 1 класс - это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся беседы с заведующим, воспитателями детских садов. После подготовки проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе, при этом учитываются интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностно-социальная готовность. Тестирование проводится по методике Керна-Йирасека. После подведения итогов даются рекомендации родителям, заполняется протокол.
В конце учебного года после набора в будущий первый класс организуется праздник “Здравствуй, школа!”, проводятся 10-дневные подготовительные занятия, затем общее родительское собрание. На праздник приглашаются будущие первоклассники и их родители. Учащиеся 2, 3 классов готовят музыкальные номера, учителя проводят небольшие викторины об учебных принадлежностях, задают логические задачи, ребята отгадывают загадки, проговаривают скороговорки. На подготовительные занятия привлекаются, в основном, дети, не посещавшие дошкольное учреждение. Дети приходят в школу как на урок, рисуют, играют, учатся считать, составлять устный рассказ по картинке, а кто умеет читать - читают короткие рассказы для всех детей, разучивают стихи, ставят инсценировки по сказкам “Лиса и журавль”, “Колобок”, “Репка”, “Теремок” и др. Обычно, в день проводятся по 3 мини - урока. По окончании занятий проводится общее родительское собрание, на котором учителя рассказывают о требованиях к занятиям, о том, что должны знать и уметь будущие первоклассники

Раздается также список необходимых вещей для школы, список учителей, которые будут вести такие предметы, как рисование, музыка, физкультура, труд.

Итак, предварительное знакомство с детьми состоялось, предстоит еще изучить тех, кто доверил нам обучение и воспитание своих детей, тех, кто может и должен стать главным помощником классного руководителя. С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. На родительском собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, чтение детских сочинений о маме, каникулах, т.е. представление творческих работ учащихся. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать.

Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде игры “Семейные уроки ”, в которой приняли участие и дети, и родители. Заданиями игры были темы уроков по программе начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары - родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как родители занимались с детьми. В перерывах между турами ребята приветствовали родителей музыкальными номерами.

В начале учебного года, после знакомства с родителями, планируется работа по организации индивидуальных и групповых консультаций, посещение на дому. Перед посещением на дому семьи заранее оповещаются. Цель посещений - узнать как можно больше о ребенке, о взаимоотношениях в семье. В основном, обращается внимание на семьи, где ученик отстает в учебе, испытывает трудности в общении со сверстниками.

Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины,

требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.
Так, одна из первых консультаций - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Стало традицией следующее: если допускаются опоздания на первый урок, родители приходят вместе с ребенком, объясняют причину, тем самым подчеркивают важность выполнения школьных правил и для родителей. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в столовой. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется обеспечение детей индивидуальными полотенцами, а также привитие навыков культуры поведения за столом во время еды.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чем они затрудняются.

Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания. Создаются инициативные творческие группы. Отрадно, что в этих группах задействованы папы. Они отвечают за ремонт мебели кабинета, обеспечение транспортом экскурсий, организацию спортивных игр, походов.

Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье проводятся классно-родительские часы “День моей семьи”, на которых каждая семья представляет свою визитную карточку, заранее выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, хобби, организует выставку творчества, показывает музыкальный номер, проводит конкурсы или соревнования. В течение учебного года родители проводят кружки по прикладному творчеству, спортивные соревнования . Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству.

Следует заметить, что самыми активными формами


сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования “Мама, папа и я - спортивная семья”, “Веселые старты”, конкурсы “А ну-ка, мальчики!”, “Веселая игра”, “Хозяюшки”, “Отгадай ребусы”, выставки рисунков, поделок, участие в традиционном музыкальном конкурсах . Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Например, обобщение уроков национальной культуры, чтения. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Запомнился детям и родителям праздник “ Мы за чаем не скучаем”. Готовились к нему целый месяц: дети при активной помощи родителей собирали интересный материал о чае, различные рецепты чая; пословицы, поговорки; разучивали игры, хороводы, песни, стихи. На встречу с детьми с самоваром, горячим чаем и пирогами пришли наши бабушки и мамы исполняли частушки“ Стало также хорошей традицией то, что на всех праздниках стараемся подарить детям музыкальный номер.

Впервые в истории школы мы с родителями организовали праздник “Прощание с начальной школой” для всех параллельных выпускных классов. Каждый классный руководитель готовил буклеты для своих выпускников: собранные за три года рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии - все это было оформлено в красочный альбом и явилось неожиданным сюрпризом для детей. На праздник пришли все родители, был подведен итог за три года совместной работы.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также


большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.( Примерные разработки родительских собраний и мероприятий смотрите в приложении2)
^ Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и


т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

^ Активизация и привлечение родителей в проведении родительских собраний
Целью работы с родителями является активизация и привлечение родителей в проведении родительских собраний.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
1. Психолого - педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
2. Организация совместное проведение свободного времени детей и родителей.
3. Защита интересов и прав ребенка в трудных семьях.
^ Предлагаю разработку родительского собрания на тему : «Тропинки любви и добра».
Цель: укреплять сотрудничество семьи и школы через игру-викторину «Познай друга или все о собаках».
Подготовительная работа.

Создание видеофильма-рекламы «Фрагменты с уроков»

Интервьюирование «Как вам помогали родители в подготовке к игре»

Подготовка кукольного спектакля «Бобик в гостях у Барбоса»

Поисковая деятельность (поиск ответов к викторине игры-викторины)

Подготовка детских выступлений для родителей.

Разработка оформления кабинета (высказывания, портреты собак)

^ Ход собрания
I. «Телепередача»
Двое ведущих представляют результаты интервью с ответом на вопрос «Как вам помогали родители в подготовке к игре?»
Отбираются те ответы учеников, которые отражают взаимопонимание, взаимопомощь, дружеские отношения родителей и других родственников в семье.
II. Слово учителя.
- Я рада, что многие дети находят поддержку в семье, эта помощь воспитывает в нас и в наших детях лучшие чувства и качества. Кто-то из мудрых сказал «Слава уйдет, работа уйдет. Останутся наши потомки».
Сообщение темы собрания.
III. Слово библиотекаря.
Сообщение сведений о читающих семьях.
Инсценировка членами библиотечного кружка мини-пьесы «Грустный щенок Кузя»
  1   2   3   4

Похожие:

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconIx международная Олимпиада по основам наук в начальных классах, первый этап
Автор заданий: учитель начальных классов I категории Гимназии №116 г. Екатеринбурга
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconIx международная Олимпиада по основам наук в начальных классах, первый этап
Автор заданий: учитель начальных классов, 1 квалификационной категории, Гимназии №116 г. Екатеринбурга
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconФамилия Юдина Имя Виктория Отчество Александровна Дата рождения 04. 03. 1979
Константиновский педагогический колледж, Преподавание в начальных классах, диплом, квалификация "Учитель начальных классов"
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год
Ного года в состав методического объединения учителей начальных классов входили Солошенко Н. М.(учитель 4класса), Кравченко Н. И.(учитель...
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconДля проведения педагогического мониторинга, рассматривающего особенности...
Учитель начальных классов фиксирует её результаты в подобной карте по завершению процесса обучения на первой ступени. Далее эту работу...
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconОтчёт по самообразованию учителя начальных классов мбоу пго «осош»...
В этом учебном году я являлась учителем 4Б класса, руководителем шмо учителей начальных классов нашей школы, руководителем районного...
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconПоложение №102 о портфолио учащихся начальных классов
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных...
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconПоложение о портфолио ученика начальных классов маоу сош №43 г. Челябинска
Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconМетодическое объединение учителей начальных классов Пугачёвского...
Методическое объединение учителей начальных классов Пугачёвского района Саратовской области
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Автор : Долгополова О. М. учитель начальных классов iconАнализ предметной недели начальных классов мкоу «сош №2 ст. Кардоникской»...
С 11 марта по 16 марта 2013 года в начальных классах проводилась предметная неделя. В ней приняли участие все начальные классы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница