Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида»




Скачать 312.87 Kb.
НазваниеПрограмма развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида»
страница1/3
Дата публикации11.01.2014
Размер312.87 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Программа развития ГСКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 4 I и П вида» г.Сыктывкара

Настоящая программа определяет концепцию развития специальной коррекционной школы и основные направления деятельности по её реализации и предусматривает:

  • совершенствование содержания образования неслышащих детей в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида; использование коррекционно-развивающих технологий на двух ступенях школьного обучения;

  • оптимизацию воспитательной работы: разработку воспитательной системы; дальнейшее совершенствование систем психолого-медико-педагогического сопровождения и реабилитации воспитанников; разработку «модели выпускника»;

  • формирование творчески работающего стабильного педагогического коллектива.



Теоретической основой программы развития школы-интерната № 4 являются идеи Л.С.Выготского о сложной структуре нарушенного развития, положение С.А.Зыкова об обучении глухих языку и воспитательной работе с ними, методики Ф.Ф.Рау, Е.П.Кузьмичевой по обучению глухих устной речи, труды Л.И.Тиграновой и Т.В.Розановой по психологии детей с нарушением слуха.

На современном этапе развития нашего общества и системы образования в целом школа для глухих и слабослышащих должна обеспечивать высокий уровень знаний, воспитывать личность ребенка, подготавливать учащихся к труду в условиях быстро развивающегося рынка труда. В связи с этим остро встает проблема развития школьника с недостатками слуха, приближающего его к норме. Для этого необходимо построение педагогического процесса с учетом индивидуально-психических особенностей развития и обучения каждого глухого и слабослышащего.

Видный сурдопедагог и методист С.А.Зыков одним из путей повышения всей учебно-воспитательной работы называл «возможность осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому учащемуся внутри классного коллектива». Под дифференцированным подходом к обучению мыслится такая организация процесса, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, распределение их по типологическим группам и организацию работы, способствующую умственному и нравственному развитию детей.

Успешность обучения, высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечиваются внешними условиями (содержание обучения, совершенствование методики обучения, интегрированный подход, мастерство учителя) и внутренними условиями (индивидуально-психические особенности ученика). Специально организованная работа с учетом индивидуальных особенностей учащихся способствует активизации их мыслительной деятельности, значительно повышает успеваемость, обеспечивает поступательное развитие каждого ученика. Кроме специального обучения детей большое внимание уделяется организации речевой среды, посредством которой словесная речь становится средством общения, средством познания и мышления, средством развития школьников.

Итак, образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Нормативная база для разработки программы развития школы.


  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об образовании» в части ст. 5, ст. 12, ст. 50.

  3. Концепция реформирования систем специального образования, утвержденная Мин. Обр. РФ от 09.02.99 г. №3/1.

  4. Положение о «психолого – медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

Письмо Мин. обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901-6.

  1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Постановление правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.

6. Ведомственная целевая программа «Дети Республики Коми» (2007-2009 годы), утвержденная Мин.Обр.РК от 19.02.2007г. № 39.

Специфика деятельности ГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I и II вида».
Проблема специального образования является одной из актуальных в области образования. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, не падает. Кроме того, отмечается и тенденция комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся с нарушениями слуха, уровень реализуемых образовательных программ определяются МО РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ.

Согласно Типовому положению о специфике деятельности СКОУ «специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе». Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Содержание образования в СКОШИ № 4 определяется образовательными программами специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся, принимаемой и реализуемой школой самостоятельно.

Организация образовательного процесса в СКОШИ № 4 регламентируется учебным планом, учитывающим нормативы федерального, регионального компонентов и конкретные условия функционирования школы. Базисный учебный план (утвержден приказом МР РФ № 202065-п от 10.04.2002г) включает образовательные области:

  • Язык

  • Математика

  • Обществоведение

  • Искусство

  • Технология

  • Коррекционный блок

Школьный компонент включает:

  • Дополнительный час на трудовое обучение в 5-10 классах

  • Предмет ОБЖ в 5-10 классах

  • Курс «Основы информатики» вводится в 7-10 классах

  • Курс «География РК» в 10 классе

Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является «Язык». Эта область представлена учебным предметом «Язык и литература» с обязательным набором коррекционно-образовательных предметов: развитие речи, устная речь, дактильная речь, чтение, письмо, формирование грамматического строя речи (в младших классах). Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы в средних, старших классах сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения (коммуникативная система обучения языку). В эту же область включено и «Предметно-практическое обучение» как специфический пропедевтический и интегрированный учебный предмет, обеспечивающий коррекционную направленность обучения языку, овладение речевой деятельностью и развитие обучающихся с нарушениями слуха. Для более полного учета и реализации индивидуальных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи. Специальная работа по развитию и использованию нарушенной слуховой функции включает

фронтальные занятия в слуховом кабинете (0 – 4 классы) и музыкально-ритмические занятия (0 – 7 классы).

СКОШИ № 4 обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Соответствие этому уровню достигается путем соблюдения особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип обучения и соответствующее этому принципу оформление нормативно-методической документации.

Модернизация школьной системы затронула и систему специального (коррекционного)

образования. За счет интенсификации обучения, оптимального выбора учебных планов и образовательных программ, перестройки методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта СКОШИ № 4 перешла с двенадцатилетнего на десятилетний срок обучения, оставив при этом получение базисного образования за курс основной школы.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии ступеней общего образования:

1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в классах I вида – 6 лет, в классах II вида – 5 лет).

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в классах I вида – 5 лет, в классах II вида – 6 лет).

Государственная (итоговая) аттестация выпускников СКОШИ № 4 за курс основной школы проводится по математике и русскому языку письменно и одному из выбранных обучающимися предметов устно.

В особые группы выделяются глухие и слабослышащие обучающиеся, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственная отсталость. В специальный класс обучающиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения республиканской психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения в школе. Нормативный срок освоения в специальных классах – 9 лет, работа организуется по специальным учебным планам и программам.

^ Информационная справка о школе.
СКОШИ № 4 открыта в 2004 году путем слияния интернатов для слабослышащих и неслышащих детей.

В школе-интернате обучается и воспитывается в среднем от104 до 110 учащихся. Классов I вида – 7; классов II вида – 9; классов, обучающихся по вспомогательной программе -4.

Организация учебного процесса основывается на следующих принципах:

  1. дифференцированный подход в развитии ребенка;

  2. взаимосвязанность образовательного процесса.

Обучение ведется по следующим программам: основное образование по государственной программе, программа для умственно отсталых детей.

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется 16 педагогами высшей и 27 педагогами первой категорий, 16 педагогами второй категории.

В 2007 году в школе введен курс основ информатики, оборудован кабинет информатики на 6 учебных мест. В рамках проекта «Информатизация системы образования» организован доступ в INTERNET по коммутируемой линии. Школа имеет свой электронный адрес в INTERNET е.

В течение последних нескольких лет школа участвует во Всероссийских фестивалях, спортивных соревнованиях и конкурсах детского творчества.

Сведения о выпускниках школы-интерната № 4 за последние три года.



Год выпуска

Всего выпускников

УНПО

ССУЗ

На работу

2005-2006уч.г.

14

9

5

-

2006-2007уч.г.

5

3

1

1

2007-2008уч.г.

13

6

6

1


^ Выпускники обучаются не только в Республике Коми, но и за ее пределами:
- г.Москва – Колледж индустрии, гостеприимства и менеджмента – 2 человека (специальности – бухгалтер-экономист, техник по обслуживанию ЭВМ);

- г.Ульяновск – Фармацевтический колледж – 5 человек (лаборант);

- г.Михайловск Московской обл. – Экономический колледж – 1 человек (аудит и бухучет);

- г.Оренбург – Экономический колледж – 1 человек (экономист);

- г.Армавир – Профессиональный лицей – 1 человек (швея);

- г.Киров – Профессиональный лицей – 1 человек (закройщик);

- г.Сыктывкар – Индустриальный техникум – 3 человека (мастер строительных работ);

- г.Сыктывкар - ПУ №1 – 1 человек (повар);

- г.Сыктывкар - ПЛ №20 – 1 человек (мастер отделочных работ);

- г.Сыктывкар - ПЛ №34 – 10 человек (оператор ЭВМ, портной, парикмахер);

- г.Ухта – ПУ №30 – 2 человека (столяр-плотник, лаборант-эколог);

- г.Усинск – ПУ №11 – 1 человек (автомеханик);

- г.Сосногорск – ПУ №5 – 1 человек (штукатур-маляр)
После окончания лицеев и колледжей выпускники школы-интерната №4 поступают в высшие учебные заведения. На сегодняшний день обучаются:

Владимирский университет – 2 человека (очно);

^ Ухтинский технический университет – 2 человека (очно);

Сыктывкарский государственный университет – 1 человек (заочно);

Филиал горного института г.Воркута – 1 человек (заочно).

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 2008-2012 годы.

^ Цели и задачи школы.
Основной целью специальной (коррекционной) школы-интеранта № 4 I и II вида является совершенствование коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, на этой основе – решение вопроса адаптации в современном обществе; создание условий для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся потребности в общении и саморазвитии, развитие культуры и нравственности учащихся.

  2. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в упражнении, обучении, воспитании.

3.Обеспечение безопасности детей в школе в учебное и внеучебное время.

  1. Развитие в школе сферы дополнительного образования и создание условий для развития и саморазвития личности ребенка.

Особое внимание уделяется творческому саморазвитию детей.

5. Внедрение региональных компонентов в систему учебно-воспитательного процесса.
6. Постоянный анализ и на его основе формирование более эффективных средств работы с результатами обучения и воспитания. Использование в этих целях информационно-коммуникационных технологий.
Основные принципы обучения и воспитания детей с нарушением слуха:

  1. коррекционная направленность;

  2. единство процесса обучения основам наук и развития словесной речи;

  3. опора на предметно-практическую деятельность;

  4. интенсификация речевого общения.

Основные блоки программы:


  1. Учебно-методический;

  2. Воспитательный;

  3. Лечебно-оздоровительный;

  4. Коррекционный, психолого-медико-педагогическое сопровождение;

  5. Профессионально-трудовой, социализация.



I.Учебно-методический блок.
Учебно-методическая работа включает:

  1. Педагогические советы.

  2. Школьные методические объединения.

  3. Специальные семинары.

  4. Деятельность методического совета школы.


В школе-интернате работают 6 методических объединений:

  1. МО учителей начальных классов.

  2. МО учителей естественно-математического цикла.

  3. МО языковедов.

  4. МО учителей трудового обучения.

  5. МО учителей слуховой работы.

  6. МО воспитателей и классных руководителей.



Задачи:

  1. Всестороннее развитие учащихся, формирование словесной речи на слухо-зрительной основе как средства общения и мышления.

  2. Воспитание идей гуманизма, чувства любви, патриотизма и долга перед Отечеством, семьей, коллективом.

  3. Коррекция и компенсация отклонений в психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой подготовки и социальной адаптации.

  4. Стремление приблизить учащихся, завершающих курс обучения к «модели выпускника» как человека образованного, с высокими моральными и гражданскими принципами, способного реализовать свои знания для дальнейшей учебы и трудовой деятельности.

  5. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности, на основе постоянного развития самостоятельной устной и письменной речи, в старшем возрасте - стереотипа поведения воспитанного человека.

  6. Воспитание потребности в здоровом образе жизни и экологической культуры.


Задачи I ступени (начальная школа):

  1. Формирование положительной мотивации к обучению.

  2. Развитие общих способностей детей и их диагностика.

  3. Развитие потребности в общении, накопление необходимого словаря.

  4. Формирование необходимых для начальной школы знаний, умений, навыков.

  5. Целостное восприятие окружающего мира, активизация интереса к творческой деятельности.

  6. Психологическая адаптация младших школьников к учебному процессу.

  7. Формирование личности школьника.

Задачи II ступени (основная школа):

  1. Формирование прочных устойчивых знаний основ наук, развитие общих и практических способностей детей.

  2. Дальнейшее формирование навыков культуры умственного труда.

  3. Продолжение работы по формированию коммуникативных навыков.

  4. Овладение основами профессиональных знаний, полноценное включения обучающего воспитанника в жизнь общества.

  5. Продолжение работы по формированию личности неслышащего воспитанника, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость ведения здорового образа жизни.


Учебный план школы-интерната ориентирован на требования государственного стандарта и состоит из предметов базисного и коррекционного компонентов с учетом особенностей развития школьников. Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить основы знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий государственным стандартам.

Коррекционный компонент предполагает возможность индивидуальной работы с детьми с недостатками слуха.

Наряду с едиными требованиями общеобразовательной школьной программы специальной (коррекционной) школы-интерната №4 I и II вида включают единые требования, обусловленные спецификой обучения детей с нарушенным слухом. Обеспечение образовательного уровня достигается с учетом речевого недоразвития и сниженного слуха учащихся.

Образовательный процесс отличается своей коррекционной направленностью и обеспечивает формирование практических речевых навыков развития слухового восприятия.

Успешная реализация этой концепции может быть достигнута в условиях интенсификации учебного процесса, которая ориентирована на ускорение темпов учебной деятельности с учетом психо-физических параметров личности учащихся. Обеспечение базового общеобразовательного уровня требует внедрения и разработки новых технологий и коррекционного обучения с целью развития механизма компенсации каждого ученика. Поэтому педагогический процесс направлен на преобразование всех сторон личности слабослышащего и глухого ребенка, на коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств.

Как ведущее средство преодоления речевого недоразвития - главного фактора, определяющего аномалии детей с недостатками слуха, является специальное обучение языку (накопление словарного запаса, уточнение звукового состава речи, усвоение грамматической системы языка, овладение разными формами и видами речевой деятельности). Это предусматривает максимальное расширение речевой практики, использование речевого материала в речи, в разных видах общения. Особое место уделяется развитию письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности учащихся в целом; самостоятельно приобретенные учащимися речевые навыки используются и корректируются в учебно-воспитательном процессе, а также идет стимуляция к дальнейшему их развитию и обогащению.

Весь образовательный процесс коррекционной школы идет с учетом индивидуальных и характерологических особенностей детей, их природных задатков и способностей. Он стимулируется различными средствами, методами, формами работы, активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельностью. Фактором, определяющим не только успешное формирование речи - главного звена учебного

процесса, - но и развитие, совершенствование деятельности всех анализаторов, является обеспечение сенсорной базы учебного процесса (использование звукоусиливающей аппаратуры, наглядности, различных средств ТСО и ИКТ).

В органичном единстве решаются две группы задач учебно-воспитательного процесса:

  1. задачи преподавательского характера, решение которых способствует развитию детей, готовит их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков;

  2. общие задачи учебного процесса.

  1   2   3

Похожие:

Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» icon"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и II вида" г. Сыктывкара
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» iconАдминистративный регламент
Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дмитровская специальная (коррекционная)...
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» iconГскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и II вида»
Цель: расширение кругозора учащихся и закрепление умений учащихся по составлению элементарных презентаций
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» icon«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V iii вида №8»
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» iconДиректор маскоу скош-интерната
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида г. Ишима»
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» icon«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №8»
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» icon«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа yiii вида №8»
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» icon«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа yiii вида №8»
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» iconЗаконом Российской Федерации «Об образовании» от 29. 12. 2012г. №273-фз
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида г. Ишима»
Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида» iconПрограмма развития воспитания «надежда 2»
Ро государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница