Скачать 282.9 Kb.
|
Наименование образовательного учреждения: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга Руководитель: Горбунова Евдокия Васильевна Телефон: 422-76-36 Факс: 422-76-36 Электронная почта: : school430lom@mail.ru Сайт ОУ в Интернете: http://school430.lmn.su/ Наименование продукта, представляемого на конкурс: Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» с методическими рекомендациями Авторский коллектив: Коробкова Елена Николаевна, доцент каф. культурологического образования Катаева Ольга Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания Форма инновационного продукта: Культурно-образовательная программа Область применения инновационного продукта: Обновление и совершенствование качества образования. Общее описание инновационного продукта Актуальность темы Важнейшая миссия современного образования – становление «Человека культуры», обладающего целостной системой представлений о мире и способного к культурной самоидентификации и культурной рефлексии, без которых невозможна адаптация к условиям современного поликультурного общества. Один из возможных путей реализации данной стратегии лежит в плоскости разработки культурно-образовательных программ, действующих в открытом образовательном пространстве и обеспечивающих «вхождение» учащихся в культуру, освоение ими культурных ценностей, выработанных человечеством на разных этапах его развития. Именно к этому типу образовательных продуктов относится программа «Музей как текст культуры», нацеленная на становления культурной компетентности школьников в процессе освоения Музея, как сложного и многозначного культурного текста. Теоретические аспекты проектирования культурно-образовательных программ, интегрирующих деятельность Школы и Музея В рамках экспериментальной работы в школе разработана и апробируется многоступенчатая культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры», предполагающая освоение музейного пространства заповедника «Петергоф» и охватывающая все этапы обучения – с 1 по 11 класс. Культурно-образовательная программа рассматривается как педагогический инструмент отбора и структурирования содержания образования, нацеленный на воссоздание в сознании ребенка целостного представления об окружающем мире и формирование культурной компетентности личности, под которой, в самом общем виде, понимается совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры. Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» представляет собой инновационную модель взаимодействия Музея и Школы. Доминантами для ее проектирования являются ведущие методическая и системообразующая (содержательная) темы, которые формулируются для начальной, основной и старшей школы с учетом психолого-педагогических особенностей той или иной возрастной категории учащихся, а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов. ^ цикл музейно-педагогических занятий, нацеленный на расширение представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщение к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов. ^ цикл музейно-педагогических занятий, предполагающих познакомить школьников с различными моделями реализации жизненных стратегий на основе исследования музейных коллекций, знакомства с судьбами множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников. ^ – проектная деятельность на основе исследования дворцово-парковых ансамблей, в ходе которой старшеклассники получают представление о разнообразных метальных моделях созданных человечеством на протяжении его существования и нашедших отражение в музейном пространстве, что позволит им осознать многообразие идей, управляющих миром и выбрать те, которые составят основу собственной мировоззренческой позиции. Для структурирования материала учебный год условно делится на три временных блока (осень, зима и весна), в течение которых для каждой ступени отрабатываются различные аспекты содержательной и методической тем.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть реализована за счет привлечения следующей ресурсной базы. Организационно-педагогические ресурсы. В образовательном учреждении необходимо создать условий для проведения внеклассных занятий – музейных уроков, образовательных путешествий, а также для осуществления проектной и творческой деятельности школьников, позволяющей обобщить результаты работы на музейной экспозиции. При реализации программы в ряде случаев потребуется корректировка содержания образовательных программ (по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга) с целью достижения синхронизации в изучении отдельных тем с музейными посещениями. Обязательным условием является сохранение в учебном плане школы предмета «История и культура Санкт-Петербурга», который является базовым для осуществления музейно-педагогической работы. Следует также определить форму и технологию сотрудничества с музейными работниками, которые должны стать полноправными участниками образовательного процесса, объединив свои усилия с педагогами в достижении целей программы. Важным фактором успешности реализации программы является поддержка родительского комитета и Попечительского Совета школы, так как музейные посещения (особенно в начальной школе) требует привлечения родителей, как для сопровождения детских групп, так и для поддержки творческой деятельности учащихся. Кадровые ресурсы. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию и способными к инновационной профессиональной деятельности, в том числе к работе в музейном пространстве. К реализации программы должны быть привлечены музейные сотрудники, разделяющие идеологию авторов программы, способные к творческому поиску, разработке и использованию инновационных музейно-педагогических технологий в работе со школьниками. Педагогам, составляющим творческие группы, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по проблемам внеаудиторного образования в соответствующих институтах повышения квалификации, а также провести корпоративное обучение для ознакомления всего коллектива ОУ с выбранным направлением деятельности. Материально-технические ресурсы. Образовательное учреждение должно располагать технической базой для осуществления творческой и проектной деятельности учащихся и ее презентации. Фото- и видео-аппаратура, наличие компьютеров и мультимедийных проекторов позволяют расширить рамки познавательной и творческой деятельности учащихся, сделать ее более насыщенной и разнообразной. Для организации выездов, связанных с освоением пространства музея-заповедника и музейных экспозиций, требуется привлечение либо родительских средств, либо поиск спонсорской помощи. Тиражирование материалов, связанных с работой учащихся в музейном пространстве предполагает наличие множительной техники. Информационные ресурсы. Важным компонентом образовательной среды школы должен стать информационный центр, предоставляющими условия для презентации деятельности учащихся – участников программы. Методическое обеспечение. Реализация культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» требует методического сопровождения, позволяющего организовать деятельность учащихся на разных этапах – до посещения музея, в процессе работы на музейной экспозиции и после музейного занятия. Представляемая в качестве новаций программа сопровождается методическими разработками, прошедшими апробацию в ходе экспериментальной работы в ОУ. Технология внедрения инновационного продукта Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть использована в нескольких вариантах: Вариант 1. Проведение отдельных циклов занятий (музейных и внемузейных), связанных с посещением музеев дворцово-паркового комплекса «Петергоф»; Вариант 2. Реализация комплексной многоуровневой программы в полном объеме образовательными учреждениями Петродворцового района г. Санкт-Петербурга; Вариант 3. Адаптация программы, которая рассматривается в этом случае как модельная, к условиям образовательных учреждений, расположенных в других районах Санкт-Петербурга. В настоящее время наиболее эффективным представляется второй вариант работы с программой, т. к. он частично прошел экспериментальную проверку, снабжен методическими материалами и наиболее готов к диссеминации. Использование культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» позволит образовательным учреждениям, расположенным на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга эффективно, а главное системно подойти к освоению того богатейшего педагогического потенциала, который содержат музейные ансамбли Стрельны, Ораниенбаума, Александрии, Петергофа. Для Школы – данная программа является возможностью:
|
![]() | Опасные составляющие продукта (для ес) Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствии с требованиями Европейского Экономического Сообщества... | ![]() | Опасные составляющие продукта (для ес) Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствии с требованиями Европейского Экономического Сообщества... |
![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation 3020 Эта карта безопасности продукта была подготовлена в соответствии с указаниями ec 88/379/eec и 91/155/eec (и другими соответствующими... | ![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... |
![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation 648 Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... | ![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 7227А Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... |
![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 406 Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... | ![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 4062 Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... |
![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт 3423А Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... | ![]() | Бюллетень по безопасности продукта Loctite Corporation Продукт Frekote pmc Этот информационный бюллетень по безопасности продукта подготовлен в соответствие с требованиями Европейского Экономического Сообщества... |