Жил в реке усатый сом




Скачать 79.95 Kb.
НазваниеЖил в реке усатый сом
Дата публикации13.05.2013
Размер79.95 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
Жил в реке усатый сом

От рифмы до творчества - одна игра

Марина КОМБУНОВА, учитель начальных классов Теленгит-Сортогойской средней школы Кош-Агачского района Республики Алтай

Каким я вижу выпускника на­чальной школы? Что потребует от них жизнь через 11 лет, когда они окончат школу? Что будет в техни­ке, в экономике, на рынке труда? К чему учитель должен готовить учеников каждый день, каждый урок? Кого волнуют эти вопросы больше всего? Конечно же, учителя.

Изменившееся качество жизни требует от человека не столько ба­зовых навыков, таких как умение читать, писать, вычислять, слу­шать и говорить, столько способ­ности решать проблемы жизни са­мостоятельно. Поэтому требуется человек, который:

- умеет анализировать, сравни­вать, выделять главное, решать проблему;

способен к самосовершенство­ванию;

- умеет творить и сотрудничать. Обществу нужны не только гра­мотные, но и творческие люди.

Эти личностные качества закла­дываются именно в начальных классах. Детское творчество неис­черпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую так хочет­ся разгадать. Поэтому надо найти путь к этому творчеству.

А как? Как развивать творчество детей?

Главным аспектом моей педаго­гической деятельности стала тема «Развитие творческих способно­стей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения через игровые формы обучения».

Поставила перед собой цель: повысить эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей.

Появились следующие задачи:

- обеспечить внедрение в образовательный процесс педтехнологий, способствующих развитию творчества детей;

- замечать любые творческие проявления учеников;

создать условия для развития природных задатков обучающихся;

- развивать творческую личность, свободно владеющую лек­сическим богатством и вырази­тельными средствами русского языка и умеющую их использо­вать как инструмент общения.

Я задумалась над значением сло­ва «творчество». Обратилась к Толковому словарю С.И.Ожегова и выяснила, что «творчество - созда­ние новых по замыслу культурных и материальных ценностей».

Чтобы семена творчества дали всходы, строю свою работу на принципах сотрудничества и сопереживания, поощряю ребенка к творческой деятельности. Использование неординарных методов и приемов обучения, желание принять ребенка таким, какой он есть, создают благодатную почву, на ко­торой со временем появляются ро­стки духовности, составляющие основу личности человека. Ввожу в практику такие формы работы, которые не только бы развивали, подвигали к творчеству, но были доступны и интересны каждому ребенку.

^ Формы уроков: урок - подарок, урок – путешествие, урок - радуга, урок – экскурсия, урок – ярмарка, интегрированные уроки: русский язык+литературное чтение, литературное чтение + изо, русский язык + математика, литературное чтение + музыка, литературное чтение + природоведение.

Технологии: ИКТ, педагогическая мастерская.

У них всех есть объединяющая основа - это игра. В. А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представле­ний, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В игре раскрываются творческие способности личности. Поэтому игра должна быть увлекательной и творческой, способствовать созданию эмоцио­нального настроя, вызывать по­ложительное отношение к вы­полняемой деятельности, улуч­шать общую работоспособность. Использование творческих игр на уроках русского языка и литера­турного чтения помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способству­ет развитию познавательного ин­тереса к предмету, обогащению словарного запаса школьников, расширяет их кругозор, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение на­ходить решение в нестандартной ситуации.

Игры провожу на разных этапах урока. Организовать и заинтересо­вать детей, стимулировать их активность помогает нестандартное начало урока, психологический настрой.

^ Из урока в урок мыс учениками пишем, повторяем написание букв, элементов, соединений. Для повышения интереса к чистописа­нию организую минутки каллиг­рафии в игровой форме. На уроках русского языка провожу зрительный и творческий диктанты, орфографические минутки, письмо по памяти.

Помогает прием включения во­ображения «мысленный экран». Говорю: «Садитесь поудобнее. Если хотите, можете положить го­лову на парту и закрыть глаза. Представьте, что перед вашими глазами появился большой экран, как в кинотеатре. Постарайтесь на нем увидеть то, что описал поэт Саша Черный: «Луна в стекло смот­рит круглым глазом». Откройте глаза. Расскажите, что вы увиде­ли».

^ Примерные ответы детей:

- Я увидел комнату, там кровать, на ней мальчик спит, и шторы на окнах.

- Я видел луну, она желтая.

- Окна раскрыты, там месяц.

^ Работа над пониманием тек­ста

Учитель: Какое время суток описал поэт? Почему вы так думае­те? Окно раскрыто или закрыто?

Ученики: Оно раскрыто. Нет, закрыто: луна смотрит в стекло. А иначе поэт написал бы: смотрит в окно.

Учитель: Какая картина у нас получилась! Ночь или поздний вечер. Темное небо. Окно закрыто. Желтая, круглая, как зрачок, как глаз, луна видна в окне, точно смотрит в него… Я прочту эту стро­ку еще раз, а вы постарайтесь увидеть все это на «мысленном экране».

Ребятам уже легче вообразить описываемую картину, а значит, по памяти. После этого проводится орфографическая работа, и текст записывается.

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Используе­мые мною занимательные упраж­нения (шарады, ребусы, изографы, кроссворды) направлены на развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.

На слова, которые включались в творческие работы, заводятся осо­бые листы-справочники, в них за­писывается языковой материал. Материал помогают собирать сами учащиеся.

В своей работе также использую такой прием: после изучения сло­варных слов прошу детей соста­вить сказочный текст, используя как можно больше слов с непрове­ряемыми написаниями.

На уроках русского языка вне­дряю творческие игры: игра-фан­тазия, игра-рифма, игра-марафон, игра-кроссворд, игра-загадка, игра-путешествие, игра-соревно­вание, игра-тренинг, игра ролевая, игра-ассоциация, игра-задачка, игра-превращение, игра-раскрас­ка, игра-конкурс.

Активный и результативный метод работы - обучение умению писать сочинения и небольшие стишки. Сочинения, создаваемые детьми, - это способ их самовыра­жения, самопознания. Большой интерес у детей вызывают про­стые случаи литературной игры буриме - например, дополнить четверостишиепо предложенным двум строчкам:

^ В чистом поле, в белом поле

Было все белым-бело.

Было зайчику на поле

Страшно, холодно и одиноко.

Линда Барбачакова
Очень популярен такой вид игры, как выбор из предложенных слов пропущенных рифм, которые надо подставить во фрагмент сти­хотворения:

^ Широка и глубока

Под мостком текла...

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый...

Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом.

Предлагаю детям игры «Шуточ­ные рассказы», «Рассказ на одну букву», «Короткий рассказ», «Цвет­ной рассказ», «Перескажи наобо­рот», «Дотронемся до счастья», «Если бы я», «Представь себя дож­дем», «Танец рук» и т. д. Подобного рода задания и игры увлекают моих учеников, затрагивают стру­ны их сердец, разжигают огонек любви к творчеству, фантазию.

Важное место в развитии детей принадлежит работе с картиной: рассматривание, беседа, составле­ние рассказа. Полезно также сти­мулировать творчество, образное мышление ребенка, предлагая ему придумать загадки о различных предметах, явлениях.

^ Использование мнемотаблиц на уроках русского языка и литера­турного чтения особенно эффек­тивно при пересказе текста, описа­нии предмета, составлении расска­за по картине. Применяются они и для характеристики звуков.

Проблема нечитающих детей в 1-м классе волнует каждого учите­ля. Подбираю сказки, рассказы и крупным шрифтом печатаю их на листах, а с обратной стороны раз­мещаю раскраску, подходящую к данному тексту. Дети самостоя­тельно читают текст 2-3 раза, ста­раются запомнить его. Затем пере­ходим к раскраске, под которой на­печатано задание. Прочитав его, ученики красят, дорисовывают, фантазируют, находят сходства и различия, сами подбирают цвета.

Неотъемлемая часть учебного процесса - учет и контроль зна­ний. Для проверки теоретических и практических знаний учеников на заключительных уроках ис­пользую игры-путешествия, игры-цепочки, игру-зачет. В конце учеб­ного года на промежуточной атте­стации апробируются задания для каждого класса «Мой первый экза­мен», где есть теоретический воп­рос, практические задания, допол­нительные творческие вопросы. Качественная оценка успеваемос­ти оказывает положительное воз­действие на развитие памяти и мышления, воспитание воли, при­вычки к системному труду и само­контролю, самооценке. Оценива­ние проходит в «баллах успешнос­ти», которые фиксируют достиг­нутые результаты по каждой из линий развития. Дети анализиру­ют свой ответ, определяя его уро­вень и успешность, сами выставля­ют себе отметку.

^ Мои первые помощники - роди­тели. Они ведут кружки «Веселый каблучок» и «Волшебная кисточ­ка».

Можно с уверенностью сказать, что использование игровых форм обучения помогает приобщить обучающихся к творчеству, спо­собствует воспитанию творчески активной личности, позволяет до­биться неплохих результатов. Один из результатов творческой работы - классная газета «Первые строки», которая создается совме­стно с ребятами. В газете помеща­ются лучшие работы. В них дети стремятся выразить свое отноше­ние к тем или иным фактам, поде­литься своими чувствами. Газета «Первые строки» вывешивается в классе, ее читают и дети, и родите­ли. Творческие работы моих детей постоянно публикуются на стра­ницах местной прессы - газет и журналов «Алтайдын Чолмоны», «Чуйские зори», «Башпарак», «Со­лоны», «Эзлик».
Публикация сканирована из газеты "Учительская газета" № 3-4 от 25 января 2011 года.

Похожие:

Жил в реке усатый сом icon© Издательство «Молодая гвардия», 1984 г
Юрки хрипловатый голос деда, — начинался «путь из варяг в греки». Я это к тому говорю, что проходил он, между прочим, и по Ладоге....
Жил в реке усатый сом iconВеликие города Китая и круиз по реке Янцзы Шанхай –Ичань-круиз по р. Янцзы-Сиань-Пекин
Шанхая, примите участие в трех потрясающих экскурсиях в красивейших местах побережья на борту комфотабельного лайнера по реке Янцзы,...
Жил в реке усатый сом iconЗлатогорье III эпоха Алерона
...
Жил в реке усатый сом iconЗабыл ту страну, в которой жил один славный человек по имени Готфрид....
Готфрид. Наверное, было бы необходимым в таком случае упомянyть время, когда он жил, но и этого я не скажу. Придется вам поверить...
Жил в реке усатый сом iconДавным-давно Нет. Не просто “давным-давно”, а так давно, что скорее...
Маленький Динозавр. То есть, сначала он не жил и не был. Сначала его вовсе не было. А потом Маленький Динозавр вдруг взял да и появился....
Жил в реке усатый сом iconЛабораторная работа №6
Цель работы: Изучение создания и подключения клиентского приложения к встроенному сом серверу
Жил в реке усатый сом icon«Жил-был художник один»
Школьный конкурс «Жил-был» художник один» проводится на базе моу бсош с января 2008 г по май месяц 2008 г
Жил в реке усатый сом icon1436 во время феодальной войны между Московским и Галицким князьями...
Московским и Галицким князьями на реке Черехе состоялась решающая битва между ратями Василия Косого и Москвы. Войска мятежного князя...
Жил в реке усатый сом iconПочему ты не хочешь встретиться со своими друзьями?
Все равно я не понимаю недовольно проворчал маленький усатый человечек, задумчиво уставившись в мерцающий экран. Почему ты не хочешь...
Жил в реке усатый сом iconСказка 1 Как кот Макар пошел в лес погулять
В некотором царстве, в некотором государстве прямо в царском дворце жил да был кот Макар. Назвали его так в честь царя какого-то...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница