Наименование продукта, представляемого на конкурс




Скачать 282.9 Kb.
НазваниеНаименование продукта, представляемого на конкурс
страница1/3
Дата публикации03.03.2013
Размер282.9 Kb.
ТипКонкурс
litcey.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3
Наименование образовательного учреждения:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Руководитель: Горбунова Евдокия Васильевна
Телефон: 422-76-36
Факс: 422-76-36
Электронная почта: : school430lom@mail.ru
Сайт ОУ в Интернете: http://school430.lmn.su/
Наименование продукта, представляемого на конкурс:

Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» с методическими рекомендациями
Авторский коллектив:

Коробкова Елена Николаевна, доцент каф. культурологического образования

Катаева Ольга Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания
Форма инновационного продукта: Культурно-образовательная программа
Область применения инновационного продукта: Обновление и совершенствование качества образования.

Общее описание инновационного продукта
Актуальность темы

Важнейшая миссия современного образования – становление «Человека культуры», обладающего целостной системой представлений о мире и способного к культурной самоидентификации и культурной рефлексии, без которых невозможна адаптация к условиям современного поликультурного общества.

Один из возможных путей реализации данной стратегии лежит в плоскости разработки культурно-образовательных программ, действующих в открытом образовательном пространстве и обеспечивающих «вхождение» учащихся в культуру, освоение ими культурных ценностей, выработанных человечеством на разных этапах его развития.

Именно к этому типу образовательных продуктов относится программа «Музей как текст культуры», нацеленная на становления культурной компетентности школьников в процессе освоения Музея, как сложного и многозначного культурного текста.
Теоретические аспекты проектирования

культурно-образовательных программ, интегрирующих

деятельность Школы и Музея

В рамках экспериментальной работы в школе разработана и апробируется многоступенчатая культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры», предполагающая освоение музейного пространства заповедника «Петергоф» и охватывающая все этапы обучения – с 1 по 11 класс. Культурно-образовательная программа рассматривается как педагогический инструмент отбора и структурирования содержания образования, нацеленный на воссоздание в сознании ребенка целостного представления об окружающем мире и формирование культурной компетентности личности, под которой, в самом общем виде, понимается совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • Программа структурируют образовательный процесс в соответствии с существующими представлениями о структуре культуры. Окружающий мир изучается не как набор разрозненных по предметным областям сведений, а как целостное явление, что достигается за счет того, что ткань программы составляют многогранные объекты, понятия или явления культуры.

  • Программа нацелена на то, чтобы помочь ребенку овладеть базовыми умениями и навыками, составляющими культурную компетентность личности. Эта задача решается за счет смещения акцентов в освоении музейных коллекций – с информирования о них на развитие способности читать и создавать культурные тексты, под которыми понимаются совокупность символов, значений, образов, составляющих единое семантическое пространство культуры и транслируемая как в вербальной, так и невербальной форме. Язык музея – это язык его экспонатов, вещей и предметов, находящихся в тесной взаимосвязи с пространством, в котором они расположены. Во взаимодействии зрителя с предметами музейной коллекции рождается текст (вербальный или невербальный) – сообщение, которое зритель принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры и на основе этого создает собственные культурные тексты. Предполагается, что в ходе реализации программы учащиеся пройдут несколько стадий работы с текстом культуры – от умения считать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций в начальной школе, до ее интерпретации в основной школе, и, наконец, создания собственных культурных текстов старшеклассниками.

  • В логике данной программы музейная работа рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, что предполагает решение конкретных учебных задач в музейном пространстве и позволяет совместить обучение в музее с развитием личности ребенка. Цели и задачи музейного посещения определяются не музейными сотрудниками, а педагогами, рассматривающими музей как полноценное образовательное пространство, в стенах которого ученики не просто расширяют кругозор, а приобретают знания, навыки, компетенции, логически связанные с образовательной программой и значимые для индивидуальной школы или класса. Это означает, что помимо самого музейного занятия программа включает в себя тематические блоки, связанные, как с подготовкой школьников к посещению музея, так и с рефлексией после посещения музея, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.

