Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность)




Скачать 120.55 Kb.
НазваниеУрок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность)
Дата публикации31.03.2013
Размер120.55 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Культура > Урок
11 класс

Открытый урок по творчеству Ф. М. Достоевского

НА РОССИЮ НАДВИГАЕТСЯ КАПИТАЛИЗМ -

«БЕС НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА»

(Достоевский и современность)

Цель: выявить социальную основу произведений Ф. М. Достоевского; показать , как писатель изображает жизнь униженных и оскорбленных; доказать актуальность проблем , поставленных Ф. М. Достоевским, научить работать с публицистическими материалами.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, анализ произведений, просмотр видео, опережающее задание.

Оборудование урока: портрет писателя, видео, тетради, учебники, тексты произведений Ф. М. Достоевского, публицистика разных лет.

Хоть убей, следа не видно,

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

А. С. Пушкин «Бесы»

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Вопрос: А кто такие бесы?

Ответ: В суеверном представлении злой дух, искушающий человека.

А искушать можно на что угодно, на самые разные мысли и поступки.

И вот бесы кружат русских людей, а вместе с ними и всю Россию в период этих ужасных капиталистических реформ.

Вопрос: С каким веком, периодом в России схожи эти реформы?

Ответ: Время после отмены крепостного права.

3. Обобщение и систематизация изученного материала

Вот что писал Достоевский о том времени:

«… теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях… в убеждениях … в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла.»

Да, к сожалению, времена схожи. Попробуем разобраться… Достоевский и современность. Актуальность Достоевского сегодня.

Сопоставим. Будет горькая правда. Подумаем. Кто главные бесы. Но путь к свету всегда есть. К хорошему. Может, найдем его. Надо обязательно сказать, что для писателя Достоевского всегда была нужна действительность , правда. Очень многое он читал из газет. Это факт.

Газеты для Достоевского битком набиты фактами шекспировскими , библейскими, пушкинскими.

Без газет он словно слепнул и глох, без газет немел как художник.Сто с лишним лет назад Достоевский уловил наши ритмы, угадал наши ритмы, угадал наши беды и рассказал об этом почти на нашем языке, преобразовав сам способ массовой информации (как сказали бы нынче) в художественный метод. Достоевский писал: «Нынче нельзя без газет, не для моды, а для того , чтоб видимая связь всех дел, общих и частных, становилась все сильнее и явственнее».(Факты , которые он использовал)

Мы не будем отступать от правил Федора Михайловича. В течение разговора иногда обратимся к газетам времен Достоевского и нынешним. Чтобы найти причины и выходы из ситуации, не нужно бояться правды не старшему, не младшему поколению.

Вопрос: Вспомните, с чем в литературе 19 века сравнивалась Россия?

Ответ: Птица - Тройка. ( Н.В.Гоголь).

Вопрос: А с каким видом транспорта можно сравнить Россию во второй половине 20 века ?

Ответ: С самосвалом.

Вопрос: А с чем сравнить сейчас?

Ответ: С маршруткой.

Вот такая история.

Поехал Иван Иванович в Москву и купил в большом магазине собрание сочинений Ф. М. Достоевского. Тяжела поклажа, решил не экономить и обратно - на маршрутке. Сел в нее и с грустью посмотрел в окно на площадь возле метро. Стояла сильная жара, строился очередной торговый центр, старушка просила милостыню, рядом несколько молодых людей с пивом, тут же грязные опухшие пьяные бездомные. Какие-то чужие люди жарят куски мяса …

Уличная жара и вонь перетекала в салон «Газели». Иван Иваныч вздохнул и открыл один из томов Достоевского.

Вопрос: Из какого произведения и какие строчки, подходящие к этой картине, он мог прочитать?

Ответ: «Преступление и наказание». «Отвратительный и гнусный колорит» городского дня… Ч.1, гл. 1.( Зачитывают).

Иваныч оторвался от книги, снова посмотрел в окно… Возле метро постоянно суетились мальчишки лет 10-12. Кто-то из них стрелял сигареты, кто-то покупал в ларьке «жвачку». Потом к ним подошел здоровенный мужик, и они по очереди что-то доставали из карманов своей растрепанной одежды и отдавали ему. Наш герой перевел взгляд… В маршрутку зашла женщина с мальчиком. Мальчик по-детски сложил ручки на коленках и так же по-детски смотрел в окно своими большими наивными глазами. Тут он улыбнулся. В открытую форточку залетела божья коровка и села ему на руку. Иван Иваныч снова углубился в книгу.

Вопрос: Как вы думаете, к какому рассказу Достоевского он обращается?

Ответ: «Мальчик у Христа на Елке».

Вопрос: Коротко. О чем этот рассказ?

Ответ: ( Учащиеся кратко пересказывают содержание).

Вопрос: Зачитайте, расскажите самые пронзительные строчки, по вашему

мнению, из этого произведения. Кого олицетворяет полицейский?

Ответ: ГОСУДАРСТВО.

А теперь обратимся к современной периодической печати.

«Советская Россия» 31.05.2005г. «Русский крест» коснулся детства.(Зачитывается отрывок).

Достоевский не прощал ни одной обиды, наносимой детской душе. Он не закрывал глаза ни на какие мучения, выпадающие на долю детей.

Мальчик в маршрутке оглянулся и за окном девочку, которая смотрела на «его» божью коровку и улыбалась. Она успела помахать мальчику, когда ее за руку увел папа , куда-то спешивший. А Иван Иванович опять перевел взгляд в сторону метро. Вокруг компании молодежи прибавилось пустых бутылок, а пьяные бездомные продолжали сидеть там же на асфальте.

А теперь обратимся к газетам времен Достоевского.

Газета «Голос» 11 апреля 1865г. №99.

Проблема «трезвости» приобретает в начале 60-х годов ХIХ века общегосударственное значение. В Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками в целях ограничения их «излишнего употребления в народе». Однако надежды эти не оправдались, и питейные заведения, как, грибы, стали расти по всей России, широко распространяя пьянство. И у нынешних властей ничего не получается.

Вопрос: Что об этом пишут газеты сегодня?

Ответ: АиФ: «Будут ли ночи крепкими?» (Чтение отрывка статьи учащимися)

Вопрос: Какую сцену и с каким персонажем «Преступление и наказание» сейчас читает Иван Иванович?

Ответ: Раскольников и Мармеладов в распивочной. ВИДЕО «Преступление и наказание», реж. Л. Кулиджанов (1969г.)

Вопрос: Видите, на Неве ночевал. А какое жилище было Раскольникова?

Ответ: Каморка Раскольникова. (Зачитывается отрывок).

Вопрос: А что о жилищном вопросе говорит современная печать?

Ответ: «Советская Россия» 25 июня 2005г. (Зачитывается отрывок).

В «Дневнике писателя» за январь 1876г. Достоевский писал: «Я никак не мог понять, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши миллионы русских будут когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».

Достоевский говорит, что не все могут жить богато, но все не бедно и достойно.

Вопрос: А что говорит о расслоении нашего общества современная статистика?

Ответ: «Комсомольская правда». Пропасть года. (Зачитывается отрывок)

Вопрос: Кто же главный БЕС капитализма, который кружит людей и манипулирует их сознанием?

ВИДЕО («Идиот» х/ф, реж. Иван Пырьев 1956г.).

(Настасья Филипповна бросает деньги в огонь).

Вопрос: Так кто же главный БЕС?

Достоевский говорит ДЕНЬГИ!

Деньги застилали глаза Лужиным и Свидригайловым, деньги застилают глаза многим и сейчас. Отсюда и ирония Достоевского над Западом и западным образом жизни: «Интересы западной цивилизации,- говорил он,- это производство, это богатство, это спокойствие нужное капиталу.

4. Итог урока

Достоевский говорил: «Пусть потрудятся сами читатели».

А что же, опираясь на Достоевского, нужно России, нашим людям, нашему человеку? Что нужно, чтобы вырваться из этого? И что вы сами думаете? Какой и в чем светлый путь у России, у людей наших?

Ответ: По Достоевскому СТРАДАНИЕ

Конечно, Достоевский прекрасно понимал, что ни от каких проповедей глупцы не становятся умнее, а подлецы честнее. И в то же время он не мог бы написать ни строчки, если бы не верил в силу слова и в открытость души для слова, в ее совершенствование.

А что же наша маршрутка? За окном маршрутки у метро - жестокая реальность, жизнь…

Мальчик с божьей коровкой символизирует жизнь, но … светлую и чистую.

А мужчина с книжками - читает, ищет, размышляет…

И что же дальше?

Маршрутка наполнилась и тронулась в путь. Мальчик протянул руку к открытой форточке и произнес:

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого…

Только не горелого.

Он разжал ладонь и божья коровка вылетела на залитую солнцем, по-летнему теплую улицу…

А маршрутка поехала своим путем, наверняка, будут пробки, но этого не бывает.

«Счастье не в счастье, а в его достижении»,- говорил Ф. М. Достоевский.

Ну, должна доехать, а иначе нельзя…

Домашнее задание.

Самостоятельно подготовить доклад о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

9 класс

Открытый урок по творчеству У. Шекспира

(«ГАМЛЕТ»)

^ ВЕСЬ МИР - ТЕАТР, А ЛЮДИ В НЕМ АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ

Цель урока: обозначить « вечные» проблемы в творчестве У. Шекспира; развить представление о драматическом произведении, показать связь гуманистических , философских идейэпохи Возрождения и современности.

Методические приемы: рассказ учителя, расширение теоретических знаний о драматургии, анализ текста, беседа

Оборудование урока: портрет У. Шекспира, видео, издания трагедии «Гамлет» в разных переводах ( Пастернака и Лозинского).

  1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы с вами уже разобрали идейно-художественное содержание трагедии , поэтому займемся сегодня рассуждением, построим разговор несколько в иной плоскости, размышление соединим с фантазией.

Вопрос: Вспомним, откуда взята первая часть темы урока?

Ответ: У входных ворот в театр «Глобус» возвышались два столба с рекламными афишами, над воротами высилась статуя Геркулеса, поддерживающего на плечах небесную сферу ( отсюда и название театра) с цитатой из римского писателя Петрония «Весь мир - театр».

Про режиссеров мы добавим сами.

Обратим внимание на эпиграф:

«… это была отличная пьеса, хорошо распределенная по сценам, построенная столь же просто, сколь и умело».

Вопрос: Кому принадлежат эти слова?

Ответ: Гамлет (Акт2, сцена2)

3. Обобщение и систематизация изученного материала

Вот… Гамлету. Человеку нового времени, человеку эпохи Возрождения. Он слаб и силен в своей высокой нравственности, его оружие – МЫСЛЬ. Это же для него источник несчастия. Гамлет – одинокий философ. В сердце – гуманный человек, но по жизненному назначению – мститель, перед которым время ставит трудные , порой неразрешимые вопросы.

ВИДЕО. Гул затих … ( «Гамлет.» Театр на Таганке. 1971г.)

Вопрос: Что же двигало Гамлетом, который затеял это действо, отрежиссировал определенный отрезок жизни? Ведь он же не прямо занялся расследованием, обвинил, наказал?

Ответ: 1. Смерть отца.

2. Быстрое забвение всеми.

3. Поведение матери.

4. Быстро дядя освоился на троне королевском.

5. Призрак. (тень отца Гамлета). (Зародилось обвинение).

Вот его (Гамлета) личные мотивы. Каждого актера , режиссера, творца что-то подталкивает к тому, чтобы взяться за произведение, за спектакль. Другого выхода у Гамлета не было, напрямую можно было ничего не добиться или ошибиться.

Вопрос: Вспомним, кто такой Гамлет?

Ответ: Принц,студент, человек образованный, знакомый с искусством. Ведь у него были знакомые актеры, он знал их пьесы, роли, ориентировался в приемах. Входят 4-5 актеров, он вспоминает, обсуждает с ними, монолог ему читает один актер.

Полоний: Это слишком длинно.

Гамлет: это пойдет к цирюльнику вместе с вашей бородой.

Гамлету важны детали (долго или нет ему все равно).

Конечно, для каждого спектакля нужны декорации. Но здесь это само окружение , природа. Да и во времена Шекспира кулис и декораций не было, бутафория, реквизит отличались простотой.

Вопрос: Что по сути «сценической площадкой» является для Гамлета?

Ответ: Сама жизнь.

ВИДЕО «Гамлет» реж. Г. Козинцев, сцена «Мышеловка»

Итак, он ( Гамлет) сам автор, режиссер и исполнитель. (Здесь вспомним эпиграф).

Вопрос: Какую же роль выбирает Гамлет?

Ответ: 1. Внешнюю 2. Внутреннюю.

1). Маска сумасшедшего (Полоний и Клавдий поддерживают это, Гамлет подыгрывает им и начинает играть эту роль);

2). Мститель( жанр трагедии мести); Человек, наказывающий зло - страдалец.

1). Он очень умело играет роль сумасшедшего. Все вокруг начинают верить в то, что он помешался.

(Офелия сожалеет: «О, что за гордый ум сражен! Вельможи…)

2). Гамлет очень тонкий психолог в своей игре, например с матерью!

(Королева: «Поди сюда, мой милый Гамлет, сядь возле меня.

Гамлет: «Нет, дорогая матушка, здесь есть металл более притягательный).

И Гертруде хорошо. У меня есть любовь и у принца( сына моего) все гладко. Значит он отвлекся уже. У него тоже любовная интрижка. Очень житейски устраивает…

Даже Клавдий, хотя и постоянно сомневается, но все-таки говорит: «Безумие! Другое дело , что у Клавдия могут возникнуть мысли, что и безумный может все узнать и мыслить.»

Гамлет долго решается на линию поведения (роль) внутреннюю, очень реалистическую ( мстить, бороться со злом).

Шекспир сам был очень реалистичен.

Пример: Зверинец.

Конечно, Гамлет произносит, когда выбирает для себя дальнейший путь, монолог «Быть или не быть».

Двойственность заключена в нем самом. Поэтому разные трактовки … прочтения…

ВИДЕО ( Монолог «Быть или не быть», «Гамлет» , Театр на Таганке 1971г.)

Вопрос: Какой путь избирает Гамлет?

Ответ: Бытью

Гамлет знает , что подписывает себе смертный приговор. Он полон решимости и затевает представление бродячих актеров.

ВИДЕО ( Сцена «Мышеловка» ,«Гамлет» , Театр на Таганке 1971г.)

Вопрос: Зачем Гамлет затевает представление бродячих актеров?

Ответ: Гамлет не хочет быть слепым орудием мести. Он должен выяснить точно,кто убийца… Принц действует с актерами как режиссер, расписывает их роли…

Вопрос: Какие трагические события повлекло за собой решение Гамлета?

Ответ: Цепь смертей (учащиеся перечисляют гибель персонажей).

И вот Гамлету после представления оставалось только доиграть этот реалистичный спектакль с трагическим финалом.

Вопрос: Кто же виноват в трагической цепи смертей и такой развязке?

Ответ: Трагично само существование мыслящего человека, его внутренние противоречия, борьба с самим собой. Гамлет не просто мстит, он пытается восстановить справедливость. Зло порождает зло.

КЛАВДИЙ ---- ГАМЛЕТ (Гамлет убивает Полония, говорит: «Несчастья начались, готовьтесь к новым…)

Вопрос: Полностью ли Гамлет сам сыграл, срежиссировал свой спектакль, этот отрезок жизни?

Ответ: Нет. Жизнь режиссирует и вносит свои коррективы. Жизнь-театр готовит человеку массу ситуаций, из которых одни выходят достойно, другие-нет. Гамлет постоянно вынужден заниматься режиссурой, искать интересные и правильные ходы.

Да, Гамлет терзался, но он сделал свой выбор и прошел по избранному пути до конца. А сделать подобное может только сильный человек.

Размышляя о трагедии Шекспира, о Гамлете, мы не столько отвечаем на вопросы, сколько учимся ставить их.

Эти вопросы будут, пока будет существовать человечество.

Зачитывается стихотворение В. С. Высоцкого.

В непрочный сплав меня спаяли дни-

Едва застыв, он начал расползаться.

Я пролил кровь как все – и , как они,

Я не сумел от мести отказаться.

Но гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса…

Домашнее задание.

Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Похожие:

Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconФ. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание»...
Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы...
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconНеделя русского языка и литературы 12. 11. 12-19. 11. 12
Ф. М. Достоевского. Творческий концерт участников конкурса «Достоевский- мой любимый писатель»
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconПреступление и наказание. История создания произведения Истоки романа...
Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы...
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconФёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Основные литературные философские произведения Достоевского: «Записки из подполья», «Подросток», «Бесы», «Идиот», «Преступление и...
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconФ. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье врача московской Мариин- ской больницы для бедных
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) icon1. 6 Виды экономических систем. Функционирование рыночной системы
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции. Характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием...
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconУрок «Море и его богатства»
Групповая работа – способ организации познавательной деятельности учащихся на уроке
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconЗаключительный урок по творчеству М. Ю. Лермонтова
Познакомить учащихся с поворотными событиями в жизни М. Ю. Лермонтова, оказавших воздействие на его творчество
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconСлавянофильство
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в россию можно только верить
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского на россию надвигается капитализм «бес национального богатства» (Достоевский и современность) iconТихонова Л. А. учитель биологии
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница