Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова»




Скачать 145.34 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова»
Дата публикации24.05.2013
Размер145.34 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Культура > Программа
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

МОУ «Школа №3 имени И.А. Флёрова»

Введение

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);


Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в МОУ «Школа №3 имени И.А. Флёрова»

Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  • пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);

  • формировать установки на использование здорового питания;

  • развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; (использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей),

  • научить следовать рекомендуемому врачами режиму дня;

  • формировать знания о негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

  • развивать готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным привычкам.


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни содержит:

  1. Характеристику контингента учащихся с позиции реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в МОУ «Школа №3 имени И.А. Флёрова»

  2. Создание здоровьесберегающей среды.

  3. Использование возможностей УМК «Школа России», «Школа 2100» в образовательном процессе.

  4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

  5. Реализация дополнительных образовательных программ.

  6. Просветительская работа с родителями (законными представителями учащихся).

  7. Оценка эффективности реализации программы.


7.1. Характеристика состояния здоровья контингента учащихся и факторы риска

№ п/п

Показатели (абсолютные)

Значение

1

Кол- во учащихся имеющих отклонения в здоровье (с понижением остроты зрения, с дефектом речи, со сколиозом, с нарушением осанки) до поступления в школу

24

2

Кол- во учащихся имеющих отклонения в здоровье (с понижением остроты зрения, с дефектом речи, со сколиозом, с нарушением осанки) с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет

25

3

Количество случаев травматизма в ОУ

1

4

Количество учащихся состоящих на учете в учреждениях по причине алкогольной и наркотической зависимости

0

5

Кол-во учащихся, переведенных на домашнее обучение по состоянию здоровья

10

Динамика травматизма – количество травм, полученных учениками на территории школы, в расчете на число обучающихся (данные за последние три года)
2007 – 2008 – нет (0 %)

2008– 2009 – 1 чел.(0,1 %)

2009 – 2010 - 1 чел.(0,1 %)
На основе анализа выделены следующие факторы риска: понижение остроты зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушение осанки…
^ 7.2. Создание здоровьесберегающей среды в МОУ «Школа №3 имени И.А. Флёрова»
2.1. В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

- 2 спортивных зала

- медицинский кабинет

- кабинет педагога-психолога

- логопункт

- школьный буфет на 60 мест

-учебные кабинеты – 24

п/п.

Наименование

1

Кнопка тревожной сигнализации (вневедомственная охрана)

2

Автоматизированная система пожарной сигнализации с выводом на пульт 01

3

Наружное освещение территории школы электрическими фонарями городской электросети

4

Металлическое ограждение по периметру территории

5

Калитка запасного выхода с территории школы (калитка закрыта на замок, ключ находится на посту охраны)

6

Четыре запасных выхода из здания школы

7

Укомплектованность огнетушителями согласно нормы положенности

8

Внутренняя громкоговорящая связь

9

Проводные средства связи

10

Телефон с автоматическим определителем номера на посту охраны

11

Уголок по антитеррористической безопасности

12

Уголок по правилам дорожного движения

13

Уголок по правилам пожарной безопасности

15

Уголок по правилам действия при ЧС


Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Школьная столовая позволяет организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе работает медицинский кабинет.

Создана и работает служба медико-психологического сопровождения. Учитель логопед и школьный психолог на основании диагностики проводят коррекционные занятия с учащимися, консультации с родителями.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

^ Мероприятия по обеспечению безопасности:

  • постоянное обновление нормативных документов: инструкций, приказов, планов, регламентирующих деятельность должностных лиц по обеспечению безопасности учебно- воспитательного процесса;

  • контроль состояния охраны школы;

  • беседы, инструктажи по технике безопасности во время проведения учебного процесса и внеклассных мероприятий;

  • беседы, инструктажи по соблюдению мер безопасности при нахождении за пределами школы в свободное от занятий время;

  • ежемесячные тренировки по действиям при возникновении ЧС;

  • постоянное взаимодействие с управлением территориальной безопасности, подразделениями ФСБ и УВД, службами ГО и ЧС;

  • постоянный контроль пропускного режима.

7.2.2. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

п/п

Показатели (абсолютные)

Значение

1

Количество педагогов - психологов

1

2

Количество учителей - логопедов

1

3

Количество мед. работников

1

4

Социальных педагогов

1

5

Учителя физкультуры

3


7.2.3. В школе действует расписание полностью соответствующее СанПиН 2.1.2.2645-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса». Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

^ 7.3. Использование возможностей УМК «Школа 2100», «Школа России» в образовательном процессе

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК «Школа 2100», «Школа России».

УМК «Школа 2100», «Школа России» способствуют созданию здоровосберегающей среды обучения; формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
7.3.1. В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Школа 2100», «Школа России» обеспечивают организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребёнка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу для подведения детей к единому стартовому уровню.

Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплектов предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимают излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
7.3.2. Вопросы и задания УМК «Школа 2100», «Школа России» помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Учебно-методические комплекты дают возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Особое значение в реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» имеют социальные проекты. В УМК «Школа 2100», «Школа России» проектная деятельность учащихся выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реальной самостоятельной деятельности учащихся, в которой только и может происходить самоопределение, осуществляться морально-нравственный выбор не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакль для детей детского сада (детского дома), поздравление ветеранам, праздник для родителей и многое другое.

^ 7.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурно-оздоровительная работа в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Система физкультурно-оздоровительной работы школы включает:

— проведение уроков физической культуры - 3 часа в неделю;

— организацию динамических перемен;

— организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

— организацию работы спортивных секций – дзюдо, баскетбол, гандбол;

— регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:

  • «Дни здоровья» – апрель; сентябрь,

  • «Весёлые старты» – ноябрь, январь, март

  • соревнования по футболу - сентябрь, май

  • соревнования по шахматам – ноябрь, январь, март

  • праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» – апрель

  • неделя Здоровья – ноябрь,

  • декада Здоровья - апрель


^ 7.5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

В школе реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:




Автор, наименование программы

С какого времени реализуется в ОУ

Классы, количество учащихся

1

«Все цвета, кроме черного» авторы: Макеева А.Г., Филиппова Т.А., Безруких М.М.

С 2004-2005

учебного года

2 кл (120 ч.), 3 кл (120ч.)

4 кл (120ч.), 5 кл (78 ч.)

6 кл (96ч.)


2

«О правильном питании»

авторы: Макеева А.Г., Филиппова Т.А., Безруких М.М.

С 2010-2011 учебного года

1 кл ( 120ч.)


^ 7.6. Работа с родителями (законными представителями учащихся) по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».
Школа стремиться привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

1. Ведётся просветительская работа:

— Лекции специалистов (психолог, врач, логопед);

— Уроки духовно-нравственного содержания для родителей (проводит учитель по материалам учебников, приглашённый священник...);

— Круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей;

— Родительские собрания, лекторий:

1

Лекторий для родителей по параллелям:

«Адаптация первоклассников»

« Гармония общения – залог психического здоровья ребенка»

«Духовно – нравственные основы семьи»

«Профилактика табакокурения и употребления спиртных напитков»

«Психо - физиологические особенности детей разных возрастных групп



сентябрь

сентябрь
ноябрь
февраль
март

2

Индивидуальные консультации психолога, логопеда, социального педагога

сентябрь - май




Проведение тематических родительских собраний по сохранению и укреплению здоровья школьников:

«Режим и здоровье школьников»

«Вредные привычки»

«Все о вакцинации»

в течение года по плану классных руководителей




Круглый стол: «Семейные конфликты и их последствия»»

ноябрь




Тренинг обучения здоровому жизненному стилю

В течение года

2. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе:

  • «День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные соревнования и активно участвуют в них);

  • «Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей);

  • «Папа, мама, я — спортивная семья» (соревнуются семейные команды);

  • выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей);

  • создание библиотеки детского здоровья, доступной для родителей;


^ 7.7. Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Мониторинг проводится 2 раза в год – сентябрь и май.

Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни мбу школы №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования Культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Современная школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница