Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве




Скачать 39.29 Kb.
НазваниеТема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве
Дата публикации03.07.2013
Размер39.29 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве

Магомедов М.Р.

Студент (магистратура)

Дагестанский государственный педагогический университет, Институт искусств, художественно-графический факультет, Махачкала, Россия

E-mail: Murad_m2011@mail.ru
Тема «Изгнания из Рая», - эпизод библейского предания, последовавший за грехопадением, - получила широкое распространение в живописи многих западноевропейских художников. Библейский сюжет в своих произведениях изображали такие мастера западноевропейской живописи как Мазаччо, Мазолино, Хуго ван дер Гус, Микеланджело и др.

^ Микеланджело Буонаротти. 1508-1512. Ватикан, Рим. Поле со сценами «Грехопадения» и «Изгнания из Рая» разделено могучим деревом на две части. В левой - Адам и Ева, полные гордой красоты и силы, объединенные в ритмичную группу, смело протягивают руки к Древу Познания. В правой части запечатлен момент изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Смятенные, страдающие, гонимые карающим мечом ангела, Адам и Ева покидают райские кущи. Отказываясь от всего лишнего в характеристике места действия, художник сосредоточил внимание на главном - на чувствах, душевном состоянии людей. В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека. В каждом изображении Микеланджело находит новые черты, развороты фигур, мощно моделированных светотенью, объёмных, живых, полных гармонии движения.

Спокойна и величава Первая женщина в своей торжествующей красоте, с устремленным к Древу Познания открытым взглядом в сцене «Грехопадения». Съёжившаяся, неуверенная - в «Изгнании из Рая». Примечательно, что художник не возлагал вину за грехопадение только на женщину. На его фреске Ева остаётся пассивной, Адам тянется к запретному плоду Древа Познания Добра и Зла. Сначала тела первых людей величественны и прекрасны, грех сделал их лица безобразными. Как горда Ева, как величаво прекрасна, наподобие античной богини - в сцене грехопадения, как унижена, как раздавлена в сцене изгнания из рая.

В отечественном искусстве также можно найти произведения, содержащие сюжет грехопадения. Наиболее яркими представителями отечественного художественного мира, использовавшими данный сюжет в своем творчестве, являются Наталья Гончарова, Марк Шагал, Кузьма Петров-Водкин и дагестанский живописец - Арсен Курбанов.

^ Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939). Изгнание из Рая. 1911.

У Петрова-Водкина, и Адам, и Ева, чувствуют себя не очень хорошо. А вы бы иначе себя чувствовали? Но обратите внимание, что Ева у Петрова-Водкина. совершенно сознательно бросила яблоко на землю. Она чувствует, что теперь ей не нужно яблоко с запретного дерева. Она стала другой. Она стала ЧЕЛОВЕКОМ! И бросив ненужное яблоко, Ева повернулась к Адаму и с надеждой смотрит на него. Зачем ей яблоко и все остальные атрибуты Рая? У неё есть Адам! И она уже признала его главой их будущей большой семьи. И она верит, что он не даст им пропасть. А Адам, в свою очередь, хоть и смущён, но он уже задумался о том, как жить дальше. Он становится мужчиной, отвечающим за свою и за ещё одну жизнь. Он - уже не существо, которое обеспечивали всем и которое существовало неизвестно для чего.

^ Арсен Курбанов стремится сочетать технику старых мастеров с современным виденьем. В его картинах библейские и исторические мотивы появляются рядом с современными элементами и привносят атмосферу таинственности. В его произведении, посвященном теме грехопадения, можно заметить как чётко и подлинно реалистично относится он к выполнению намеченной цели. Зритель окунается в богатый мир красок. С первого взгляда на картину Арсена Курбанова понимаешь, как ярко пишет автор, как сочно он кладет мазки и точно раскрывает сюжет библейского предания.

В произведении Курбанова изображены Адам и Ева в одеждах, идущие прочь из яркого райского мира в мир земной жизни - мрачный, темный, холодный. На их лицах изображено отчаяние и раскаяние в случившемся. Они поняли, как много они потеряли, как сложно теперь им будет жить, и какие трудности возникнут у них на пути, с которыми им ещё предстоит столкнуться.

Автор не изображает Бога в своей картине, так же как и Архангела. Все выглядит реалистично. Курбанов изобразил небо во всех его красках. И зритель, смотря на самое светлое, белое, ослепляющее пятно, от которого идёт сначала розоватый, а потом и красный оттенок, темнеющий по мере приближения к области расположения первых людей и становящийся темно-синим над их головами, понимает задумку автора, которая заключается в том, что это и есть Бог, который прогнал Адама с Евой в гневе за их проступок.

Интересна и позиция людей, их расположение. Впереди идет Ева, убитая горем, а сзади, обнимая её, - Адам, который оглядывается в надежде, что Бог смилуется и простит их, увидев, что они пожалели о случившемся и очень раскаиваются. Это ещё раз говорит зрителю о том, что Адам теперь понимает, что он, как мужчина, должен будет защищать Еву от бед и поддерживать её в трудную минуту. Как мужчина он должен будет выполнять всю тяжёлую работу, с которой не справится женщина.

Тема «Изгнание из Рая» являлась одной из самых распространенных тем в мировой живописи. Каждый художник пытался по-своему изобразить, казалось бы, давно исчерпанный сюжет, добавить множество фактов, тонкостей и мелочей, чтобы зритель, рассматривающий данное произведение, задумывался над его сюжетом, порядком выстроенных событий и находил для себя что-то новое, о чем он до сих пор не задумывался.
(К развёрнутой форме доклада прилагаются электронные версии иллюстраций формата jpg)
Литература


  1. Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, рисунок / Под редакцией Рольфа Томана. - Мадрид, 2000.

  2. Итальянское Возрождение. Художественные направления и стили / ОЛМА-Пресс образование. - М., 2005.

  3. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1996.

  4. Магомедов Д. М. Культура Дагестана: Исторический очерк // Искусство Дагестана. - М., 1981.

Похожие:

Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconТема «Давид и Голиаф» в мировом и отечественном изобразительном искусстве
...
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconТема урока: «Образ березы в произведениях литературы XX века» Метапредметная...
Участие в проекте  возможность приобретения обучающимися навыков работы в Internet, используя социальные образовательные среды и...
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconЛитература Тема: «Образ весны в искусстве»
Учитель: а почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconИздательство ЦК лксму "Молодь"
«Изгнание владыки» – увлекательный научно-фантасти­ческий и приключенческий роман Г. Адамова, автора широко известных книг «Тайна...
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconПоложение о конкурсе мультимедийных ресурсов «Сказки, мифы и легенды в русском искусстве»
Настоящее Положение определяет понятия, цель и задачи, регламентирует порядок организации и проведения конкурса мультимедийных ресурсов...
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconПрограмма «Сделано в Петербурге» Протокол рабочей группы
Повышение конкурентоспособности услуг и расширение их доли на отечественном рынке
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconФедеральный закон «Об образовании в рф» от 29 декабря 2012 г. №273-фз;...
«Проблемы реализации законодательных новелл в отечественном образовательном пространстве»
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве icon1. Подчеркни высказывания, которое является предложением
Подчеркни слова, которые нельзя переносить: Ася, Андрей, Раиса, Оля, Елена, Илья, Оксана, Рая
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconКурсовая работа по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
Не осталось и в стороне и законодательство переход к рыночному типу построения экономики, закрепление свободы идеологии, декриминализация...
Тема «Изгнание из рая» в западноевропейском и отечественном искусстве iconC. С. Дашкова
История в портретах. Династия романовых в жизни, искусстве и истории. Император александр третий
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница