Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»




Скачать 118.45 Kb.
НазваниеМузыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Дата публикации19.11.2013
Размер118.45 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Культура > Документы
Тема: Музыка как герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели:

образовательная: работать над чтением эпизодов романа «Отцы и дети», развивая умение анализировать текст ;

развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;

воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности И.С.Тургенева, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями музыкального искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой музыкальной культуры

Задачи:

создать мотив обучения через связь материала урока с музыкой;

обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

совершенствовать навык критического осмысления текста;

развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Форма урока: урок-беседа

Тип урока: урок изучения художественного текста

Вид урока: анализ текста

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи музыкальных композиций , ЦОР, эпиграф:

…вкус и манера восприятия музыки были у Тургенева в высшей

степени богато, широко и глубоко развиты.

Б.В.Асафьев

http://www.artscroll.ru/page.php?al=portret_i_s_turgeneva_48740_kartina- портрет И.С.Тургенев

Методические приёмы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, индивидуальное сообщение учащегося

Межпредметные связи: музыкальное искусство

План урока.

I. Оргмомент.

II.Новый материал.

1.Стихотворное начало урока.

2.Вступительное слово учителя.

3.Просмотр начала фильма «Отцы и дети», 1958г.

4.Беседа по услышанной мелодии.

5.Тема , цели урока.

6.Чтение, беседа по отрывкам из романа .

7.Прослушивание одной из мелодий Франца Шуберта – «Мелодия Любви»

8.Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика творчества музыканта»

9.Прочитаем выразительно отрывки.

10.Сообщение подготовленного (дома) учащегося по теме ««О последней главе романа «Отцы и дети».

III. Обобщение.

^ IV. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Оргмомент.

II.Новый материал.

1.Стихотворное начало урока. Звучит музыка Шопена. Ноктюрн фа минор.

http://www.notomania.ru/noty_kompozitsii.php?n=1486
(Под музыку учитель читает стихотворение В. Набокова.)
Взволнован мир весенним дуновеньем,
Вернулись птицы, и звенят ручьи
бубенчиками влаги. С умиленьем
Я разбираю мелочи любви
На пыльных полках памяти. Прохладно
В полях и весело в лесу, куда
Ни ступишь - крупный ландыш. Как вода,
Дрожит лазурь - и жалобно, и жадно
Глядит на мир. Березы у реки -
Там на поляне, сердцем не забытой,
Столпились, и так просто, деловито
Развертывают липкие листки,
Как будто это вовсе и не чудо,
А в синеве два тонких журавля
Колеблются, и, может быть, оттуда
Им кажется зеленая земля
Неспелым, мокрым яблоком...

^ 2.Вступительное слово учителя.

Музыка является героем многих произведений И.С.Тургенева. В его произведениях «Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Певцы», «Дворянское гнездо» и других музыка выступает как важный компонент идейно-художественной системы писателя. Он очень любил музыку, искренне восхищался ею. По словам Б.В.Асафьева , «…вкус и манера восприятия музыки были у Тургенева в высшей степени богато, широко и глубоко развиты». « Все переданные им в его же рассказах музыкальные впечатления и описания процесса пения или игры изобличают меткий и обоснованный критический взгляд и вместе с тем яркость восприятия». На самом деле, живость и глубина вдохновенных словесных описаний музыки в произведениях Тургенева покоряют читателя. Вот как описывает он игру старого музыканта Лемма и восприятие её Лаврецким в романе «Дворянское гнездо» : « Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на свете дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса».

Музыка вторит кульминации любовной линии - объяснению главных героев, Лаврецкого и Лизы Калитиной. Описания музыки и её впечатления на героя приводят художника слова к особой инструментовке языка, отбору изобразительно-выразительных средств.

Зачастую музыка в романах Тургенева является своеобразным критерием оценки действующих лиц, средством характеристики героя. Именно поэтому

я предлагаю включить в анализ романа «Отцы и дети» и разбор «музыкальных страниц» произведения. Музыка играет важную роль в сюжете. Она сопровождает героев в имении Кирсанова, в губернском городе, в усадьбе Одинцовой, в господском домике Базаровых. Связаны с музыкой повторное посещение имения Кирсановых и второй приезд Базарова в дом отца. И во всех случаях музыка помогает понять позицию героев , углубить их характеристику .

3.^ Просмотр начала фильма «Отцы и дети», 1958г.

http://www.zoomby.ru/watch/lenfilm-otcy-i-deti?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702631

4.Беседа по услышанной мелодии. Каков настрой с самого начала романа?

Поговорим об этом подробно.

5.Тема , цели урока.

6.Чтение, беседа по отрывкам из романа .

Прочитайте выразительно концовку 9 главы романа.

Книга в формате HTML: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml

Упражнение гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
Вопрос учителя. Как характеризует сцена Базарова? (Нигилистическое отношение Базарова к искусству, в частности к музыке. В представлении Николая Петровича его музыкальные увлечения соединяются с романтизмом, мечтательностью , а Базаров считает их бесполезными вещами.)

Вопрос учителя. Как относится к этому Аркадий?(Он не разделяет отрицания музыки Базаровым)

Вопрос учителя. А на чьей стороне автор? ( Грубость на музыкальном фоне говорят, скорее всего, что Тургенев не разделяет точку зрения Базарова).

Вопрос учителя. Определите художественно-выразительные средства языка писателя в этом отрывке для определения позиций героев.

7.Прослушивание одной из мелодий Франца Шуберта – «Мелодия Любви»

8.Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика творчества музыканта»

9.Прочитаем выразительно отрывки, в которых Базаров , Аркадий встречаются с Одинцовой в губернском городе и в усадьбе Никольское.

Вопрос учителя. Поняв, что Базаров отрицает и музыку, Одинцова потихоньку возобновляет разговор об искусстве. Как реагируют на это герои? (Базаров опять говорит о ботанике, а Аркадий стал говорить о значении народных мелодий. Позже Базаров сам о себе скажет, что не имеет «художественного смысла»).

Согласимся с Одинцовой, что «художественный смысл» нужен на то, «…чтобы уметь узнавать и изучать людей».

Эпизод исполнения Катей це-мольной сонаты-фантазии Моцарта.

http://muzofun.net/tune/%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB-сонаты Моцарта

-Что же вам сыграть?
-Что хотите, - равнодушно ответил Аркадий.

-Вы какую музыку больше любите? - повторила Катя, не переменяя положения.

-Классическую, - тем же голосом ответил Аркадий.

-Моцарта любите?

-Моцарта люблю.
Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо...

(«Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо») является кульминацией музыкальной темы в романе.

Вопрос учителя. Почему? («Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, то часть, в которой посреди пленительной веселости беспечного напева внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…» В этих слова мы понимаем, что Тургенев не оставляет у читателей никаких сомнений, что он не разделяет взглядов Базарова на искусство.)

Прочитаем выразительно отрывок из 21 главы романа, изображающий героев в родительском доме Базаровых. Василий Иванович, оживившийся с приездом сына, запел из популярной тогда оперы.

Вопрос учителя. Как отреагировал на пение отца Базаров? (Он стал раздражительным, грубым)

Задание учителя. Определите художественно-выразительные средства языка писателя в этом отрывке для определения позиций героев.

Прослушаем отрывок из 27 главы романа , в котором, находясь дома, Базаров слышит песню деревенских мальчишек.

Аудиокнига http://martand.ru/audioknigi/klassika/ottsy-i-deti-ivan-turgenev-audiokniga.html

^ Упражнение гимнастики глаз

1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
Вопрос учителя. Как он отреагировал и понял эту песню? ( Он понял, что люди смешивают новое и старое в веяниях эпохи. Ему нравится всё-таки «плохое» старое).

^ 10.Сообщение подготовленного (дома) учащегося по теме ««О последней главе романа «Отцы и дети».

III. Обобщение.

Музыкальные фрагменты, играя важную роль в сюжете «Отцов и детей», во многом являются средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.

Необходимо отметить чистоту и ясность языка Тургенева, музыкальности, ритмичности его прозы.

Повторы, яркие эпитеты, метафоры, выразительные глаголы, ритмичность и гибкость построения фразы делают этот фрагмент романа музыкальным

При чтении его произведений словно слышишь музыку.

^ Звучит музыка Моцарта. Соната-фантазия до минор.
Вопрос классу:

- Какие чувства выражает музыка? (Скорбь, чувственность, углублённость, размышления…)
Учитель.
Моцарт был одним из любимых композиторов Тургенева. Его музыка покоряла писателя своим мелодическим богатством, возвышенной чистотой и естественностью выражения чувств. «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей»,- писал Тургенев.
Писатель остро ощущал трагедийные начала моцартовской музыки. Не случайно эти чувства нашли своё отражение в романе «Отцы и дети».

Суперфизкультминутка http://www.zavuch.info/methodlib/392/83285/
^ IV. Домашнее задание.

Прослушивание романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное» http://www.runetmusic.ru/tracks/22517/

Широкая тема «Тургенев и музыка» имеет еще одну важную сторону: отношение музыкантов (прежде всего композиторов) к наследию писателя. Ведь для каждого композитора творчество большого поэта или писателя –неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно почерпнуть текст или сюжет для нового сочинения.

Задание. Среди известнейших произведений:

-опера М. Ипполитова-Иванова «Ася»,

-опера Гольденвейзера «Вешние воды»,

-опера А. Кастольского «Клара Милич»,

-романсы Рубинштейна, Виардо, Абазы.

Напишите эссе : «Почему же нельзя отрицать природу, искусство, любовь?», опираясь на источники Интернет

ЛИТЕРАТУРА

^

1.М.М.Жданов. «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении», издательство «Просвещение», Ленинградское отделение, Ленинград,1972

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ


1. http://classic-online.ru/ Классическая музыка.

2.http://www.artscroll.ru/page.php?al=portret_i_s_turgeneva_48740_kartina- портрет И.С.Тургенева

3.http://www.notomania.ru/noty_kompozitsii.php?n=1486- музыка Шопена. Ноктюрн фа минор.

4.http://www.zoomby.ru/watch/lenfilm-otcy-i-deti?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702631- фильм «Отцы и дети», 1958г.

5. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml- книга в формате HTML

6.http://muzofun.net/tune/%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB-сонаты Моцарта

7. http://martand.ru/audioknigi/klassika/ottsy-i-deti-ivan-turgenev-audiokniga.html-аудиокнига

8. http://www.runetmusic.ru/tracks/22517/- романс на слова И.С.Тургенева «Утро туманное»

9.http://www.zavuch.info/methodlib/392/83285/- суперфизкультминутк

Дополнительные материалы
Доклад учащегося

«Характеристика профессии музыканта»
Краткое описание: Музыкой можно заниматься профессионально, а можно для себя. Музыкант — это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте. Также к представителям этой профессии относятся композиторы, вокалисты, то есть те люди, которые по роду своей деятельности прямо связаны с музыкой.
История профессии: Кажется, люди пели с момента существования жизни на земле. Каждый человек наделён голом и может петь. Другое дело как он это делает и может ли он пением зарабатывать на жизнь. Многие песни, которые дошли до наших времён считаются народными, так как никто не знает, когда она прозвучала в первый раз. Первобытные люди использовали музыкальные инструменты для каких-либо религиозных ритуалов — они танцевали, пели и барабанили, создавая тем самым уникальную по восприятию музыку. С тех пор многое изменилось, а именно предназначение музыки.…

Социальная значимость профессии в обществе: Сейчас есть телевизор, радио, концертные площадки. На «голубом» экране можно увидеть клипы известных людей, которые потом приезжают с концертами в наш город. Музыка — это развлечение, воспитание, культура, идеология… да всё что угодно. Человек тянется к прекрасному, ищет что-то светлое и понятное для него именно в творчестве. Музыкант сродни учителю — его слушают, прислушиваются и делают выводы. Хорошо, что музыканты понимают какая ответственность лежит на них перед их слушателями и преданными поклонниками.
Массовость и уникальность профессии: Какие могут быть требования к музыканту? Можно ли с творческого человека что-то требовать? Думаю, нет. У него должна быть харизма и желание нести искусство в массы. Важно музыкальное образование, но многие обходятся без него.
Риски профессии: Впрочем, как музыкант может обойтись без образования, так и сцена может обойтись без него. Это и есть минус профессии-то, что о тебе завтра могут забыть. Для тех, кто привык к славе это сродни гибели. Не все могут найти себя в определённом жанре, занять нишу, так и мечутся среди многообразия звучаний. Несмотря на недостатки, для тех, кому есть что сказать и показать, музыка есть иногда единственным способом донести своё мировоззрение к людям.
Где получить профессию: Говорят, что талант или есть или его нет. Даже если он есть, всё равно нужно учиться и развивать свои способности. Творческий человек всегда должен расти профессионально. Обучают игре на инструментах в музыкальном училище или школе. Также есть категория творческих людей, которые считают нецелесообразным тратить несколько лет жизни на обучение. Можно взять частные уроки у преподавателя или научится по самоучителю игре на инструментах

Доклад учащегося

«О последней главе романа «Отцы и дети»

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог - 28-ю главу?

Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: «Стояла белая зима с жестокою тишиной…». Звучит как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконечной».

Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге. Через весь роман, то затихая, то нарастая, как бы споря между собой, звучат два мотива - иронический и лирический. На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, «пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви»; в том же ключе сообщается и о княжне Х…ой, забытой «в самый день ее смерти», и о Петре, совсем окоченевшем «от глупости и важности».

«Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо» описаны семейная идиллия Кирсановых - отца и сына - и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны. В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: «жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»

Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе «последователей Базарова» - Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово «ирония»: «Говорят, его (Ситникова) кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус. Он называет это иронией…»

И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?..»

Повторы, восклицания, вопросы - все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно - Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на мой взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения».

Похожие:

Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» icon"Отцы и дети" Тургенева
Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В россии стали принимать идеи западничества....
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconТермин Пояснения Примеры из художественных текстов
Базаровский «балахонишка», английский сьют Павла Петровича ( «Отцы и дети И. Тургенева»)
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconИван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». История создания. Нигилизм...
...
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconКомпозиционное своеобразие романа "Герой нашего времени"
Композиционная сложность романа неразрывна связана с психологической сложностью образа главного героя
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconПлан. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита...
Бегемота, образ периферийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ...
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconРоман И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Россия конца пятидесятых годов 19 века, в то время когда демократическое движение только-только набирало свою силу. И в результате...
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconИван Сергеевич Тургенев Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети Посвящается памяти
Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на шоссе, барин лет сорока...
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconРубен Давид Гонсалес Гальего Чёрным по белому Герой
Я слушал и верил всему, как верят правде дети, а может быть, только дети. Взрослые зачастую уже не могут верить ни во что. Так вот,...
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconЧингиза Айтматова «И дольше века длится день»
Отечественная Война, за которую эти простые люди, как говорил еще один герой романа Абуталип Куттыбаев, пережили и испытали столько,...
Музыка как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconПроекта «Музей литературного героя»
Пушкиным. Нас вдохновил его роман «Дубровский», герой этого романа, загадочный и романтичный. Сначала мы просто «дописывали» Пушкина,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница