Примерная рабочая программа курса «Музыка»
(на основе программы курса «Музыка» Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)
(1 класс 1 час в неделю, 33 часа)
1.Пояснительная записка
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путём решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное, и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
реализацию их творческого потенциала;
выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;
становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет:
умение слушать, уважение к мнению других;
способность встать на позицию другого человека;
готовность вести диалог;
участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
в формировании у него целостной художественной картины мира;
в воспитание его патриотических чувств;
в сформированности обнов гражданской идентичности;
в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
приобщение к эстетическим ценностям;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
развитие потребности жить по законам красоты;
формирование эстетических идеалов и потребностей;
воспитание художественного вкуса;
выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
^
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребёнка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребёнком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию, и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реализации музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:
в опоре на жизненный опыт детей;
в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;
в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;
в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;
в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского – оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуализации. Соответственно и наблюдается совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленно на последовательное и систематическое развитии е младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенного по системе «от простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими в априори закономерностями самого музыкально искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
в реализации сверх задачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2-4 классах;
в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.
Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.
^
Программа разработана на основе программы и учебников Челышева Т.В., Кузнецова В.В. в рамках проекта «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
^
Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школя, Е.Д Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».
«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.
^
обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;
он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни – сверхзадачей музыкального воспитания;
проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.
^ связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания – отношение к действительности, инструмент познания – музыкальный образ, способ познания – проживание содержания музыки).
^ коррелятивен с принципами:
увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;
доступности, с вязанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения у контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.
^ обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого – к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников и искусство происходит естественно и логично.
^ Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.
Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияния на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
метод забегания в перед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий = патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам , к разным жанрам песенного творчества и пр.);
метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и прежде всего с жизнью самого ребенка. Это – звуки, окружающие его. Это музыка природы и дома. Это – музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это – звучащий образ Родины и народные напевы.
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. – в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваться в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел – «Мир музыки в мире детства» - является темой данного года музыкального образования.
В соответствии в азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские.
В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков.
Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.
В 1 классе выстроена система накоплений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами).\
5.Результаты изучения курса
^
|
| ЛИЧНОСТНЫЕ
| МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
| ПРЕДМЕТНЫЕ
| Ученик научиться, узнает
| выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям;
импровизировать (вокальная, инструментальная танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
| Р
| умение оценить своё исполнение песни или игру детских музыкальных инструментах.
наблюдать за использование музыки в жизни человека.
| обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;
проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности;
отражать в исполнении интонационно-методические особенности музыкальных образов.
| П
| различать настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке;
размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков;
импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях;
сравнивать разные музыкальные произведения; определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка;
выявлять выразительные возможности музыки;
рассуждать о роли музыки в жизни человека.
| К
| исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективе или групповом сотворчестве с другими учащимися;
исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников;
разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;
разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
инсценировать песни, фрагменты опер.
| Ученик получит возможность научиться, узнать
| выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении пр.;
осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации;
осуществлять первые опыты сочинения;
воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
| Р
| размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
| проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности;
обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;
осознавать преобразующие функции музыки.
| П
| находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций;
сравнивать музыкальные характеристики разных героев;
воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками;
выявлять в музыкальном тексте песни характеристики образа Родины, родной сторонки.
| К
| размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками.
| ^
1-я четверть — «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колы бельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
2-я четверть — «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жиз ни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
4-я четверть — «Волшебная сила музыки»
Темы: Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стра не «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
В соответствии с азбучным характером учебная программа вклю чает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Ти-личеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современ ных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крыла-това, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и зару бежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.
Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения
По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров (песня, танец, марш);
названия изученных произведений и авторов;
названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);
названия нот;
основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;
уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
^
№ урока
| № урока по теме
| Тема урока
| Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС
| Форма урока
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Дата проведения по плану
| Факт
| Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| ^
|
|
| 1
| 1 Уч.- ст .4,5.
| Звуки в доме Маши и Миши
| Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека ,её роли в духовно- нравственном развитии человека
| Урок- беседа
| Вводный урок
| Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков.
| Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
| Наблюдать за воплощением в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
| 1 неделя
|
| 2
| 2
| Рождение песни
Уч.- ст 6,7; м.м.:«Колыбельная». Музыка Е.теличеевой.
| Сформированность основ музыкальной культуры , в том числе на материале музыкальной культуры родного края , развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельностии
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
| Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
| Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
| 2 неделя
|
| 3
| 3
| Колыбельная
Уч.- ст. 8-11; м.м.: «Колыбельная самим себе». Музыка В.Семенова, слова Г.Лебедевой. «Кикимора». Симфоническая картинка. А. Лядов.
| Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведение
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
| Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове рисунке пении.
| Сравнивать выразительность колыбельной песни и другой похожей на неё музыки.
| 3 неделя
|
| 4
| 4
| Поющие часы
Уч.-ст.12-14; м.м.: вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков. «Часы» музыка Н. Метлова, «Тик-так» музыка А.Островского, слова, З. Петровой.
| Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций , исполнение вокально- хоровых произведений , в импровизации
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков
| Рассуждать о часах как предмете быта и музыкальном инструменте.
| Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
| 4 неделя
|
| 5-6
| 5-6
| « Кошкины песни»
Уч.-ст. 17-19; м.м.: «В гостях у королевы» Г. Брука, слова С. Маршака, «Киска» музыка Г. Курина, слова В. Стоянова, «Ученый кот» музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова,
«Кот у сапогах и белая кочешка» фрагмент балета «Спящая красавица» П.И.Чайковский.
| Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций , исполнение вокально- хоровых произведений , в импровизации
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Осуществлять первые опыты сочинения.
| Сравнение музыкального текста и рисунка.
| Разучивание и разыгрывание песен.
| 5-6 неделя
|
| 7-9
| 7-9
| О чем « поёт» природа
Уч.-ст. 20-25. М.м.: «Прогулка» из фортепьянного цикла «Детская мукзыка» С.С.Прокофьева; «Кукушка» швейцарская народная песня; «Кукушка в глубине леса» из фортепьянного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санс»; «Сарафан надела осень» музыка Т Попатенко, слова И. Чернецкой;
«Полёт шмеля» фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский-Корсаков.
| Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций , исполнение вокально- хоровых произведений , в импровизации
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Сравнивать разные музыкальные произведения.
| Сравнивать музыкальные звуки дома и «поющей природы».
| Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
| 7-9 неделя
|
| 2-я четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 часов)
| 10-11
| 1-2
| Музыка про разное.
Уч.-ст. 28-32. М.м.: «Звуки музыки музыка Р.Роджерса, русский текстМ.Цейтлиной; «Баба-яга» из фортепьянного цикла «Детский альбом» П.И. Чайковский; «Марш Черномора» фрагмент оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
| Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведение
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Сравнивать разные музыкальные произведения.
| Сравнивать поэтические, художественные характеристики героя с музыкальными.
| Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
| 10-11 неделя
|
| 12-13
| 3-4
| «Звучащий образ России»
Уч.-ст. 33-36. М.м.: ростовские колокольные звоны; «Вечерний звон» русская народная песня»; богатырские ворота» из фортепьянного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусорский; «Родина – отчизна» музыка А. Киселева, слова В. Татаринова.
| Сформированность основ музыкальной культуры , в том числе на материале музыкальной культуры родного края , развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельностии
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образа в жесте пении.
| Находить особенности музыкального отражения в жизненных ситуациях.
| Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
| 12-13 неделя
|
| 14-16
| 5-7
| Здравствуй, гостья – зима
Уч.-ст. 37-39. М.м.: «Здравствуй, гостья-зима» музыка народная, слова И.Никитина; «Зимушка-зима» музыка Е.Боярова, сдлова М.Пляцкого; «Новогодний хоровод» музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой.
| Сформированность основ музыкальной культуры , в том числе на материале музыкальной культуры родного края , развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельностии
| Урок- беседа
| Урок усвоения новых знаний
| Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.
|
|
| 14-16 неделя
|
|
|
| 3-я четверть «Так и льются сами звуки из души!» (10 часов)
| 17-18
| 1-2
| Зимние забавы
Уч.-ст. 40-46. М.м.: «Снег танцует» из фортепьянного цикла «Детский уголок» К.Дебюсси; «Вальс снежных хлопьев» Фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский; «Котенок» музыка В.Семенова, слова В. Бараускаса; «Хоккеисты» музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко;
«Как на тоненький ледок» русская народная песня; «Пятнашки» из фортепьянного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьев.
| Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведение
| Урок- практикум
| Урок усвоения новых знаний
| Импровизировать с учетом выразительных возможностей музыки.
| Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
| Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
| 17- 18 неделя
|
| 19-20
| 3-4
| Музыкальные картинки
Уч.-ст. 47-52. М.м.: «Куры и петухи» из фортепьянного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санс; «До чего же грустно!» музыка С Соснина, слова П. Синявского; «Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик» музыкальные картинки Д.Б. Кабалевский; «Персонажи с длинными ушами» из фортепьянного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санс.
| Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведение
| Урок- практикум
| Урок усвоения новых знаний
| Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
| Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
| Выявлять выразительные возможности музыки.
| 19-20 неделя
|
| 21-22
| 5-6
| Мелодия жизни
Уч.-ст.53-61. М.м.: «Болезнь куклы» из фортепьянного цикла «Детский альбом»; «Журавль» украинская народная песня; «Симфония №2 - фрагмент финала П.И.Чайковский; «Бравые солдаты» музыка А.Филиппенко, слова И.Михайлова;
«Азбука» музыка А Зарубы, слова Б Заходера; «Рыжий пес» музыка Г. Струве, слова В Степанова.
| Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведение
| Урок- практикум
| Урок усвоения новых знаний
| Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
| Находить особенности музыкального отражения в жизненных ситуациях.
Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
| Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
| 21-22 неделя
|
| 23
| 7
| Весенние напевы
Уч.-ст.62-66. М.м.: «Перед весной» русская народная песня в обработке П.И.Чайковского; «Весной « Э Григ; «Самая, самая» музыка Г. Левдокимова, слова В.Степанова.
| Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведение
| Урок- практикум
| Урок усвоения новых знаний
| Импровизировать с учетом выразительных возможностей музыки.
| Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
| Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх драматизациях.
| 23 неделя
|
| 24-26
| 8-10
| Погорим на музыкальные темы
Уч.-ст.67-79. М.м.: «Последний снег» музыка З. Компанейца, слова А Толстого; «Слодкая грёза» из фортепьянного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского; «Капельки» музыка В Павленко, слова Э.Богдановой; «Муха-Цокотуха» опера–игра по мотивам сказки К.Чуковского музыка М.Красева.
| Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека ,её роли в духовно- нравственном развитии человека
| Урок- беседа
| Урок усвоения нового материала
| Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
| Сравнивать поэтические, художественные характеристики героя с музыкальными.
| Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
Инсценировать песни, фрагменты опер.
| 24-26 неделя
|
| 4-я четверть «Волшебная сила музыки» (8 часов)
| 27-28
| 1-2
| Композитор ,исполнитель , слушатель
Уч.-ст.80-86. М.м.: «Полька» из фортепьянного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковский; «Дождь и радуга» из фортепьянного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьев; «Соловей» музыка А.Филиппенко, слова Г. Бойко; «Дирижер» музыка Д.Запольского, слова Е.Руженцева.
| Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека ,её роли в духовно- нравственном развитии человека
| Урок- беседа
| Урок усвоения нового материала
| Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
| Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
| Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
| 27- 28 неделя
|
| 29-31
| 3-5
| Музыка в стране мульти- пульте
Уч.-ст.86-90. М.м.: «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е.Крылатова, слова Ю.Яковлева; «Дюймовочка» из цикла детских пьес для фортепьяно; «Мультфильмы с приключениями» С.Слонимский; «Песенка Львенка и Черепахи» музыка Г.Гладкова, слова С.Козлова.
| Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций , исполнение вокально- хоровых произведений , в импровизации
| Урок- практикум
| Урок усвоения новых знаний
| Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
| Сравнивать поэтические, художественные характеристики героя с музыкальными.
| Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
| 29-31 неделя
|
| 32-34
| 6-8
| Всюду музыка живёт
Уч.-ст.91-95. М.м.: «Игра воды» М.Равель; «На лесной тропинке» музыка А.Абрамова, слова Л.Дымовой; «Наш край» музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца.
| Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций , исполнение вокально- хоровых произведений , в импровизации
| Урок- практикум
| Урок усвоения новых знаний
| Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
| Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
| Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
| 32-33 неделя
|
| ^ №
| ^
| Количество
| Отдельные замечания
| 1
| 2
| 3
| 4
| ^ | 1.
2
| Портреты русских и зарубежных композиторов.
Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты
Хрестоматии музыкального материала к учебникам.
Сборники песен и хоров.
| Д
Д/Г
Д
К
Д
|
| ^ | 2
| Методические пособия по электронному музыкальному творчеству
| Д |
| ^
| 3.
3
3
| Компьютер
|
|
| ^ | 6.
4
| Аудиозаписи и
Фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы.
Слайды (диапозитивы).
| Д
Д
Д
Д
| Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса.
Оперы, балеты, творчество отдельных композиторов, ведущих исполнителей и исполнительских коллективов.
Произведения пластических искусств, иллюстрации к литературным произведениям.
| Игры и игрушки | 7.
4
| Звучащие игрушки.
Костюмы героев сказок.
| Г Г
|
| |