Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся




Скачать 88.26 Kb.
НазваниеПедагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся
Дата публикации27.06.2013
Размер88.26 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы

Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся


Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть, важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь, 2003).

Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции. Поэтому разница в проявлениях творчества выражается в конкретном материале, в масштабах достижений и их общественной значимости.

Но сущность творческого процесса одинакова для всех и для любого вида творчества - научного, технического, художественного.

Начало творческого процесса связывается со столкновением с новым, необычным, парадоксальным, с осознанием противоречия новых фактов с ожидаемыми. В результате возникает удивление, новизна переживаний и формулируется вопрос.

Следующее необходимое звено творческого процесса - творческая неопределенность («муки творчества»), связанное с тем, что человек еще не может сделать правильный выбор из возможных действий.

В периоды тупиков, отдыха от сознательной работы над решением творческой задачи происходит скрытая бессознательная работа (инкубационный период - вызревание идеи), завершающаяся осознанием стратегии решения проблемы, идеи, замысла (звено эврики). Эвристический этап завершается развитием решения, его конкретизацией.

На этапе завершения используются как логические, так и эмоционально-образные, эстетические, а также практические критерии и средства доказательства правильности, ценности полученного результата и происходит воплощение в разных формах результатов творчества. (В.С.Шубинский, 1988).

Чтобы развить творческий потенциал учащихся и сформировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству в учебном процессе осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Начинается обучения с создания проблемной ситуации, которую невозможно разрешить традиционными способами. Далее учащиеся вовлекаются в осмысление и анализ проблемы и в овладение процедурой поисковой творческой деятельности: усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, формулирования нестандартной гипотезы, моделирования возможного решения и т.д.

Так как дети обладают разными творческими задатками, как по содержанию, так и по уровню, то для развития творческого потенциала каждого необходимо создавать творческие ситуации во всех предметных областях. При этом следует выделить уровни творческой деятельности и предъявлять соответствующие учебные задания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. В качестве субъективных уровней творческой деятельности можно выделить:

- Создание нового продукта путем репродукции известного (срисовывание картин, рисунков; решение новой задачи по алгоритму).

- Конструирование нового из элементов известного, готового (работа с детским конструктором, изготовление коллажей, решение составных математических задач).

- Перенос известных способов деятельности в новые условия (применение технологии проектирования к разработке проектов в различных областях деятельности, ).

- Создание объективно нового продукта (собственное литературное или художественное произведение, результаты исследовательского проекта, техническое изобретение).

Развитие творческого потенциала учащихся, соответствующего представленным уровням, заложено государственным стандартом общего образования и вполне может быть обеспечено современным содержанием и технологиями обучения.

Проблему же составляют особенности работы с одаренными детьми в условиях стандартизации образования.

Одаренность многогранна. Психологи, изучающие особенности одаренных детей (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.В.Запорожец, Ю.З.Гильбух и др.), выделяют следующие параметры одаренности:

- выдающиеся способности в одной или нескольких областях (интеллектуальные, познавательные, творческие, психомоторные и т.д.);

- потенциальные или уже продемонстрированные возможности в достижении высоких результатов в тех или иных областях деятельности.

Одаренность проявляется:

1) в опережающем развитии познания: чрезмерное любопытство; потребность в исследовании; жажда к поиску и обработке информации; способность в раннем возрасте прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы; отличная память; ранняя речь и абстрактное мышление; склонность к классификации и реорганизации; большой словарный запас, сложные синтаксические конструкции, словотворчество; предпочтение интеллектуальных игр, головоломок; повышенное внимание к тому, что интересно; стремление к самостоятельному решению проблем (не любят готовых ответов и подсказок);

2) в опережающем психическом и личностном развитии: рано и сильно развитое чувство справедливости; широкая личная система ценностей; яркое воображение (что часто затрудняет отличить правду от вымысла); постоянное стремление решать проблемы, которые им недоступны; преувеличенные страхи как следствие воображения множества опасных последствий; экстрасенсорное восприятие (неречевых проявлений чувств, мыслей), предвидение; эгоцентризм в толковании явлений и событий; страдание от непонимания и неприятия сверстников, развитие комплексов; трудности в достижении близких отношений с другими людьми; высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна и др.)

^ 2.Проблемы одаренных детей в школе (К.Тэкэкс, М.Карне)

В школьном обучении зачастую не учитываются особенности одаренных детей и не создаются условия для их развития в силу объективных и субъективных причин.

К основным проблемам можно отнести следующие:

1) Одаренные дети создают большие трудности для учителя в условиях работы со всем классом. Они требуют к себе повышенного внимания вопросами, недоступными для понимания остальным детям, постоянного удовлетворения потребности в решении задач повышенной сложности, а не тех, которые решает класс, выполнением заданий в ускоренном темпе и требованием новых заданий, чем часто раздражают учителя, так как, во первых, мешают ему работать с другими детьми, и, во вторых, ставят его своими вопросами нередко в тупик.

2) Отсутствие специальных программ для одаренных, обучающихся в массовых школах, и специалистов, которые могли бы их обучать по индивидуальному плану по тем предметам, к которым у детей проявились склонность и особые способности.

3) Отсутствие специальных диагностических программ выявления и отслеживания развития одаренных детей, что особенно важно для раннего возраста.

4) Трудности, связанные с адаптацией одаренных детей к школе:

- неприязнь к школе, так как стандартная учебная программа им скучна и неинтересна;

- их игровые интересы не совпадают с интересами сверстников и поэтому эти дети находятся в изоляции;

- стандартные нормативные требования отвергаются ими как бессмысленные;

- предпочтение общаться со взрослыми или детьми значительно более старшего возраста приводит к несоответствию между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

- завышенные цели и чрезмерная критичность к своим достижениям приводят к ощущению собственной неадекватности и низкой самооценке;

- проявление повышенной критичности не только к себе, но и к окружающим, приводит к конфликтам и неприязни со стороны других детей;

- стремление монополизировать внимание взрослых также вызывает трения с другими детьми.

^ 3. Содержание программы работы с одаренными детьми.

1) Специальная работа по выявлению одаренности:

- стандартизированные тесты, оценочные шкалы (Шкала интеллекта Станфорд-Бине, шкала интеллекта Векслера, тест Г.Айзенка, рисуночный тест и т.д.;

- систематизированные наблюдения (шкалы оценок и контрольные записи наблюдений) в естественной для ребенка среде (свидетельства близких, учителей, специально подготовленных исследователей);

- критериально-ориентированные тесты: оцениваются уровни навыков и умений детей в форме выполнения определенных действий, которые должны уметь выполнять дети определенного возраста.

2) Модели (технологии) обучения одаренных детей

В официальной педагогике известны две специальные модели обучения одаренных детей (США):

- «Свободный класс»: дети сами выступают инициаторами своей учебно-познавательной деятельности, а учитель лишь старается расширить или направить активность детей в такое русло, в котором бы она гармонично сочеталась с обучением специальным навыкам;

- «Структура интеллекта (SOI)» Гилфорда: учителя опираются на заранее подготовленные материалы и программу, обеспечивают последовательные занятия, стимулирующие различные интеллектуальные способности, включая конвергентное, дивергентное и критическое мышление. Для каждого ученика ставится индивидуальная цель. В обучении активно используются игровые технологии. Дети знакомятся с разнообразными искусствами и формами социального поведения.

3).Приемы обучения одаренных детей в условиях классно-урочной системы и стандартизации образования:

- индивидуальные задания повышенной трудности, проблемного и творческого характера;

- вовлечение в групповое решение проблем методом «мозговой атаки» в качестве «генератора идей» или «критика» в зависимости от склонности к той или иной роли;

- новизна целей и задач, опережающее обучение;

- обучение по индивидуальным планам, углубленным программам;

- свобода выбора заданий, места, метода и темпа их выполнения;

- выступление перед классом в роли «учителя» или «докладчика»;

- свобода и доброжелательное, заинтересованное отношение к высказыванию собственных суждений;

- создать условия для самореализации (участие в научно-исследовательской, изобретательской, художественно-творческой деятельности, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, создание «портфолио»);

- атмосфера общественного признания, в том числе одноклассниками, учебных, творческих или других достижений высокого уровня

- вовлечение в коллективные творческие проекты, в деловые меры;

- терпеливое и открытое удовлетворение любопытства, совместный поиск ответов на любые вопросы;

- создание условий для проявления лидерских качеств;

- создание условий для посещения внешкольных ОУ, развивающих творческие способности учащихся.

4^ . Качества учителя, необходимые для работы с одаренными детьми (П.Торренс, М.Карне, Н.С.Лейтес, Ю.З.Гильбух и др.):

Специфические качества учителя для работы с одаренными детьми:

1) разбираться в особенностях психологии одаренных;

2) быть доброжелательным и чутким, обладать способностью к эмпатии;

3) иметь высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей;

4) иметь широкий круг интересов и умений;

5) иметь живой и активный характер;

6) обладать чувством умора;

7) проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

8) иметь позитивную «Я-концепцию», быть оптимистичным и уверенным в себе;

9) обладать хорошими организаторскими способностями;

10) быть эмоционально устойчивым;

11) проявлять способность к индивидуализации обучения;

12) быть профессионально подготовленным к работе с одаренными детьми теоретически и практически, то есть, уметь:

- строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

- модифицировать учебные программы с учетом особенностей учащихся;

- стимулировать познавательные способности учащихся;

- работать по специальному учебному плану;

- консультировать учащихся и их родителей.

Компетенция учителя является основным фактором в развитии одаренности детей. «Именно учитель создает атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушать уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности, развивать или тормозить творческое начало, стимулировать или выхолащивать критичность мысли, облегчать или тормозить успехи» (Нельсон, Клеланд).
Литература.

1.Айзенк г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1995

2.Богоявленская. Пути к творчеству. - Мю //Педагогика и психология 10/81

3.Волков И.П. Много ли в школе талантов?

4.. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., //Педагогика и психология, 9/91

5. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996

6.Левин В.А. Воспитание творчества. - М. //Педагогика и психология, 7/77

7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., //Педагогика и психология, 4/84

8.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии, 6/89

9.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

10.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М. // Педагогика и психология, 1/81

11.Одаренные дети / Пер. с англ., Ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого м., 1991

12.Торренс П. Творческие методы в преподавании.- Нью-Йорк , 1975

13.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М., 1999 .

14.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М., 1990.

15.Шубинский. Педагогика творчества учащихся. - М. //Педагогика и психология, 8/1988

Похожие:

Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconПоложение о фестивале творческой самодеятельности учащихся гимназии №293
Фестиваль творческой самодеятельности учащихся гимназии призван содействовать раскрытию творческого и интеллектуального потенциала...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconПриказ от 8 ноября 2010г ст. Крыловская №289-осн о проведении мероприятий,...
В целях нравственного воспитания, введения детей и подростков в мир традиционных духовных, культурных и семейных ценностей, развития...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconI. Общие положения
Цель конкурса – привлечение детей к социальным проблемам города Иркутска и развития у них творческого потенциала
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconКлассный час (О гражданско патриотическом воспитании)
Цель: формирование у учащихся любви к своей Родине, воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора, активизация познавательной...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconПоложение «О конкурсе электронных портфолио» цели и задачи конкурса
Выявление и поддержка одаренности, творческого потенциала обучающихся и педагогов в рамках самоопределения, индивидуального развития...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconКонкурса рисунков по теме: «Первый снег»
Цель: создание возможностей для выявления творческого потенциала детей, удовлетворения их потребностей в самореализации средствами...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconРегламентирующие документы
Российской Федерации, создания условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей и молодежи,...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconРегламентирующие документы
Российской Федерации, создания условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей и молодежи,...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconПрограмма развития моу сош №15 ст. Лысогорской на 2011-2015 годы...
Программа развития школы является  основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными  нормативными документами,...
Педагогическое обеспечение развития творческого потенциала учащихся iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Развитие творческого потенциала...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница