Скачать 162.75 Kb.
|
![]() ____________________________________________________________________________________________ Принято педсоветом протокол №5 от 21.01.13г. Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №1 р.п. Красные Баки №4 о.д. от 25.01.2013 год Н. Н. Клементьева ПОЛОЖЕНИЕ о научном обществе учащихся МАОУ СОШ № 1 р. п. Красные Баки 2012 год Введение Настоящее положение определят статус, цели и задачи научного общества, содержание и формы работы, права и обязанности членов научного общества, общие требования к работам. Научное общество обучающихся (в дальнейшем НОУ) выступает организационным органом управления исследовательской и творческой работой. Положение содержит следующие разделы
^ 1.1. Научное общество обучающихся является добровольным общественным объединением обучающихся 1-11 классов и руководителей научно-исследовательской проектно- экспериментальной деятельности из числа педагогических работников МАОУСОШ № 1. 1.2. Научное общество обучающихся - творческое формирование учащейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, культуры, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и проектно-опытнической деятельности под руководством ученых, педагогов и других специалистов. 1.3. НОУ выполняет роль экспертизы одаренности, является средством повышения социального статуса научного исследования. 1.4. НОУ имеет свои атрибуты: название, эмблему, девиз, гимн. ^ Деятельность НОУ осуществляется на основе:
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 3.1. Роль деятельности научного общества обучающихся – обучение научному творчеству, т.е. самому процессу получения новых знаний. Причем новые знания непосредственно передаются в ходе процесса познания. Это возможно лишь в ходе осуществления самостоятельной исследовательской деятельности, что в свою очередь предполагает включение обучающихся в реализацию программы и планов НОУ. Для успешного осуществления этого процесса необходимо непосредственное общение и взаимодействие учеников с учителем, руководителем в самой деятельности. Педагогический смысл обучения в научном обществе обучающихся заключается не только в сохранении традиций, искусства исследовательской деятельности, но и в их развитии. Успешная практика подготовки будущих ученых к осуществлению научно-исследовательской деятельности в научных школах ставит вопрос о возможности экстраполяции этого опыта при формировании учебных исследовательских умений у школьников. 3.2. Цель НОУ: выявления и воспитания одаренности во всех ее проявлениях. 3.3. Задачи НОУ: 3.3.1. Развивать научно-исследовательскую деятельность школьников как одного из важных направлений гуманизации образования; 3.3.2. Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний, обогащению интеллектуального потенциала общества; 3.3.3. Раскрывать интересы и склонности обучающихся к научно-поисковой деятельности, проводить углубленную подготовку к ней; 3.3.4. Создавать у школьников предпосылки для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности; 3.3.5. Развивать интеллектуальную инициативу обучающихся в процессе исследовательских занятий; 3.3.6. Воспитывать у подростков установки на престижность занятий фундаментальными науками; 3.3.7. Диагностировать одаренность детей и подростков, организовывать их раннее допрофессиональное определение, содействовать профессиональной ориентации выпускников МАОУСОШ № 1; 3.3.8. Воспитывать активную гражданскую позицию, высокие нравственные качества и духовную культуру; 3.3.9. Привлекать высококвалифицированные кадры различных учреждений к работе с детьми, в том числе научных работников; 3.3.10. Готовить ребят к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении; 3.3.11. Способствовать расширению научного кругозора, опытнической деятельности в урочное и во внеурочное время под руководством учителя и научных работников. 3.3.12. Развивать у школьников познавательную активность и творческие способности; 3.3.13. Знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; 3.3.14. Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу; 3.3.15. Способствовать овладению обучающимися искусством ведения дискуссии, публичного выступления перед аудиторией с докладами, сообщениями, проектами.
4.1. Образовательная функция: углубление знаний в определенной области науки. 4.2. Развивающая функция: передача и развитие культурных норм и ценностей через формирование исследовательских умений. 4.3. Воспитательная функция: воспитание исследовательского стиля мышления через взаимодействие в исследовательском коллективе. 4.4. Научное общество обучающихся функционирует в единстве учебно-исследовательского и проектно-исследовательского аспектов.
Работа НОУ осуществляется в нескольких направлениях:
- отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка литературы, оказание помощи младшим при подготовке докладов, изготовлении наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.) - работа с обучающимися, помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др..
