Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 137.71 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата публикации23.05.2013
Размер137.71 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Культура > Программа
VІІ. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норповедения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

^ Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Организация работы ГОУ СОШ №80 по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

^ Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
^ Здоровьесберегающая инфраструктура ГОУ СОШ №80 включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
^ Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

• ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
^ Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организацию занятий по лечебной физкультуре;

• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.
^ Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Здоровое поколение».
^ Школьная программа «Здоровое поколение»

Цели: воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Планирование занятий по обучающей программе «Здоровое поколение»

Класс

Тема занятия

Форма проведения

1 кл


1. Самопознание. Я и мое тело (общее представление о строении человека). Что я в себе вижу? (мой рост, телосложение, цвет глаз, волос, пол). Осанка - стройная спина.

2. Я и другие (мир людей, которые меня окружают). Я и мой класс (зачем мы вместе). Правила поведения в школе.

3. Гигиена тела (уход за волосами, ногтями, зубами). Сколько надо спать ребенку младшего школьного возраста?

4. Питание и здоровье (зачем люди едят, правила поведения за столом, в школьной столовой).

5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма (как ты добираешься от дома до школы). Правила поведения на перемене.

6. Культура потребления медицинских услуг (школьный медицинский кабинет)

7. Предупреждение употребления психоактивных веществ

8. В поисках красоты (уют, чистота класса – дело общее)

беседа

беседа, игра

викторина

викторина

рисунок, беседа

экскурсия в медицинский кабинет

сказка «Дуть и пугать»

беседа

2 кл

1. Самопознание (почему мы болеем). Что такое здоровый образ жизни.

2. Я и другие (дружба, нормы поведения).Моё настроение в школе и дома (от чего оно зависит и как влияет на меня и окружающих)

3. Гигиена тела (режим дня). Забота о глазах – главных помощниках человека.

4. Питание и здоровье (здоровая пища для всей семьи).Как ты питаешься в школе.

5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма (городской транспорт, правила для пешеходов)

6. Культура потребления медицинских услуг (польза прививок)

7. Предупреждение употребления психоактивных веществ (вредные привычки, наносящие вред здоровью).

8. В поисках красоты (красота в жизни человека)

беседа с волонтерами (старшеклассники, работающие с младшими школьниками)

игровые ситуации

викторина ,беседа

беседа, обсуждение

викторина, игровые ситуации

беседа с медицинским работником

беседа

экскурсия в музей

3 кл

1. Самопознание (здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам).

2. Я и другие (способы конструктивного решения конфликтных ситуаций).

3. Гигиенические правила (выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями)

4. Питание и здоровье (вредные и полезные продукты).

5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма (опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки).Предосторожности при обращении с животными.

6. Культура потребления медицинских услуг (осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома)

7. Предупреждение употребления психоактивных веществ (вред табачного дыма; что такое алкоголь, чем опасно его употребление)

8. ^ В поисках красоты (каждый мечтает быть красивым)

беседа по литературным произведениям

тренинговое занятие

беседа, обсуждение,

рисунок

беседа с волонтерами (старшеклассники, работающие с младшими школьниками)

беседа, ситуационные игры

беседа с медицинским работником

беседа

4 кл

1. Самопознание (эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, переживания. Способы проявления эмоций и выражения чувств).

2. Я и другие (семья, правила семейного общения, права и обязанности ребенка в семье)

3. Гигиена тела (активный и пассивный отдых, гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению). Правила работы на компьютере.

4. Питание и здоровье (лекарственные растения, ядовитые растения и грибы).

5. ^ Основы личной безопасности и профилактика травматизма (профилактика бытового травматизма: пиротехнические средства, острые предметы. Опасности открытого окна, катания на перилах)

Оказание первой помощи.

6. ^ Культура потребления медицинских услуг (поликлиника и вызов врача на дом, служба 03, неотложная помощь, служба спасения)

7. Предупреждение употребления психоактивных веществ (поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества)

8. ^ В поисках красоты (красота человеческой души, спешите делать добро)

обсуждение фильма-ролика «Колобок и Колобошка»

беседа

беседа с волонтерами (старшеклассники, работающие с младшими школьниками)

беседа с волонтерами (старшеклассники, работающие с младшими школьниками)

беседа, обсуждение

беседа с медицинским работником

беседа с медицинским работником

беседа, обсуждение



Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

• интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• факультативные занятия;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

• организацию дней здоровья.
^ Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни мбу школы №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования Культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница