Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников»




Скачать 77.19 Kb.
НазваниеСтатья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников»
Дата публикации19.06.2013
Размер77.19 Kb.
ТипСтатья
litcey.ru > Культура > Статья
СТАТЬЯ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ПО ТЕМЕ :

«Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» учителя истории и обществознания МОУ гимназия №1 г.Туапсе Перелыгиной Галины Юрьевны.

Существует много путей развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка, но индивидуальная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. На научных конференциях, симпозиумах, съездах широко практикуются творческие исследовательские работы учеников. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности осуществляется через урок, на занятиях дополнительного образования, защите проектов, рефератов, через поисково – творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Процесс обучения началам научного исследования – это поэтапное, с обязательным учетом возрастных особенностей, целенаправленное и последовательное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения и особенно одаренным. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, любознательность, желание самостоятельно добыть истину – обязательные признаки детской психологии. Каждый современный человек, будь то родитель ,учитель или школьник мечтает об учении с «увлечением», о какой – то принципиально другой школе – «школе радости», где интересно учиться, где основной вид деятельности ребенка – творческий поиск. На мой взгляд решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть «проблемным», т.е. содержать элементы исследовательского поиска и эвристическое начало. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, стоиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания, развить творческую и познавательную активность ребенка, Но решение это не доведено до уровня практического использования в массовой школе.

Рассмотрим последовательность и общие методические рекомендации исследовательской практики детей.

В современной педагогике выделяется три уровня исследований школьников:


  1. Учитель ставит проблему, сам намечает пути ее решения. Решение в таком случае самостоятельно находит ребенок.




  1. Преподаватель выводит проблему, но поиск методов ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.




  1. На высшем третьем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.


Исходя из своей многолетней практики преподавания истории и обществознания в гимназии утверждаю, что даже ученики среднего звена способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности.

Рассмотрим алгоритм малой исследовательской работы - эмпирического исследования.

Этот вид работы особенно важен с точки зрения их творческого развития, а так же для накопления информации. В качестве примера таких исследований рассмотрим исследовательские поиски учеников среднего звена по обществознанию.
^ Рождение идеи.

Во время обсуждения темы современного избирательного права, учитель утверждает, что большинство граждан добросовестно и ответственно подходят к вопросу об исполнении своего активного избирательного права, закреплённого за ним в Конституции РФ-основном законе нашей страны.

- А мои родители не ходят на выборы. Разве они не имеют а это право?

Возразить нечего! Справедливо.

-А как ты считаешь, правы ли они отказываясь от своего конституционного права.

Маша задумалась.

-Давай попробуем исследовать эту тему. Назовём её «Исследование причин низкой избирательной активности и пути ее повышения».
^ Выбор методов исследования.

Стали подбирать метод.

-Очень просто!- заявила Маша,- научите меня составлять тесты . Давайте начнем вместе ,а продолжу я сама.
^ Сбор материала.

Используя текст учебника, дополнительную литературу, текст Закона о выборах , Маша собирает материал и составляет первичные тесты. Вместе со мной мы дорабатываем их и составляем опросные листы Ученица ограничилась минимальной выборкой и провела тесты среди одноклассников ,знакомых и родных. В результате ,по подсчитанным ею средним показателям была составлена собственная нехитрая шкала и схемы.
^ Обобщение полученных данных.

А теперь пользуясь полученной шкалой Маша занялась подготовкой выводов и систематизацией данных своих исследований .Но самым главным она считала то, что благодаря её исследованию возможно добиться результата. Очень важно ,что её заинтересованность позволила ей, непросто следовать в русле чужих мыслей ,а пропустить всё через себя. И получив новые знания, и создать нечто новое и исключительно любопытное.
^ Подготовка и защита проекта.

Этот этап работы при данной теме исследования не вызвал особых трудностей. Были кратко описаны, снабжены результатами анкетирования различных людей. Данный проект был представлен на строгий суд одноклассников. Но сделана работа на столько хорошо и осмысленно, Что никакими вопросами оппонентам не удалось дискреди - тировать или поколебать авторские позиции. Заинтересованные одноклассники задумались о выборе своих, не менее проблемных тем для исследований.

Одной из важнейших задач поэтапного формирования исследовательской культуры школьников является совершенствование умений и навыков анализа, обучение проникать в сущность явлений, анализировать в единстве форму и содержание. Важно научить различать рациональный и нерациональный способы работы, завершать логической оценкой теоретический анализ; учить разделять информацию на логические части, сравнивать их, отделяя главное от второстепенного, формулировать смысловые опорные пункты, выделять главное в практической и организационной работе.

Рассматривая структуру исследовательской работы ребенка надо заметить что она как и исследование взрослого ученого неизбежно включает следующие основные этапы:

- выбор темы исследования, постановка проблемы;

- выдвижение гипотез;

- предложение и поиск возможных вариантов решений;

- подбор материала;

- обработка и обобщение полученных данных;

- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет);

- защита проекта.

Исследовательская деятельность как и всякое творчество, эффективна и возможна только на добровольной основе. У детей желание что–либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Навязанная учителем тема, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не дает. Суметь услышать, понять, почувствовать интерес ученика – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Помочь ученику, подвести его под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки,- задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Может показаться, что первое правило противоречит второму. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема – результат находящийся на грани правил. Искусство учителя при проведении данной работы в том и состоит чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который тот считал бы «своим выбором».

Исследовательская тема должна быть оригинальной, в нем необходимо присутствие элемента неожиданности, необычности. При этом выбранная тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у школьника среднего звена невысока, ограничена она и у старшего школьника. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно.

Выбирая тему исследования для конкретного ученика надо учитывать

  1. ^ Возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи: ее формулировка и отбор материала для решения поставленных задач. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения с различной степенью глубины исследований.

  2. ^ Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению, что рождает пустословие. Это не только не содействует, а напротив существенно мешает развитию творческого мышления, которое основывается на доказательном исследовании и надежных знаниях.


После того, как мы выбрали проблему ,начинается поиск её решений. Этот процесс протекает в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознается учеником в форме гипотезы ,последняя выступает как результат мы мыслительного процесса , как его закономерный итог.

Одним из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

. Этот процесс обязательно требует оригинальности и гибкости мышления , а так же решительности и смелости. Гипотезы возникают как результат логических

рассуждений в итоге интуитивного мышления.


Гипотезой называется предположительное, вероятное значение ,еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом .Это предвидение событий , их предсказание

.Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить ,и она становится теорией, а если опровергнуть – прекращает свое существовании, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

.
Гипотеза в отличии от простого предположения, должна обоснованной указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований , направленных на развитие творческих способностей ребенка ,важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше – тем лучше». Для нас актуальны любые , самые фантастические гипотезы, даже «провокационные идеи».
Сама по себе гипотеза может стать важным фактором ,мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребенка.


Обычно способы проверки гипотез делят на две группы: «теоретическую» и «эмпирическую». Первые предполагают опору на логику, анализ других теорий, в рамках которых данная теория выдвинута .Эмпирические методы проверки предполагают эксперимент.

Подводя итог выше изложенному можно сделать следующие выводы:
1.Исследовательская культура школьников может и должна формироваться на ранних стадиях обучения истории и обществознанию.
2.Уже в среднем звене школы начать формирование навыков элементарного творческого анализа при анализе различной учебной информации ,при практических действиях и наблюдениях; анализировать в единстве форму и содержание.
3.Работая с учеником над малой научнои работой ,обучать его умению завершать анализ логической оценкой .Определять логическую последовательность, формулировать смысловые опорные пункты.
4.В своей работе учителю необходимо постоянно использовать такие формы работы, как и научные конференции, симпозиумы, конгрессы и другие. Главной целью которых ,как впрочем и других форм и методов обучения и воспитания детей, является формирование всесторонне и гармонически развитой личности..

Похожие:

Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconАнализ работы мо учителей истории и обществознания мбоу сош №15 ст....
...
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconМетодические рекомендации по содержанию исследовательской работы учащихся
Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской...
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconНаучно-методический журнал «Вестник практической психологии образования»...

Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconДоклад по теме: «Инновационный опыт организации проектно-исследовательской...
Теме: «Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся» будет полезен для учителей, занимающихся...
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconЭлективный курс «Село Новое-Томышево малая частица великой р оссии». п г. т. Новоспасское 2008г
Из опыта работы учителя истории и обществознания Ново-Томышевской основной общеобразовательной школы Асанова Р. Ф
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconСтатья в научно-литературный журнал учителя начальных классов Муниципального...
Достижения отечественной педагогики и психологии в создании новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению...
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconКонференция проводится с целью выявления и поддержки одаренных школьников,...
Городской центр «Дарын», гу «Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костаная» проводят I открытую региональную...
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconViii всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры
Российской Федерации, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, специализированные научно-исследовательские, научно-проектные...
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconМетодические рекомендации по формированию духовности и гражданского...
Формирование духовности гражданского самосознания школьников в учебно-воспитательном процессе
Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» iconМежшкольная Гуманитарная Интеллектуальная Ассоциация (мгиа) «Клуб...
Межшкольная Гуманитарная Интеллектуальная Ассоциация (мгиа), «Клуб Любителей Истории и Обществознания»(клииО) приглашает Вас принять...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница