Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет социологии
СОГЛАСОВАНО Декан Факультета социологии
Н.Г. Скворцов
_______________________
«___» __________ 2010 г.
| УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной и научной работе
И.А.Горлинский _____________________
«___» __________ 2010 г.
|
Учебный план
краткосрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Социогуманитарные проблемы современности» Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д.ф.н., профессор Козловский Владимир Вячеславович Рецензент: заведующий кафедрой международных политических процессов Факультета политологии СПбГУ, доктор политических наук, профессор Ачкасов Валерий Алексеевич
Санкт-Петербург
2010
^
краткосрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации
«Социогуманитарные проблемы современности» Реализуется: а) в рамках программы дополнительного образования «Повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам вуза» (позиция 310 Приложение 1 Лицензия СПбГУ) и в рамках основной образовательной программы 04200 Социология, 030101 - Философия, 040300 – Конфликтология,
б) по направлению ДОП: «Гуманитарные проблемы современности» (по контрольным цифрам приема)
Цель: программа повышения квалификации «Социогуманитарные проблемы современности» нацелена на освоение новейшей проблематики гуманитарного характера в области современного социогуманитарного знания и социокультурных практик для совершенствования профессионального мастерства преподавателей и научных сотрудников высшей школы Российской Федерации ^ научно-педагогические работники (НПР) своего вуза Продолжительность обучения: 72 ауд. часа (1,5 месяца) Форма обучения: с частичным отрывом ^ 3 дня в неделю по 4 часа аудиторных занятий и необходимая самостоятельная работа. По окончании обучения слушатели представляют и защищают квалификационную работу в рамках тематики, заявленной в программе. ^ удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца Ведомственная принадлежность программы: Минобрнауки (по контрольным цифрам приема)
^
№№
|
Название разделов
| Трудоемкость в часах
| Всего
| ^ | Сам. раб.
| Всего
| Лекции
| Практ.занятия
|
| 1.
| Человек в глобальном информационном обществе
| 16
| 12
| 8
| 4
| 4
| 2.
| Виртуализация общества и глэм-капитализм
| 16
| 12
| 8
| 4
| 4
| 3.
| Социогуманитарные проблемы цивилизованного развития современного общества
| 12
| 8
| 6
| 2
| 4
| 4.
| Насилие и толерантность как гуманитарная проблема современности
| 16
| 12
| 8
| 4
| 4
| 6.
| Искусство в эпоху конца
| 16
| 12
| 8
| 4
| 4
| 5.
| Культура потребления: гуманитарная перспектива
| 14
| 10
| 8
| 2
| 4
|
| Итоговая аттестация
| 14
| 6
| -
| 6
| 8
|
| ИТОГО:
| 104
| 72
| 46
| 26
| 32
|
Возможные темы выпускных работ
Цивилизационная идентичность современных обществ
Альтернативы цивилизационного развития России
Глобализация как инструмент принудительной модернизации
Терроризм как протест против культурного и цивилизационного давления.
Запад и Восток как биполярное единство мировой цивилизации
Интеграция современных цивилизаций
Социокультурные и технологические аспекты виртуализации общества
Сетевая коммуникация в современном обществе
Сетевой работник и сетевое предприятие
Сетевые отношения в повседневной жизни современного человека
Самоидентичность личности в интернет-коммуникации
Миф в структуре мировоззрения современного человека
Новые формы мифологий в информационном обществе
Изменение роли женщины в современном мире
Образ мира в ракурсе феминизма
Человек информационной эпохи
Человек в системе массовых коммуникаций
Миф в современной массовой культуре
Особенности межличностного общения в интернет-коммуникации
Динамика культуры потребления
Культура и контркультура в потреблении
Феномен культуры потребления
Потребление как дискурс
Повседневное и праздничное потребление
Динамика культуры потребления
Потребительство как образ жизни
Человек информационной эпохи
Гуманитарный аспект насилия в современных обществах
Толерантность как гуманитарная парадигма современности
Толерантность как мера самореализации и справедливости
Проблемы гуманитарного сосуществования современных культур и обществ
Иконический поворот в культуре
Специфика кураторского проекта
Перверсия стратегий творчества в ХХ веке
Рождение перформанса из духа живописи
Современное искусство и философия: стратегии взаимоузнавания
Институциональная природа современного искусства.
Дезориентация — невроз современности.
Коммуникация философа и художника.
Искусство как способ сопротивления массовой информации.
Культурал и интеллектуал.
Конфликт - экстремальная форма коммуникации.
Философия фотографии
Гламур как логика существования и жизненный мир
Учебно-методическое обеспечение краткосрочной программы 1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и др.
Предусматривается раздаточный материал к занятиям, а также использование мультимедийных средств (мультимедиапроектор для демонстрации видеофильмов и слайдов.), программы PowerPoint, и др. ^
В процессе обучения используются: классические аудиторные методы и практические внеаудиторные занятия, практикумы, коллоквиумы, дискуссии, case study, мини-диспуты, практические занятия в компьютерном классе, круглые столы и т.п.
^
Стандартно оборудованные лекционные аудитории с мультимедиа-проектором, ноутбуком. Специализированный компьютерный класс с возможностью непосредственной работы в локальной сети и сети Интернет и демонстрации визуального материала. ^
не позднее, чем за неделю до начала занятий, подать заявку на подготовку компьютерных классов и проведение практических занятий;
проверить готовность слушателей к предстоящему практическому занятию;
выдать слушателям индивидуальные задания, описывающие ситуации и проблемы, которые необходимо проанализировать и оценить;
дать рекомендации слушателям по наиболее качественному исполнению индивидуальных заданий, практических заданий;
оказать консультационную помощь при подготовке итоговой квалификационной работы.
Методические указания слушателям
рекомендации по подготовке итоговых квалификационных работ;
рекомендации по организации самостоятельной работы слушателя, подготовка вопросов по выполнению самостоятельной работы слушателей;
вопросы и задания для самостоятельной работы слушателей
Рекомендуемая литература (основная)
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино,1992, № 10,
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц.; Отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. 1999.
Василькова В.В. Невербальные аспекты публичной коммуникации в образовательном процессе (учебно-методическое пособие). СПб.: Скифия-принт, 2008.
Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., Гнозис, 2002.
Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005.
Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.:«Петербургское востоковедение», 2002
Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2008.
Ильин В.И. Поведение как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008.
Ильин В.И. Бытие и быт молодежи. СПб.: Интерсоцис, 2008.
Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000
Кампер Д. Взгляд и насилие. // Альманах “СТ” № 1(11). 2000
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2001
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998
Маклюэн М. Понимания Медиа: внешние расширения человека. М., 2003
Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
Межличностное общение. Хрестоматия. СПб., 2001.
Насилие в современном мире. СПб., 2000.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002 (гл. 8, 9, 12).
Рубин Д. и др. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., 2001
Савчук В.В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001.
Савчук В.В. Режим актуальности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
Савчук В.В. Философия фотографии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001.
Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004
Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. 2-е изд. М., 1995
Хайдеггер М. Исток искусства и предназначение мысли. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
Человек и современный мир. М., 2002.
Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. М., 2003
Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1,2. СПБ, Университетская книга, 2001.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
Бауман З. Текучая современность. СПб, 2008
Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс – Традиция, 2001
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995
Богданов К. Повседневность и мифология. СПб., 2001.
Василькова В.В. Общество знания – новая утопия или социальная технология // Общество знания: от идеи к практике. Часть 1. Основные контуры концепции общества знания. / Под ред. В.В.Васильковой, Л.А.Вербицкой. СПб.: Скифия-принт, 2008.
Вульф К. К генезису социального: мимезис, перфомативность, ритуал. СПб, 2009.
Голотова А.К Человек и время в познании, деятельности, общении. Москва, 2007
Иванов Д.В. Императив виртуализации: современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
Кармадонов О.А. Социология символа. Москва. 2004.
Моль А Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966
Общество знания: от идеи к практике. Часть 2. Социальные коммуникации в обществе знания. / Под ред. В.В.Васильковой, Л.А.Вербицкой. СПб.: Скифия-принт, 2009.
Коммуникативные практики в современном обществе / Под ред. В.В.Васильковой, И.Д.Демидовой. СПб.: Скифия-принт, 2008.
Петровская Е. Непроявленное: Очерки по философии фотографии. - М., 2002.
Проблемы сознания в философии и науке. Под ред. Д.И. Дубровского. Москва. 2009.
Психология влияния. Хрестоматия. СПб., 2001.
Цивилизационная идентичность современного российского общества. СПб.: Интерсоцис, 2009.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М: Аст, 2003.
Человек в ситуации неопределенности. Сборник статей. Москва, 2007
Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликтаи переговоры. М.: Академия, 2004.
Дополнительная служебная информация
А) Данные о руководителе и кураторе программы:
Руководитель - зав.кафедрой социологии культуры и коммуникации факультета социологии, д.ф.н., профессор Козловский Владимир Вячеславович
тел./факс: 710-39-36, 577-12-83 E-mail: vvk_soc@mail.ru
Куратор - Иванова Дарья Дмитриевна, Дирекция дополнительных образовательных программ - Учебно-методический центр по переподготовке аудиторов.
тел./факс: 710-39-36, 274-70-93 Е-mail: dop.spbu@gmail.com, centersoc@yandex.ru Б) ^
Профессор кафедры социологии культуры и коммуникации, профессор, д. филос. н. Василькова Валерия Валентиновна, раб.тел.: (812) 577-12-64 (штат.)
Профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии, профессор, д. социол. н. Иванов Дмитрий Владиславович, раб.тел.: (812) 274-15-62(штат.)
Зав.кафедрой социологии культуры и коммуникации факультета социологии, профессор кафедры, профессор, д. социол. н. Козловский Владимир Вячеславович, раб.тел.: (812) 577-12-64, 710-39-36 (штат.)
Профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета, профессор, д. филос. н. Савчук Валерий Владимирович, раб.тел.: (812) 328-94-21 (штат.)
Профессор кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии, профессор, д. социол. н. Ильин Владимир Иванович, раб.тел.: (812) 577-12-64 (штат.)
СОГЛАСОВАНО Управление образовательных программ
| Разработчик программы
«____» _______________ 2010 г
|
|