Скачать 56.63 Kb.
|
РИТМИКА И ТАНЕЦ – КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРЕТЬЕМУ УРОКУ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕЗахарова Татьяна Михайловна, (tattm05@yandex.ru), педагог дополнительного образования и учитель ритмики Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №473 (ГОУ СОШ № 473) Калининского района Санкт-Петербурга Неоспоримый факт, что движение – это основа жизни в любом возрасте. Не вызывает сомнения и то, что в нынешний век «компьтеризации общества», нашим детям, для поддержания здорового образа жизни, нужно больше двигательных навыков, больше занятий, связанных с движением. Одним из существенных изменений в Федеральных государственных образовательных стандартах в нашей стране в этом учебном году явилось увеличение в учебных планах общеобразовательных школ на 1 час в неделю предмета «физическая культура». При повсеместном введении 3-го урока физкультуры во многих школах возникли проблемы:
В разных школах нашего города в этом учебном году 3-й урок физкультуры используется по-разному. Руководство некоторых школ Петербурга включило в учебный план «Ритмику», подключив к этой деятельности педагогов хореографии. В связи с этим, хочется обратить внимание на целесообразность привлечения педагогов дополнительного образования по линии хореографии к решению этой проблемы. Ведь наше «дополнительное образование» тесно связано, развивается и изменяется в одном русле с общешкольным образованием, решая общие задачи обучения, развития и воспитания детей. Имея многолетний опыт преподавания основных дисциплин хореографического цикла, включая «Ритмику»: в детской школе искусств, музыкальном училище, в гимназии и школах, считаю, что привлечение профессиональных педагогов хореографии к работе в школе по линии физического воспитания детей поможет внести разнообразие в программу физической подготовки школьников и повысить их двигательную активность. Есть возможность разработки программы «Ритмика» в тесной связи с программой физкультуры, как единой «системы физического воспитания». Данный раздел «физического воспитания» может быть выделен, как: «Ритмика», «Ритмика и танец» или «Ритмическое движение». Не для кого ни секрет, что в нашем современном обществе, подчас, преобладают сила, напористость, грубость, бездуховность и азарт. Наверное, неплохо, если «силовые элементы» будут, в большей степени, отрабатываться на уроках физкультуры. А вот, «Ритмика и танец» могут привнести в физическую подготовку школьников большую пластичность и выразительность, эмоциональность в движении, благородство в общении. Программа выстраивается на уровень начальной школы (1-4 классы) и уровень средней школы (5-9 классы) с учётом возрастных особенностей учащихся. Уроки «Ритмика», в отличие от уроков физкультуры, имеют большее эмоциональное воздействие на организм за счёт обязательной составляющей – музыкального сопровождения (используя технические средства). В программе обязательными элементами являются оздоровительные физических упражнения, упражнения по формированию правильной осанки и походки, элементы аэробики и ритмопластики. Программа расширяется за счёт практического изучения этикета, элементов общения между мальчиками и девочками посредством подвижных музыкально-ритмических игр, элементов бытовых детских танцев, обязательного знакомства с общедоступными элементами нашего национального народного танца, изучения простейших элементов современного бального и современных молодёжных танцев, разнообразных самостоятельных творческих заданий учащимся. В процессе воплощения этой программы происходит решение определённых проблем воспитания современных детей и подростков. Всё это планируется на общедоступном уровне, рассчитанном на возможности учащегося, не имеющего специальной подготовки. Обратная взаимосвязь с дополнительным образованием, при этом, проявляется в возможности большего привлечения учащихся в коллективы дополнительного образования двигательной направленности. Кстати, и проблему нехватки помещений для занятий физкультурой, в этом случае, можно, частично, решить за счёт договорённости с центрами внешкольной работы об использовании их помещений в утренние часы. Понятие «ритм» с древних времён вошло в жизнь и сознание человека, как согласованность движений и действий людей в окружающем их мире. Во все времена неотъемлемую роль в гармоничном развитии человека играли движение, пластика, музыка, танец. В России, начиная с петровских времён, образованные люди уделяли достойное внимание обучению детей культуре общения и движения, музыке и танцам. При царском дворе, в домах богатых вельмож, в привилегированных учебных заведениях, гимназиях, шляхетских корпусах, институтах благородных девиц танец был обязательной составляющей в воспитании молодого поколения. Ведь культура движения и общения является одной из основных черт воспитанного человека. Танец не менее чем физкультура и спорт развивает двигательные навыки человека. Но почему-то физкультура и музыка имеют законное место в школьных программах, а ритмика и танец - нет? Интересно отметить, что в такой развитой, не только в плане экономики, но и в плане спортивных достижений, стране, как Китай, элементы ритмики и танца присутствуют в воспитании детей с двухлетнего возраста. Государственное телевидение систематически проводит детские и семейные танцевальные шоу, детские конкурсы дефиле и всячески пропагандирует этот вид движения. Танец, в первую очередь, на своей национальной основе, а также модные современные ритмы сопровождают китайцев всю жизнь - от рождения до старости, повышая их жизненный тонус и здоровье. Посещая последнее время Китай, приходилось наблюдать, как каждый вечер в садах и парках, на центральных площадях городов происходит уникальное зрелище - большие группы людей разного возраста в одном ритме движутся под выразительную музыку, исполняя одну за другой простые, но увлекательные танцевальные композиции. При этом молодёжь подражает старшим и перенимает у них незамысловатые движения. Вот и нация здоровая, и люди более жизнерадостные. Не только спорт и восточные единоборства, но и танец, пластика, эмоциональное движение создают непрерывный процесс на протяжении всей жизни. Справедливо также отметить, что система музыкально-ритмического воспитания – ритмика в нашей стране тоже имеет довольно глубокие корни. Разработана и широко применяется в дополнительном образовании методика предмета «Ритмика» для музыкальных школ и предмета «Ритмика и танец» для школ искусств, детских садов и других учреждений дополнительного образования. В Петербурге, в недавнем прошлом, в отдельных гимназиях и общеобразовательных школах имелся опыт преподавания предмета «Ритмика и танец» в начальной школе. Заниматься этим предметом с поколением современных старшеклассников, не приученных к этому с детства, довольно сложно и требует большого терпения и самообладания. Но верю, что эти усилия обязательно должны принести определённые плоды и помочь нашему подрастающему поколению стать более здоровым, культурным и воспитанным. Всякое нововведение часто воспринимается с недоверием и, даже, протестом. Вопрос в том, с какими требованиями подходить к предмету «Ритмика». Если воспринимать его как облегчённый комплекс музыкально-танцевальных и игровых движений под музыку, это одно. Если же исходить из понятия «ритм», как согласованность и объединение элементов, то в этом можно раскрыть глубокий смысл. Чувство ритма во всём, быстроту реакции, внимание, сообразительность, активность, подтянутость, дисциплинированность, уверенность в себе, стремление к совершенству – вот те качества, которые могут быть выработаны за счёт этого предмета, при определённом серьёзном подходе к нему. И, возможно, эти качества могут пригодиться старшекласснику, даже, при подготовке и сдаче ЕГЭ. Если данная проблема заинтересует определённые круги специалистов, можно будет обсудить возможные варианты программы, отвечающей современной направленности обучения, для начальной и средней школы. Есть, ещё, одна маленькая проблема в том, что педагог дополнительного образования, который может вести ритмику в школе за счёт 3-го часа физической культуры, по существующим нормативам, может быть принят только на должность «учителя физкультуры». Изменения статуса влечёт за собой переаттестацию. Но, возможно, эта проблема разрешима. |
![]() | Г. Бугуруслан Хореография – самобытный вид творческой деятельности народа. В результате развития и дифференциации хореографии определился ряд разновидностей... | ![]() | Место В это время в начальной школе учитель физкультуры Романова Ирина Александровна провела интересную игру «Дорожный марафон» |
![]() | День матери (праздничный концерт участвуют дети 2-й младшей, средней,... Дети подготовительной группы под музыку парами заходят в зал "Марш – парад" (Татьяна Суворова «Музыкальная ритмика для детей») | ![]() | Учебнику «Алгебра 7» авт. М. И. Башмаков. Тема «Многочлены» Предлагаем дополнительные упражнения к уроку 26 «Возводим в квадрат» и к уроку 27 «Возводим в куб» |
![]() | Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте! " Рифма В. М. — необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очевидное — это белый стих. А как выразительна... | ![]() | Анализ работы школьного методического объединения учителей физкультуры и обж за 2010-2011 уч год В 2010 – 11 учебном году шмо учителей физкультуры и обж работало над проблемой: «Повышение качества образования учащихся через изучение... |
![]() | О. Н. Забузов Cетецентричность как альтернатива управления в кризисных ситуациях ... | ![]() | План мероприятий по проведению Всероссийской акции «Спорт -как альтернатива пагубным привычкам» |
![]() | Учет расхода пара. Приключения инженеров кип или вихревые рас-ходомеры... Учет расхода пара. Приключения инженеров кип или вихревые рас-ходомеры как реальная альтернатива сужающим устройствам | ![]() | Материалы к уроку. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического... |