^ Включение НОУ в учебный процесс предполагает: 6.1. Движение к цели: создать условия для всестороннего развития способностей, способов деятельности и удовлетворения потребностей личности в образовании; 6.2. Достижение результата: свободная, творческая личность, способная к самоопределению, целеполаганию и выбору профессии. 6.3. Организацию целостного педагогического процесса. Целостный педагогический процесс – это: - включение в учебный план, кроме стандарта в содержании образования, гимназического компонента образования, углубленного изучения отдельных предметов, занятий проектно-исследовательской деятельностью; курсов, ориентированных на предпрофильное и профильное определение; обязательного сотрудничества обучающихся и педагогов через повышение квалификации и научно-исследовательской деятельности последних; - включение в организационно-управленческий компонент научно-исследовательской деятельности через научное общество учителей и обучающихся.
7.1.Научное общество обучающихся рассматривается нами как динамическая система, жизнедеятельность которой обеспечивается постоянным регулированием и координированием как процессов, происходящих в ней, так и взаимодействий и взаимоотношений ее подсистем. 7.2.Достижение целей НОУ предполагает необходимость руководства и подчинения, распределения функций и обязанностей между его членами, создания организационной структуры с четким определением вертикальных и горизонтальных связей, отраженных в нормативных документах НОУ. 7.3. Высшим органом НОУ являются общее собрание членов научного общества обучающихся, проводимое не реже двух раз в год. На общем собрании принимаются основные документы НОУ, подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных подразделений, объединений, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности. 7.4. Руководство работой НОУ между собраниями, подготовку и проведение собраний, экспедиций, конференций осуществляет Совет НОУ, куда входят руководитель НОУ, президент, ученый секретарь, представители обучащихся, избранные на общем собрании. Решения совета принимаются простым большинством от числа участвующих в заседании членов Совета. Совет НОУ учреждает и присуждает поощрения за научно – исследовательские достижения обучающимся и руководителям. 7.5. Президент НОУ избирается из числа обучающихся открытым голосованием сроком на один год и возглавляет вместе с руководителем общества совет НОУ. 7.6. Совет НОУ представляют обучающиеся 5-11классов. Совет собирается один раз в четверть. 7.7. Ежегодно в апреле проходят фестиваль творческих способностей обучающихся «Ступень к успеху» и итоговая научно-практическая конференция «?», на которых все участники общества отчитываются о проделанной работе, а также определяются победители в творческих номинациях. 7.8 Руководитель НОУ назначается директором школы из числа педагогических работников.
8.1. Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков. 8.2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных подходов поддержки и развития одаренных обучающихся. 8.3. Создание системы взаимодействия со школами всех типов, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями, благотворительными фондами и родителями обучающихся для выявления и воспитания одаренных детей. 8.4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся . 8.5. Составление программ, разработка проектов и тем исследований, организация участия в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках. 8.6. Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций. 8.7.Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами. 8.8. Встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов. 8.9. Подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.
9.1. Индивидуальная и групповая работа обучающихся под руководством учителей и специалистов на базе МАОУСОШ № 1. 9.2. Конференции, слеты и конкурсы с выставками творческих работ обучающихся. 9.3. Олимпиады и турниры по различным областям знаний. 9.4. Интеллектуальные игры по развитию познавательных интересов и творческих способностей. 9.5. Одно- и многопрофильные научно-методические лагеря и сборы, школы одаренных в каникулярное время. 9.6. Информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие научного творчества обучающихся.
10.1. Теоретические методы: - операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д., - методы-действия: выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез, т.д. 10.2. Эмпирические методы: - операции: наблюдение - по характеру объекта делится на сплошное, выборочное, по способу получения информации – на непосредственное, инструментальное, опрос, тестирование и т.д. - методы-действия: обследование, мониторинг, эксперимент (например, в образовании делится на: констатирующий, обучающий, сравнительный, контролирующий).
11.1. Научно-поисковыми работами в НОУ считаются следующие: - освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны известные ранее; - связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученные в результате самостоятельной работы; - по конструированию аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое в решение научно-практических задач; - содействующие совершенствованию школьных экспериментов. К работе должны прилагаться: - список используемой литературы; - рисунки, чертежи, фотоснимки, графики, карты; - рецензия научного руководителя. 11.2. Изучение литературы по исследовательской проблеме. Усвоение научной информации. • Библиографирование литературы по теме исследования. • Реферирование литературы по изучаемому вопросу. • Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников. • Использование технических средств для переработки информации. 11.3. Планирование и проведение исследования. • Определение, формулирование целей, задач исследования. • Формулирование гипотезы исследования. • Выбор оптимального варианта структуры исследования. • Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта. • Оценка практической эффективности исследования. • Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований. • Проверка результатов, исправление ошибок. • Подготовка материального оснащения эксперимента. 11.4 Оформление и защита результатов исследования. • Обоснование выводов. • Составление отчета о проделанной работе. • Использование символики, графических средств при оформлении отчета. • Подготовка доклада, написание статьи. • Защита перед аудиторией своих выводов. 11.5. научно-исследовательской работы учащихся: Формирование исследовательской культуры. Формирование исследовательских навыков. Формирование навыков доказательства эвристического и логического мышления 11.6. Основные направления сотрудничества в НОУ: ученик – учитель, ученик – ученики в диадах и в триадах, общегрупповое взаимодействие коллектива учащихся, общегрупповое взаимодействие всего коллектива НОУ (включая учителей), коллектив учащихся – руководитель НОУ, коллектив руководителей исследовательских работ (ИР) учащихся – руководитель НОУ, руководитель НОУ – ученик(-и), руководитель НОУ – руководитель ИР. 11.7 ^
11.8. ^
11.9. ^ - актуальность исследования, определяющая его важность для решения реальных проблем и характеризующая потенциальную ценность его результатов; - практическая значимость исследования; - степень новизны исследования (нет новизны; субъективная новизна (под которой подразумевается неизвестное в индивидуальном опыте исследователя научное знание, но известное, как правило, в общественном опыте); объективная новизна); - соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам исследования; - аргументированность и доказательность в изложении материала, подразумевающая использование современных методов исследования, наличие достаточного фактического материала, его логическую обработку; - степень раскрытия темы (тема не раскрыта, раскрыта частично, раскрыта полностью); - культура оформления материала, требующая анализа источников, грамотного проведения эксперимента, ясности изложения. 11.10. ^ - качество структуры доклада: композиция, логичность изложения, аргументированность, объем тезауруса; - культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внимания аудитории, чувство времени; - эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии; - качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность.
1. Выбор темы исследования. При выборе темы необходимо учитывать два критерия: субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя; объективный: а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) практическом отношениях; б) тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение). 2. Формирование цели исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы. 3. Знакомство с литературой по данной проблеме необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы. Сначала придется заняться поисками литературы, поскольку полноценное ее изучение – обязательное условие успешности выполняемого исследования. После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним: а) занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, т.е. начать формирование собственной картотеки по теме; б) целенаправленно начать конспектирование (выписывание цитат), исходя из задач исследования. Что дает исследователю работа с литературой ? ориентация в выбранной области научного исследования, в т.ч. есть необходимая информация о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно исследователь может четко оценить и сформулировать актуальность темы; возможность написать главу работы «Обзор литературы»; возможность сформулировать задачи исследования, конкретизировать цель и разработать его план; способность проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с данными других исследователей. 4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы. 5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи. 6. Составление плана работы на весь период исследования. 7. Написание программы исследования , которая включает в себя следующие положения: основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность); цель, задачи исследования; описание методики выполнения работы; календарный план. 8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике. Например: в экологических исследованиях этот этап подразделяется на подъэтап полевых работ (или эксперимент в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов. 9. Анализ результатов работы - сопоставление их с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д. 10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.
13.1. Членами НОУ могут быть обучающиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству. 13.2. Члены НОУ обязаны: самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники и искусства; участвовать в пропаганде знаний; активно работать в творческих группах; отчитываться о своей работе в творческой группе; участвовать в конференциях, научных сессиях, экспедициях; быть примером высокой культуры. 13.3. Члены НОУ имеют право: быть избранными в ученический Совет членов НОУ; работать в одной или нескольких творческих группах; участвовать в работе учебно-методических сборов, профильных лагерей, школ одаренных и творческих экспедициях; получить характеристику о своей научно-исследовательской и общественной деятельности в секции, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при поступлении в ВУЗ; выбирать темы исследования, получать методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов, предоставлять результаты работы вместо аналогичных учебных заданий для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, 13.4. За активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к награждению и поощрению. 13.5. Лучшие достижения творческих групп и непосредственно членов НОУ могут быть рекомендованы для опубликования в различных сборниках, в т.ч. в сборнике НОУ «Крылья», а также для участия в региональных, российских конкурсах, конференциях. |