Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии




НазваниеВопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии
страница1/6
Дата публикации07.03.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ:

  1. Предпосылки возникновения социологии

  2. Становление социологии как науки

  3. Объект и предмет социологии

  4. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

  5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВА­НИЯ В СОЦИОЛОГИИ

  6. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

  7. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

  8. ИНТЕГРАЦИЯ

  9. ГРУППА

  10. ОРГАНИЗАЦИЯ

  11. ОБЩЕСТВО

  12. КУЛЬТУРА

  13. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  14. ЦЕННОСТЬ

  15. НОРМА

  16. ОТКЛОНЕНИЕ

  17. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

  18. ^ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

  19. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

  20. Социальная стратификация

  21. Социальная мобильность

  22. Власть

Литература:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и от­ветах: Учеб. Пос-е. М.: Гардарика, 1999.

2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая книга., 2000.

3. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. Для вузов. 2-е изд., доп., перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

^ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Пройдя относительно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой — изу­чение постоянно изменяющегося общества. Социо­логические исследования выявляют модели и за­кономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), по­чему определенные явления и события происходят именно в это время и в этом месте.

Многие социологические работы описательны, они показывают лишь внешние свойства со­циальных действий и событий. Результатом таких описательных исследований являются обычно гипотезы, касающие­ся различных социальных явлений. Эти гипотезы используются в последующих исследованиях, для выявления кореляционных связей и разработки теорий.

Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений; отклоняющегося пове­дения и семейной жизни. Выявлена взаимосвязь между социальным классом и воспитательными це­лями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства.

Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действи­тельности социолог сталкивается с весьма много­гранными взаимосвязанными социальными процес­сами.

Первостепенные объекты социологического ис­следования — общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и из­менение этих структур и процессов.

Социальные факты (этот термин употреблялся Дюркгеймом) являются, как правило, более широ­кими и многосторонними, чем в обыденном миро­восприятии. К социальным фактам относятся, на­пример, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица и мн. др. Такие факты возможно изу­чать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлеченными в их среду. (Например, социальный факт «преступ­ность»: экономические, психологические, пси­хические причины, образовательный ценз, нали­чие—отсутствие и качество мест досуга, алкоголизм, генетика и др.)

Уже из этих примеров видно, что социологию можно считать сложной наукой, поскольку: а) пред­мет ее исследования чрезвычайно многообразен, б) она рассматривает многопеременные причинные связи в сфере общества и культуры, в) она сталкивается с различными моделями изменяющихся со­циальных проблем.

Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология делится на эмпирическую и теоретич­ескую. В этом смысле ее можно считать «консерватив­ной» наукой. Радикальной же она является пото­му, что не оставляет ничего вне поля исследования, ни одна сфера человеческой деятельности для нее не запретна. Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она под­ходит к нему — критично.

Социология имеет свои специальные подходы и методы, ее основная цель — развитие социоло­гической теории. Социологическая точка зрения по-новому отражает мир и человеческий опыт.

Социология объективна в том смысле, что полу­ченные при исследованиях социологов знания мо­гут проверяться жизненной практикой других лю­дей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различны­ми ценностями, но исследователи стремятся по воз­можности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или по крайней мере изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. Веберу принесла известность его дифферен­циация эмпирического познания и оценки. Этот вопрос является дискуссионным и в настоящее вре­мя, и даже выражаются сомнения в возможности наличия в социальных науках свободных от цен­ностей высказываний вообще.

^ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВА­НИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Социолог использует в своих исследованиях ин­формацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, до­гадке или здравому смыслу, но собственно науч­ных знаний он может достичь только с помощью обоснованной методологии исследования. Как вы знаете под ме­тодологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследо­ванием.

^ Методология социологии определяет способы и методы сбора социологического материала для получения (обобщенно говоря) ответов на вопро­сы, почему те или иные явления и события происхо­дят в определенное время и в определенном месте. Методология указывает, какие именно методы ис­следования можно и рекомендуется применять в каждом случае. Социологические вопросы — это такие вопросы, на которые можно ответить с помо­щью наблюдаемых или подтверждаемых фактов.

Самыми распространенными из методов сбора информации для социологического исследования являются эксперимент, опрос и интервью, наблю­дение, а также использование статистики и доку­ментов.

Эксперимент. Ситуация эксперимента позволя­ет в специально контролируемых условиях изучать воздействие исследуемой переменной в эксперимен­тальной группе. Для выяснения воздействия про­водится замер до и после эксперимента в опреде­ленных ситуациях как в экспериментальной, так и в контрольной группах. При составлении экспери­ментальных и контрольных групп стремятся, за исключением экспериментальной переменной, к воз­можно большой одинаковости.

При социологическом исследовании часто труд­но создать контролируемую экспериментальную си­туацию, поэтому необходимо прибегать к различ­ным ситуациям, похожим на экспериментальную обстановку.

Опрос и интервью. Опрос и интервью называют­ся методом «survey». Это — общее освещение воп­роса, после чего данные подвергаются статистичес­ким обобщениям. Опросы являются, может быть, самыми частотными методами сбора информации, особенно с тех пор, как они стали распространять­ся, кроме социологии, и в других областях науки. Для опро­сов подходят лучше всего анкеты.

Интервью дает, благодаря своей многосторон­ности, хорошие исходные положения для весьма основательного исследования социального поведе­ния, различных общественных отношений, мнений и т. п. Успешность интервью во многом зависит от формулировки вопросов, от интервьюера, опраши­ваемого лица и ситуации интервью и, разумеется, также от актуальности изучаемой проблемы для опрашиваемого. Интервью является весьма резуль­тативным, но методологически сложным методом сбора информации.

Методы опроса и интервью включают в себя мно­го различных вариантов. Такими являются, в част­ности, групповые опросы и телефонные интервью.

Наблюдение. Социологу часто приходится в сво­их исследованиях прибегать к наблюдению для до­полнения и уточнения информации, полученной с помощью других методов. Причем само наблюде­ние также представляет собой метод сбора инфор­мации, так как путем участвующего (включенно­го) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведе­ния о явлениях, к которым другие методы не под­ходят. В качестве примера участвующего наблю­дения можно привести исследование тюремной общности, проведенное Й. Галтунгом, который сам находился в тюрьме как пацифист; неучаствующе-го наблюдения — исследование К. Брууна о нормах и обычаях употребления алкогольных напитков (не сделавшее автора поклонником Вакха).

Статистика и документы. Разные виды статис­тики предоставляют многосторонние возможности для социологических исследований. В официаль­ной и неофициальной статистике собрана инфор­мация об обществе и общественных явлениях в та­кой мере, что в них можно найти материалы для рассмотрения самых разнообразных проблем.

Различные газеты и журналы, теле- и радио­программы, кинофильмы, книги и письменные ма­териалы вообще — прекрасные исходные пункты для рассмотрения многих социальных явлений и проблем методом разбора содержания. Распростра­ненный в настоящее время дискурсионный анализ также успешно используется для интерпретации социальных отношений и социальных явлений. Статистика и документы в значительной степени обеспечивают объективность и научность социоло­гических исследований.

Выборка. Объект социологического исследо­вания бывает настолько широк, что практически невозможно проводить исследования этого объек­та в целом, исследуя каждую единицу опреде­ленной генеральной совокупности. Единственной альтернативой остается делать выводы на основе выборочной совокупности, репрезентирующей генеральную совокупность. С помощью различ­ных методов выборки, разработанных статисти­кой, из генеральной совокупности выбирается не­кая часть оптимальных параметров (т. е. отбор), которая и подвергается исследованию и изучению. Полученные таким образом результаты позволя­ют делать выводы о генеральной совокупности в целом.

К самым распространенным методам выборки относятся вероятностная выборка с помощью слу­чайных чисел и систематическая выборка с равным интервалом чисел. Когда генеральная совокупность состоит из различных групп, пожалуй, наиболее удобно использовать раздельную выборку, причем отбор берется из каждой группы. В исследованиях, охватывающих всю страну, возможно применятьт групповую выборку, в которой объекты исследования сначала разделяются на группы, из которых берутся отборы. Например, когда генеральной совокупностью являются ученики 1-4 классов сельских общин, отбираются сначала изучаемые общины, потом школы, классы и, наконец, ученики. Такой метод называется четырехступенчатой груп повой выборкой.

Модель исследования. Ниже представляется в виде резюме ход эмпирического исследования шаг за шагом. Даются те общие линии, которыми (с некоторыми их варьированиями) руководствуются исследователи:

  1. Постановка проблемы. Естественно, что проб­лема исследования является его исходным пунктом и сущностью.

  2. Ознакомление с ранее опубликованными ис­следованиями и литературой на данную тему.

  3. Выдвижение гипотезы. Проблема исследова­ния должна подвергаться экспериментированию и проверке. Для этого требуется пригодное к проверке утверждение, которое на первых порах определяет взаимосвязь переменных. Итак, гипотеза — это научно обоснованное предположение по существу исследуемой проблемы.

  4. Выбор метода сбора информации и анализа данных.

  5. Сбор информации.

  1. Обработка материала, анализ результатов. Собственно исследовательская работа: соединение, классификация, сравнение и статистическая про­верка информации, составление таблиц по полу­ченным данным и т. п. для проверки, опроверже­ния или подтверждения выдвинутой гипотезы и для нахождения ответов на поставленные вопросы.

  2. Выводы. Представление результатов иссле­дования, указание находок и упущений, невы­ясненных пунктов, оценка выполнения задачи исследования, обоснование теоретического и прак­тического значения полученных результатов; опре­деление в первом приближении перспективных исследований, вытекающих из результатов данного и т. п. Названные вопросы должны излагаться в публикуемом рапорте исследования.

Выше рассматривались преимущественно коли­чественные методы, т. е. методы, основанные на различных измерениях. Наряду с ними в социоло­гических исследованиях применяются также мето­ды, которые могут быть названы качественными, использующие так называемые «мягкие» материа­лы (напр. документы, дневники, письма). В них возможно использовать сложные статистические ре­шения, но прежде всего различные методы интер­претации, умозаключения и философскую трактов­ку. Все это связано с языковым выражением.

Современное социологическое исследование яв­ляется полиметодическим, т. е. оно использует од­новременно различные способы и методы для реше­ния проблем и обеспечения возможно большей надежности результатов.

Социологическое исследование представляет со­бой, упрощенно говоря, поиск ответов на пробле­мы, избранные самим исследователем или задан­ные ему.

^ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Цель социологического исследования — выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений, как и в любой науке дать удовлетворительное объяснение всему, что требует объяснения. Такое объяснение можно считать социологической теорией. Считается, что о теории можно говорить тог­да, когда имеются: 1) научный уровень знания или исследования и 2) систематически организованная терминология.

В самом широком значении к «теории» отно­сится все, что является формальным или отвле­ченным в противоположность эмпирическому. С по­мощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное преж­де всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры.

Хотя теория отражает сущность рассматривае­мого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Напри­мер, положение о том, что члены общества разде­ляются на социальные слои — не теория, а эмпи­рический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин этого деления представляет со­бой уже социологическую теорию.

^ Социологическая теория — это теория о соци­альных явлениях или обществе. На основе научной социологической теории можно делать определен­ные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляю­щей теории являются «понятия».

Забегая вперед, отметим, что теоретические поня­тия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус (подробно см. гл. 5). Можно выделить несколько типов социологичес­ких теорий.

  • Объясняющая теория выявляет и изучает со­циальные причины существующих в обществе яв­лений.

  • Прогнозирующая теория стремится прогнози­ровать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях.

  • Классифицирующая теория является в боль­шей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявле­ние наиболее отвлеченных существенных призна­ков явления. Например, «идеальный тип» Вебера может служить примером такой теории.

  • Функциональная теория относится к класси­фицирующим теориям. Она классифицирует и ин­терпретирует явления и их последствия. Функцио­нальная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздей­ствие каждой части на целое.

Вместо функциональной теории исследователи могут употреблять термин «функциональный ана­лиз», который можно считать синонимом функцио­нальной теории, или термин «системная теория», когда подчеркивается значение целого. Многие исследователи отмечали, что общественные науки пока не имеют систематического подхода, существу­ют только методы исследования и ряд обобщений, и те на относительно невысоком уровне. Примени­тельно к этому Роберт Мертон (1968) использовал выражение «теория среднего уровня». Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или на­правление науки (Wiswede, 1991).

Несмотря на критику, направленную на теорию, возможно использовать понятие теории особенно тогда, когда с его помощью можно получать полез­ную информацию о социальных взаимосвязях. Те­ория имеет тесную связь с изучаемой действитель­ностью. Теория является парадигмой или моделью действительности. Социологическая теория бази­руется на отношениях факторов, переменных, по­нятий. «Грамотная», корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть спосо­бом к открытию новых взаимосвязей и закономер­ностей.

Разработка социоло­гической теории и эмпирическое исследование находятся в отношениях взаимовлияния. Валидность и обобщаемость результатов исследования напря­мую зависит от этого взаимодействия.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии icon1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии
Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких...
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии icon1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии
Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких...
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconДля чего нужна социология?
Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconЛекция 1 понятие социологии управления предпосылки возникновения...
Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения...
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социология массовой коммуникации»
Социальные и научно-технические предпосылки возникновения социологии массовой коммуникации как науки
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д ф н., профессор Козловский Владимир...
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д ф н., профессор Козловский Владимир...
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconЗападная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем...
Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая...
Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconВопросы к письменному зачету по теоретической социологии в 3 семестре...

Вопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии iconВопросы к зачету и экзамену по социологии
Специфика функционирования духовных социальных институтов: социология образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница