Скачать 37.46 Kb.
|
Особенности песенной лирики композитора В.П. Соловьева-Седого (к 105-летию со дня рождения) Бондалетов Михаил Александрович Студент Южный федеральный университет, факультет философии и культурологии, Ростов-на-Дону, Россия E-mail: m.bondaletov@yandex.ru В современной мировоззренческой ситуации, в условиях необходимости восстановления культурной преемственности актуально обращение к музыкальному наследию прошлого и переосмысление его сквозь призму сегодняшних духовно-нравственных потребностей нации. В связи с этим я попытаюсь проанализировать особенности песенной лирики композитора и общественного деятеля Василия Павловича Соловьева-Седого (1907-1979). Цель моей работы – рассмотреть песенное наследие композитора как культурно-исторический феномен и выяснить причины неувядающей популярности его творчества. Песенное творчество Соловьева-Седого органично и ярко вплелось в музыкальную летопись периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Оно явилось настоящим откровением не только для поколения людей, знающих и помнящих войну, но и вызывает интерес у молодежи, которая черпает сведения об этом времени из книг и воспоминаний уже немногочисленных очевидцев. Жизнь композитора совпала с расцветом массовой песни на разных этапах ее развития. В детстве он слышал песни революции и гражданской войны. Они звучали повсюду и отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, задорные хлесткие частушки. Русские народные песни воспитали в будущем композиторе уважение к русскому фольклору, национальным музыкальным традициям, наложили отпечаток и расставили приоритеты во всем его творчестве. Песня является благодатной сферой для выражения душевного психологизма и как жанр обладает свойством «общительности». Она заняла самое почетное место в творчестве композитора, который, тем не менее, писал оперы, балеты, симфонические произведения, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. В 30-е гг. XX столетия из всех жанров профессионального композиторского творчества массовой песне принадлежала ведущая роль. В это время песни сочиняли все советские композиторы, особенно большое их количество создали такие композиторы как И. Дунаевский, Дм. и Дан. Покрасс, Ал. Александров, В. Захаров, А. Новиков и др. Соловьев-Седой активно дополняет эту когорту композиторов и, откликаясь на тенденцию времени, ищет собственное направление в песенном искусстве. В годы Великой Отечественной войны по-настоящему раскрывается самобытное песенное дарование композитора – его исповедальная лирика. Удивительно, что нечто абсолютно мирное вошло в культуру благодаря войне. На фронте возникла острая потребность именно в лирической, задушевной песне, обращенной к внутреннему миру отдельно взятого человека и Соловьев-Седой как чуткий художник, откликаясь на ситуацию времени, создает песни-монологи, песни-исповеди, песни-собеседования тесного круга друзей, песни-воспоминания. Это песни о человеческой душе в годину тяжелых испытаний. В них соединились понятия ратного подвига и душевного тепла. Назовем некоторые из них: «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде», «Соловьи»; подобных песен не существовало до войны. Война столкнула человека с новыми реалиями. Важно было не только защитить страну, но и сохранить психическое здоровье нации, подготовить ее к восстановлению мирной жизни. Песни Соловьева-Седого в наибольшей степени способствовали успешной реализации этой задачи. В лирической исповедальности его песен полностью отсутствуют уныние и сентиментальная слезливость, которые замечены даже в творчестве таких композиторов как М. Блантер («Враги сожгли родную хату») и отчасти Н. Богословский (песня-танго «Темная ночь»). На мой взгляд, главной особенностью песенной лирики Соловьва-Седого является сочетание жанрово-бытового реализма с романтизмом. Выбор текстов для песен свидетельствует об особой творческой психологии композитора в отношении лирической песни, несущей нежные, добрые, оптимистические идеи. Необходимо отметить синкретизм поэтических и музыкальных образов в песенной лирике Соловьева-Седого. В послевоенное время наибольшую известность в народе получили такие песни, как «Пора в путь-дорогу», «Потому что мы пилоты», «Если хочешь быть здоров» и др. Они написаны с юмором и эстрадной броскостью. Также появились популярные лирические песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (сл. А. Фатьянова), «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского), «Вечерняя песня» (сл. А. Чуркина). А «Подмосковные вечера», написанные в содружестве с поэтом М. Матусовским поют во всем мире. Эта песня стала музыкальной эмблемой России, также как и русская «Калинка». *** Мое исследование показало, что песни В.П. Соловьева-Седого приобрели значение художественно-исторических документов. В них проявились лучшие черты творчества композитора – утверждение нравственно-этических, гуманистических идеалов в личности простого человека. Своей глубокой нравственной силой они могут быть противопоставлены многим современным песням, которые в отсутствие художественной цензуры проникли на эстраду. Песенная лирика Соловьева-Седого – исключительно почвенное явление в российской культуре. Она развивалась в русле русских национальных певческих традиций – фольклорных, романсовых и т.д., представляя собой синтез народного и профессионального искусства. Литература
|
![]() | Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо Эта смена обликов отражает как внутреннюю эволюцию поэта, так и воздействие на него внешних обстоятельств | ![]() | Календарно-тематическое планирование № Тема урока Дата Литература 20-х гг литературные группировки. Биография В. В. Маяковского. Особенности ранней лирики поэта. Стихотворения. Новаторство... |
![]() | Договор на аренду автотранспортного средства Соловьева В. Н., в лице Соловьевой В. Н., именуемой в дальнейшем «Арендодатель» с одной стороны, и Соловьевым Д. Е., в лице Соловьева... | ![]() | Рассказ Седого Странника Он остановил свой взгляд на группе камней, одиноко лежащих у самой кромки набегающих на изумрудную гальку бирюзовых волн… я последовал... |
![]() | На каком из портретов изображен П. И. Чайковский? Установите соответствия между фамилиями композитора и названиями их произведений | ![]() | На каком из портретов изображен М. П. Мусоргский? Установите соответствия между фамилиями композитора и названиями их произведений |
![]() | Байгузина, Соловьёва по горизонтали Рф и установленными стандартами, описание практических действий по осуществлению инвестиций | ![]() | Ип соловьева анна васильевна Паспорт: серия 1900 №073435 от 28. 11. 00 выдан Устюженским ровд вологодской области |
![]() | 1. Литература общего характера Т. К. Соловьева, главный библиограф библиографического центра гбук ро «Библиотека имени Горького» | ![]() | Обобщающий урок Оборудование: портреты писателей, выставка книг, грамзапись оперы Н. А. Римского- корсакова «Сказка о царе Салтане», портрет композитора,... |