Министерство образования Российской Федерации
УТВЕPЖДАЮ Заместитель Министра
образования Российской Федерации
_______________В.Д. Шадриков “27 " марта 2000г
Регистрационный № 226 тех\бак
ГОСУДАPСТВЕHHЫЙ ОБPАЗОВАТЕЛЬHЫЙ СТАHДАPТ
ВЫСШЕГО ПPОФЕССИОHАЛЬHОГО ОБPАЗОВАHИЯ
Направление 560900 Лесное дело Степень (квалификация) - бакалавр лесного дела Вводится с момента утверждения
Москва 2000г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
560900 – ЛЕСНОЕ ДЕЛО
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр лесного дела
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 560900 Лесное дело при очной форме обучения 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1.Объекты пpофессиональной деятельности выпускника.
Объектами пpофессиональной деятельности выпускников являются леса, технологические пpоцессы по воспpоизводству, улучшению поpодного состава, качества лесных насаждений и повышению их пpодуктивности; сбеpежение, охpана, защита и pациональное использование земель лесного фонда, лесопарки, парки, естественные и искусственные ландшафты.
Виды пpофессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению 560900 Лесное дело подготовлены к научно-исследовательской деятельности.
Выпускники по направлению 560900 Лесное дело могут адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
-научно-исследовательской;
-производственно-технологической;
-организационно-управленческой;
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разработанной вузом.
.
Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению 560900 Лесное дело подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
Научно-исследовательская деятельность:
Проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
Участие в выполнении экспериментов;
Проведение наблюдений и измерений, составление их описания, анализ результатов и формулировка выводов;
Разработка новых методов испытаний технологических процессов лесного хозяйства, лесовосстановления и ландшафтного строительства (в составе творческого коллектива).
Производственно-технологическая деятельность:
Организация технологических процессов лесовозобновления, посева, посадки и ухода за лесными культурами, защиты и охраны леса, реализации проектов ландшафтного строительства;
Организация лесного мониторинга;
Организация отвода и приемки лесосек;
Организация учета леса и лесопродуктов;
Организация проведения метрологической поверки применяемых средств измерений.
Организационно-управленческая деятельность:
Организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений при наличии различных вариантов решения поставленной задачи;
Оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого уровня качества технологического процесса и экологических последствий;
Осуществление технического и экологического контроля и управления качеством технологических процессов лесохозяйственных мероприятий.
Квалификационные требования к выпускнику.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
Изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области рационального ведения лесного хозяйства и лесокультурного дела, в области учета лесного фонда и проведения мониторинга, в области защиты и охраны флоры и фауны леса в области садово-паркового и ландшафтного строительства;
Участвует в проведении научных исследований или выполнении технологических разработок в области лесного хозяйства, садово-паркового и ландшафтного строительства;
Осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
Принимает участие в испытаниях опытных технологий;
Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
Выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, метрологическому и техническому контролю;
Участвует в разработке методических и нормативных материалов, технической документации и способствует их практическому применению;
Участвует в работах по проведению исследований, связанных с испытанием оборудования, технологических процессов и внедрением их в эксплуатацию;
Изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, результаты проведенной работы, обобщает и систематизирует их с использованием современных технических средств;
Участвует в составлении графиков работ, оформлении заказов, заявок, а также установленной отчетности по утвержденным формам;
Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил, нормативных документов;
Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективное ведение лесного и садового- паркового хозяйства и работы предприятия, учреждения, организации.
Бакалавр должен знать:
Постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные и руководящие материалы касающиеся ведения лесного и садового-паркового хозяйства и выполняемой работы;
Перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
Методы исследования, правила и условия выполнения работ;
Принципы работы, конструктивные особенности и технические характеристики используемых технических средств;
Методы проведения технических и технологических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
Экологические последствия использования технических средств и технологических приемов;
Достижения науки, техники и технологии, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, соответствующей выполняемой работе;
Основы экономики и менеджмента;
Основы трудового законодательства, правила и нормы по охране труда и окружающей среды, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Возможности продолжения образования выпускника.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
В магистратуре по направлению 560900 Лесное дело;
Освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированных специалистов 656200 Лесное хозяйство и ландшафтное строительство.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. ^
3.1 Образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям её реализации и срокам её освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентоа, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4.Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:
Цикл ГСЭ - Общие гуманитаpные и социально-экономические дисциплины.
Цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины
Цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины
Цикл СД - Специальные дисциплины
ФТД - Факультативы
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
^
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| ^
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык:
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования;
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении;
Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;понятие об обиходно- литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико–грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСЭ.Ф.02
| ^
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества;
| 408
|
| Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культу ры для оптимизации работоспособности;
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально - прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
|
| ГСЭ.Ф.03
| Отечественная история:
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории;
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1–ХПвв.; социально – политические изменения в русских землях в ХШ – ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы;
Формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия;
Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру;
Роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных
|
|
| Процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма;
Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика;
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их результаты и последствия; российская эмиграция; социально- экономиче-ское развитие страны в 20–е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика;
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война;
Социально-экономическое развитие; общественно-политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития;
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 – 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.;
Становление новой российской государственности (1993 -1999 гг.); Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
| ГСЭ.Ф.04
| Культурология:
Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология: культурология и история культуры:
Теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы
|
|
| Культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;
Культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация
|
| ГСЭ.Ф.05
| Политология:
Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики;
История политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания; историческая динамика;современные политологические школы; гражданское общество; его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы; политические партии; электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации;
Методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
|
| ГСЭ.Ф.06
| Правоведение:
Государство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права;
|
|
| Источники российского права; закон и подзаконные акты; система российского права; отрасли права; правонарушение и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; конституция Российской Федерации – основной закон государства; особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; наследственное право; брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву; трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение; административные правонарушения и административная ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений; экологическое право; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности; правовые основы защиты государственной тайны; законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
|
| ГСЭ.Ф.07
| Психология и педагогика:
Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтоге неза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психическиепроцессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия;
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная
|
|
| Система России; цели, содержание, структура непрерывного образования; единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.
|
| ГСЭ.Ф.08
| Русский язык и культура речи:
Стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использование элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль; сферы его функционирования; жанровые разнообразия; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка в служебных документах; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль конструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе;
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность, выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные
|
|
| Направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
|
| ГСЭ.Ф.09
| Социология:
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальные организации; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений;
Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.
|
| |