  • Программа ориентированы на систему развивающего обучения: ее основу составляют внеаудиторные методы и технологии освоения культурного наследия, выстраивающие процесс познания от личностного восприятия явлений жизни, вещей, предметов и объектов материальной среды, к их изучению, осмыслению и обобщению, побуждая к самостоятельным исследованиям, суждениям, умозаключениям. Разрабатываемые методы и технологии музейной работы нацеленны на исследовательскую, поисковую и во многом самостоятельную работу учащихся в музейном пространстве, что предполагают создание определенного педагогического инструментария – исследовательских заданий, маршрутов образовательных путешествий и других дидактических материалов, поддерживающих работу учащихся в музее.


Культурно-образовательная программа

«Музей как текст культуры»

Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» представляет собой инновационную модель взаимодействия Музея и Школы. Доминантами для ее проектирования являются ведущие методическая и системообразующая (содержательная) темы, которые формулируются для начальной, основной и старшей школы с учетом психолого-педагогических особенностей той или иной возрастной категории учащихся, а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов.

^ Начальная школа. «Мир семейного очага» – цикл музейно-педагогических занятий, нацеленный на расширение представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщение к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов.

^ Основная школа. «Люди и судьбы» – цикл музейно-педагогических занятий, предполагающих познакомить школьников с различными моделями реализации жизненных стратегий на основе исследования музейных коллекций, знакомства с судьбами множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников.

^ Старшая школа. «Послание к Человеку» – проектная деятельность на основе исследования дворцово-парковых ансамблей, в ходе которой старшеклассники получают представление о разнообразных метальных моделях созданных человечеством на протяжении его существования и нашедших отражение в музейном пространстве, что позволит им осознать многообразие идей, управляющих миром и выбрать те, которые составят основу собственной мировоззренческой позиции.

Для структурирования материала учебный год условно делится на три временных блока (осень, зима и весна), в течение которых для каждой ступени отрабатываются различные аспекты содержательной и методической тем.

Возрастная ступень

Методичес-

кая тема

Системо-образующая тема

Осень

Зима

Лето

Начальная школа

Учусь читать тексты культуры

Мир семей-ного очага

Семейные реликвии

Семейные традиции

Семейные праздники

Основная школа

Учусь понимать тексты культуры

Люди и судьбы

Творцы

Исторические персонажи

Наследники

Старшая школа

Учусь создавать тексты культуры

Послание к Человеку

Человек в пространстве природы

Человек в пространстве культуры

Человек в мире людей

Необходимое ресурсное обеспечение

при применении инновационного продукта
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть реализована за счет привлечения следующей ресурсной базы.

Организационно-педагогические ресурсы. В образовательном учреждении необходимо создать условий для проведения внеклассных занятий – музейных уроков, образовательных путешествий, а также для осуществления проектной и творческой деятельности школьников, позволяющей обобщить результаты работы на музейной экспозиции.

При реализации программы в ряде случаев потребуется корректировка содержания образовательных программ (по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга) с целью достижения синхронизации в изучении отдельных тем с музейными посещениями. Обязательным условием является сохранение в учебном плане школы предмета «История и культура Санкт-Петербурга», который является базовым для осуществления музейно-педагогической работы.

Следует также определить форму и технологию сотрудничества с музейными работниками, которые должны стать полноправными участниками образовательного процесса, объединив свои усилия с педагогами в достижении целей программы.

Важным фактором успешности реализации программы является поддержка родительского комитета и Попечительского Совета школы, так как музейные посещения (особенно в начальной школе) требует привлечения родителей, как для сопровождения детских групп, так и для поддержки творческой деятельности учащихся.

Кадровые ресурсы. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию и способными к инновационной профессиональной деятельности, в том числе к работе в музейном пространстве.

К реализации программы должны быть привлечены музейные сотрудники, разделяющие идеологию авторов программы, способные к творческому поиску, разработке и использованию инновационных музейно-педагогических технологий в работе со школьниками.

Педагогам, составляющим творческие группы, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по проблемам внеаудиторного образования в соответствующих институтах повышения квалификации, а также провести корпоративное обучение для ознакомления всего коллектива ОУ с выбранным направлением деятельности.

Материально-технические ресурсы. Образовательное учреждение должно располагать технической базой для осуществления творческой и проектной деятельности учащихся и ее презентации. Фото- и видео-аппаратура, наличие компьютеров и мультимедийных проекторов позволяют расширить рамки познавательной и творческой деятельности учащихся, сделать ее более насыщенной и разнообразной.

Для организации выездов, связанных с освоением пространства музея-заповедника и музейных экспозиций, требуется привлечение либо родительских средств, либо поиск спонсорской помощи.

Тиражирование материалов, связанных с работой учащихся в музейном пространстве предполагает наличие множительной техники.

Информационные ресурсы. Важным компонентом образовательной среды школы должен стать информационный центр, предоставляющими условия для презентации деятельности учащихся – участников программы.

Методическое обеспечение. Реализация культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» требует методического сопровождения, позволяющего организовать деятельность учащихся на разных этапах – до посещения музея, в процессе работы на музейной экспозиции и после музейного занятия. Представляемая в качестве новаций программа сопровождается методическими разработками, прошедшими апробацию в ходе экспериментальной работы в ОУ.
Технология внедрения инновационного продукта
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть использована в нескольких вариантах:

Вариант 1. Проведение отдельных циклов занятий (музейных и внемузейных), связанных с посещением музеев дворцово-паркового комплекса «Петергоф»;

Вариант 2. Реализация комплексной многоуровневой программы в полном объеме образовательными учреждениями Петродворцового района г. Санкт-Петербурга;

Вариант 3. Адаптация программы, которая рассматривается в этом случае как модельная, к условиям образовательных учреждений, расположенных в других районах Санкт-Петербурга.

В настоящее время наиболее эффективным представляется второй вариант работы с программой, т. к. он частично прошел экспериментальную проверку, снабжен методическими материалами и наиболее готов к диссеминации. Использование культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» позволит образовательным учреждениям, расположенным на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга эффективно, а главное системно подойти к освоению того богатейшего педагогического потенциала, который содержат музейные ансамбли Стрельны, Ораниенбаума, Александрии, Петергофа.

Для Школы – данная программа является возможностью:

  • модернизации содержания традиционного школьного обучения в соответствии с современными представлениями о целях и задачах образования. Пространство музея, где непротиворечиво встречаются и соседствуют самые разные артефакты, доступные для непосредственного изучения и исследования, является идеальным воплощением «диалога культур» и наилучшим образом создает условия для становления Человека культуры, способного стать полноправным участником этого диалога. Музей, с одной стороны, представляет собой целостное культурное образование, отражающее основные вехи развития культуры, наглядно демонстрирующее преемственность культурных представлений и традиций, что дает шанс системного освоения пространства культуры, возможность осознать мир как целостность, неразделенную на отдельные предметные области знания. С другой стороны музей – это сложное поле семантических смыслов и значений, непротиворечиво существующих в едином пространстве, что позволяет учащимся накопить опыт ориентации в пространстве культуры, приобрести навыки работы с разнообразными культурными текстами.

  1   2   3

Похожие:

Наименование продукта, представляемого на конкурс iconОпасные составляющие продукта (для ес)
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствии с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconОпасные составляющие продукта (для ес)
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствии с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation 3020
Эта карта безопасности продукта была подготовлена в соответствии с указаниями ec 88/379/eec и 91/155/eec (и другими соответствующими...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation 648
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 7227А
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 406
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 4062
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 3423А
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Наименование продукта, представляемого на конкурс iconБюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт Frekote pmc
Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница