Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси




Скачать 42.64 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси
Дата публикации19.06.2013
Размер42.64 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению

на фольклорном материале народов ханты и манси

(из опыта работы)
Исследовательская деятельность по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси решает главную задачу – патриотического воспитания учащихся, которое начинается с любви к «малой Родине», к ее культуре, к ее духовному наследию.

Устное народное творчество выступает как хранитель философских, нравственных и эстетических ценностей народа. Сказки Югорской земли не являются исключением, в них в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.

Но, к сожалению, современный читатель не всегда представляет, насколько оригинален и своеобразен мир ханты и манси, нашедший отражение в сказках. Подтверждением этому являются результаты анкетирования, проведённого среди учащихся МОУ СОШ №8 города Радужный на предмет знания сказок народов ханты и манси, которое показало, что только 16% опрошенных читают эти сказки, При этом требуется отметить, что 73% респондентов считают, что необходимо знать творчество коренных жителей.

В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира, - этим и обусловлен выбор темы исследования: «Анимистическое начало в художественных образах богов и духов сказок народов ханты и манси».

Гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.

Цель работы: исследовать неразрывно связанный с природой мир богов и духов обских угров в народных сказках, представить своё творческое видение образов божеств Югорской земли.

Всё это определяет задачи исследования:

  • проанализировать и раскрыть многообразие художественного мира богов и духов сказок народов ханты и манси;

  • классифицировать богов и духов по нравственной и социальной принадлежности;

  • составить алфавитный словник богов и духов;

  • раскрыть самобытность, духовное богатство культуры обских угров;

  • представить собственное творческое видение образов богов и духов в иллюстрациях;

  • популяризировать культуру коренных народов Югры.


Новым в изучении данного вопроса явилось следующее:

  • образы богов и духов, представленные в сказках народов ханты и манси, классифицированы по социальной и нравственной принадлежности;

  • культурологический и религиозный аспект данных сказок представлен в иллюстрациях югорских богов и духов, художественное изображение которых отсутствует в творчестве самих остяков.


При проведении данного исследования использовались как теоретические методы (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез), так и эмпирические (описание, сравнение). В процессе исследования также были использованы следующие методы, способствовавшие широкому охвату произведений устного народного творчества народов ханты и манси и глубокому, детальному анализу полученных результатов исследования:

  • текстуальный анализ содержания сказок народов ханты и манси;

  • изучение научной, публицистической, справочной и критической литературы;

  • диагностика учащихся на предмет знания сказок народов ханты и манси;

  • систематизация, каталогизация собранного материала, его статистическая обработка.


Исследование духовного мира сказок народов ханты и манси позволило прийти к следующим выводам:

  • анимизм – религиозное представление, о вере в духовные существа, в наличие собственной души и душ других существ;

  • составленный алфавитный словник богов и духов сказок народов ханты и манси подчеркивает многообразие духовного мира обских угров (в четырёхстах сказках упоминается 53 божества);

  • боги и духи сказок народов ханты и манси классифицированы по социальной и нравственной принадлежности;

  • созданные авторские иллюстрации художественных образов богов и духов к сказкам народов ханты и манси популяризируют культуру коренных народов Югры, способствуют пробуждению интереса к устному народному творчеству северных народов, в котором сокрыта сама мудрость, идущая из глубины веков и своеобразие мироощущения сказителей.

Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.

Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:

  • на уроках литературы, истории ХМАО-Югры и мировой художественной культуры; факультативных и элективных курсах;

  • на классных часах, посвященных краеведению;

  • на выставках школы искусств, библиотек, этнографических музеев.



Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризировать устное народное творчество коренных жителей. Поэтому предлагается использовать представленный в работе материал как дополнительное пособие по культурологическим дисциплинам, а также в качестве иллюстраций к сказкам народов ханты и манси.

Оригинальностью решения исследовательской деятельности является популяризация древней культуры обских угров через иллюстрирование богов и духов, художественное изображение которых отсутствует в творчестве самих остяков.
Алгоритм работы с учащимися:

  1. Выявление интереса учащихся к устному народному творчеству народов ханты и манси (социологический опрос);

  2. Выявление актуальности темы

  3. Формулирование гипотезы научного исследования.

  4. Составление перечня приемов и методов исследования

  5. Работа с научной литературой по теме

  6. Анализ собранного материала: классификация, ранжирование, составление диаграмм и т.д.

  7. Обобщение (синтез) полученных данных и подтверждение выдвинутой гипотезы.

  8. Составление списка литературы (информационных ресурсов)

  9. Оформление научной статьи


Похожие:

Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconПрограмма кружка " Исследовательская деятельность учащихся по краеведению"
Программа кружка "Исследовательская деятельность учащихся по краеведению" (авторская разработка Киця О. А.)
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconОрганизация и деятельность научного общества учащихся «Глобус» в...
На мой взгляд, одной из актуальных и эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса является учебно–исследовательская...
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси icon«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики»
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией...
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconИсследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент...

Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconСтатья Петраченко Л. Г., учителя математики
Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в образовании
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconСписок участников курсов повышения квалификации "Теория, образовательные...

Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconНаучно-исследовательская деятельность учащихся старших классов по...
Научное общество учащихся (ноу) моу сош 21 является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к...
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Учебно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых...
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconИсследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада
Автор доклада обосновал значимость развития у учащихся исследовательских навыков, раскрыл содержание понятия «исследование»
Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси iconИсследовательская работа включает следующие этапы
Решением проблемы является создание таких условий, в которых ученик может занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница