Рабочая программа по предмету музыка




НазваниеРабочая программа по предмету музыка
страница1/2
Дата публикации30.01.2014
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Таремское

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______ /Т.Б. Шарикова/

протокол №___

от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское

________ /В.Г. Коробова/

«___»________________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Таремское

_________ /Ю.А. Рукосуев/
Приказ №____ от «___»____ 201__г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету музыка

5-7 класс

Составитель: учитель

Ермилова Наталья Владимировна

2013-2014учебный год


Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5-7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5-7 классе является закрепление умения ориентироваться в разных музыкальных жанрах и стилях, явлениях и событиях, а также давать оценку звучащей музыки.

Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;

  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6-7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий

  • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



5 класс - 1 четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.


№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1.




Вокализ

1


«Походная» Р.Бойко

«Крокодил и Чебурашка»

Мелодия 1 части концерта№3 С.Рахманинова

«Вокализ» С.Рахманинов

«Дорогой друг» А.Судариков

Беседа о песнях, поэзии, музыки без слов. Подчеркнуть мысль о важности слов в песне и значении поэзии в музыке. Определение характера, интонации музыки. Знакомство с творчеством С.В.Рахманинова.

Песня, вокализ, сопрано, мелодия.


2


Композиторская музыка в народном духе

1


«Мы пойдем погулять» р.н.п.

«Жаворонок» М.Глинка

«Грустная песенка» П.Чайковский

Определение стиля, интонации, принадлежности музыки. Повтор особенностей рус.нар.песен. Творчество М.Глинки, П.Чайковского и их вклад в развитие русской классической музыки.

Певучесть, протяжность, а-капелла, хор, пьеса, песня, романс, вокализ.


3.
4.



« Жаворонок» Глинка- Балакирев.
Как музыка рисует картины природы

1


1


«Жаворонок» М.Глинка

Вариации на тему «Жаворонок» М.Балакирев

«Поет зима, аукает» 2 часть «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридов

Склад музыки. Вокально-хоровая работа: глиссандо – скользящий ход – протяжность. Вариация. Кантата и её строение. «Живописная» музыка. Выразительная и изобразительная интонация. Симфонический оркестр. Солист - хор. Бас, сопрано. Творчество М.Балакирева - друга и ученика М.И.Глинки, Г.В.Свиридова- художника в русской музыке.



5.

.
6.




Либретто.

« Колыбельная Волховы»


1

1


«Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин

«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римский-Корсаков

Фрагменты из балета «Чиполлино» К.Хачатурян

Подчеркнуть важность литературы для музыки опер и балетов. Вспомнить сказки, по которым они созданы. Творчество композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова. Определение характера музыки и героев, сравнение интонаций. Повтор особенностей русских народных песен.

Опера, балет, либретто, колыбельная.


7.

.


Превращение песенной мелодии в инструментальную.


1


«Во поле берёза стояла»

«Наш край» Д.Кабалевский

Финал симфонии №4 П.Чайковский

Концерт для фо-но Д.Кабалевский

Вспомнить мелодии песен, звучавшие ранее. Викторина «Угадай песню». Определение интонаций песен, маршей, танцев. Восприятие и анализ инструментальной музыки. Творчество П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского. Вариация, симфония, финал, концерт.


8.
9.



Обобщение




2


Материал четверти.

Кроссворд «Литература»
«Слова и звуки» Е Ростопшина.

«Какая власть сравниться

с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся…

Блаженство, радость, муки

Любовь, вражду –

Всё облекаем в них…

В словах и звуках

вечный ключ сердец!»

Определение музыкальных сочинений и композиторов, образов.

Выразительное исполнение песен.

Определение главного в образном строе произведения, связи слов и музыки, роли народных мелодий в творчестве русских композиторов. Закрепление мысли: без литературы музыка понесёт огромные потери – исчезнет вокальная, симфоническая и инструментальная музыка. Литература обогащает музыку, даёт поэтические сюжеты. Музыка и литература взаимосвязаны между собой, так как рассказывают о жизни, украшая её и обогащая.



5 класс - 2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1.

2. .


Грузинская народная мелодия.

Музыкант- чародей


1

1


«Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин

«У Лукоморья» А.Пушкин

Грузинская народная мелодия

«Волшебный смычок» норвежская нар.песня

«Чонгурист» грузинская сказка

«Музыкант – чародей» белорусская сказка

«Мелодия» А.Аладов

Кроссворд « Краски музыки»

Закрепление темы 1 четверти. Примеры детей связи литературы и музыки. Близость песни и сказки у А.С.Пушкина. Музыка в сказках разных народов. Значение музыки в жизни, её влияние. Музыка – главный герой в литературе, необыкновенная сила искусства. Особенности народной музыки: певучесть – танцевальность, распевность – извилистость, неторопливость – стремительность, хор - солист.

Мелодия, песня, чонгури, скрипка.

3.

.


Музыка в басне И.Крылова

« Квартет»


1


«Дорогой друг! А.Судариков

«Квартет» И.Крылов

Квартет №2 А.Бородин (фрагмент 3 части)

«Волшебный смычок»

Кроссворд «Квартет»

Вспомнить басни, где музыка - главный персонаж. Творчество И.Крылова, А.Бородина. Ансамбль и их состав. Инструменты квартета. Определение и сравнение характера музыки в басне и квартете. Теплота мелодии и хаотичность звуков. Инсценировка басни и песни.


4.




Музыка в рассказах К.Паустовского


1


«Старый повар» К.Паустовский

Симфония «Юпитер»

фрагмент 2 части В.Моцарта

«Фантазия» до минор В.Моцарт


Роль музыки в рассказах, её значение и влияние. Знакомство с творчеством К.Паустовского, стилем В.Моцарта. Определение силы музыки. Значение музыки В.Моцарта для творчества П.Чайковского. Музыка – утешение и опора в жизни. Чуткость и эмоциональность восприятия.

Симфония, фантазия, романтизм.


5.



« Жаворонок» Глинки.


1


«Судьба барабанщика» А.Гайдар

«Маленький барабанщик»

немецкая нар.песня

«Жаворонок» М.Глинка

Кроссворд «Особенности рус.нар.песни»


История создания песни «Маленький барабанщик» и её связь с творчеством А.Гайдара. Творчество и жизнь писателя, любовь к народным песням. Сравнение песни и романса, различие характеров и исполнения, их жизнь в одном произведении.


6.




Музыка в кинофильмах


1


«Вальс» си минор Ф.Шопен

«Звуки музыки» Р.Роджерс

Кроссворд «Жанры музыки»

Закрепить роль музыки в творчестве А.Гайдара. Определение стиля и особенностей музыки Ф.Шопена. Значение музыки в кино и мультфильмах. Передача в музыке настроений и влияние на людей. Вокально-хоровая работа коллективно и индивидуально, по группам.

Гамма, сценарий, либретто.


7.

.


Обобщение



1


Материал четверти

Кроссворд «Музыка»

Определение = Викторина по произведениям четверти. Роль и значение музыки в литературе. Вокально-хоровая работа над произведениями. Закрепление терминов в кроссворде. Подчеркнуть значение и роль искусства в жизни человека и определить взаимосвязь искусств .

Музыка – искусство звуков.

Литература – искусство слов.

Искусства, рассказывая в своих произведениях о жизни, дополняют друг друга, делают понятнее, выразительней и богаче. Они раскрывают внутренний мир человека, украшают нашу жизнь.



5 класс - 3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1.




Обобщение 1 полугодия.


1


«Песня о маленьком трубаче» С.Никитин

«Маленький барабанщик» немецкая песня

«Песня о тачанке» К.Листов

«Песня о Щорсе»

«Орлёнок» В.Белый

Обобщение темы 1 полугодия: связь музыки и литературы. Определение интонаций и настроений песен, сравнение, определение образов. Нахождение картин, созвучных музыке. Определение живописи как искусства красок. Интонации марша, ритмичности, мужества для передачи атмосферы войны.

2.

.


Музыка эпохи гражданской войны.


1


«Песня о тачанке» К.Листов

«Песня о Щорсе»

«Орлёнок» В.Белый


Развитие мышления, зрительного воображения, сопереживания.


3.

.

4.




Богатырская мелодия А. Бородина

Экспозиция 1 части Второй симфонии.


2


«Богатырские ворота» М.Мусоргский Симфония №2 А.Бородин - экспозиция 1ч.

«Ноктюрн» из Квартета №2 А.Бородин

«Россия» Д.Тухманов

«Погоня» Я.Френкель

«Песня о маленьком трубаче» С.Никитин

Иллюстрация картины В.М. Васнецова

«Три Богатыря»

Увертюра Я.Френкеля к кинофильму «Новые приключения Неуловимых»


Определение композиторов по стилю и произведениям. Обращение к народной музыке.

Взаимосвязь между произведениями. Определение интонации силы, мужества защитников Отечества. Образы богатырей и их роль в музыке А.Бородина. Сравнение с темой стремительной погони Я.Френкеля

Многокрасочность звучания симфонического оркестра. Тембр, динамика, лад, регистр. Симфония, экспозиция, увертюра, вариация.

5.

.


« Могучая кучка»


1


Кроссворд «Могучая кучка»

Симфония №2 А.Бородин - экспозиция 1ч.

Увертюра «Кориолан» Л.Бетховен

«Россия» Д.Тухманов

История создания союза русских композиторов 19 века «Могучая кучка», его значение и состав. Показать значение музыки в создании героических образов. Сравнение характера и стиля музыки Л. Бетховена и А.Бородина в опоре на национальную принадлежность и тему в музыке.

Закрепить знания о содружестве и творчестве русских композиторов «Могучей кучки».

6.


« Песня Варлаама» из оперы « Борис Годунов»


1


«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский

«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.Мусоргский

«Баба Яга», «Гном» М.Мусоргский

«Рисуйте» А.Зацепин

«Россия» Д.Тухманов

Творчество М.П.Мусоргского – мастера музыкального портрета.

Идея создания опер. Сопоставление произведений живописи и музыки, углубление представлений о многогранных связях искусств. Определение нрава и характера героев Разбор средств выразительности при отражении душевного мира героев.

Вокальная работа над точностью исполнения интонаций.

7.



« Ария

Ку тузова»


1


«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.Мусоргский

Ария Кутузова и Хор из оперы «Война и мир» С.Прокофьева

Ария Сусанина и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка


Идеи создания исторических опер. Картина рассвета как рассвета в жизни России, света знаний. Сравнить и найти общее в творчестве данных композиторов – отражение жизни России. Музыка эпического характера. Вспомнить ранее изученные произведения. Сравнительный анализ фрагментов с заполнением таблицы. Размышление героев о судьбе Родины, душевное переживание, слава русскому народу, обращение к народно-песенным интонациям.

Симфония, балет, кантата, опера, романс, ария, хор, увертюра.


8.



Картины природы в музыке.



1


«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.Мусоргский

«Утро» Э.Григ

«Жаворонок» М.Глинка



Дать понятие «музыкальный пейзаж». Музыкальная викторина по известным произведениям. Развитие мышления, памяти, воображения. Природа в музыке русских композиторов – основная черта русских композиторов. Анализ произведений, выделение средств выразительности музыки. Подчеркнуть возможности, насыщенность и богатство красок симфонического оркестра.


9.



Вальс из оперы « Война и мир»


1

«Вальс» и « Ария Кутузова» из оперы «Война и мир»


Анализ произведений, выделение средств выразительности музыки. Подчеркнуть возможности, насыщенность и богатство красок симфонического оркестра.

10.



Обобщение

1


Музыка четверти.

Кроссворд «Формы музыки»

Музыкальная викторина. Закрепить знания о творчестве и стиле композиторов, возможности увидеть музыку через зрительные представления по её характеру.

Обобщить представления о взаимосвязи музыки и ИЗО через образное восприятие жизни. Музыка вступает в союз с другими искусствами, звуками обогащая произведение, делая его нагляднее, доходчивее и понятнее.





5 класс - 4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись?» - 8часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1.



« Набат»-4 часть Одиннадцатой симфонии.


1


«Дети любят рисовать» В.Шаинский

«Рисуйте» А.Зацепин

«Жаворонок» М.Глинка

«Заход солнца» Э.Григ

«Вниз по матушке по Волге»

«Набат» 4 ч. симфонии №11 Д.Шостакович

«Песня о Щорсе» М.Блантер


Введение в тему. Развитие музыкального воображения, подбор музыки по зрительным фрагментам. Сравнение образов – ассоциации от зрительного образа к музыкальному. Познакомить с понятием « музыкальность» картин. Обращение к теме природы. Развитие мышления при возникновении музыкальных образов – звуков. Творчество Д.Д.Шостаковича – великого русского симфониста эпического жанра. Определение героического характера музыки. Симфония, образ, форма, набат, песня.



2.

.



« Марш Буденного»


1


«Марш Буденного» Дм. Покрасс

«Хабанера» М.Равель

«Песня о Щорсе» М.Блантер

«Погоня» Я.Френкель


Определение связи музыки и жизни. Анализ живописных образов с подбором соответствующего характера музыки. Средства и приемы музыкальной выразительности = Краски музыки = Элементы музыкальной речи. Медные духовые инструменты, духовой оркестр.

Творчество Дм. Покрасса, М.Равеля. История создания «Марша Буденного»; испанского танца «Хабанера» французским композитором.

Труба, сурдина, хабанера



3.

.


Картины природы, картины народного гулянья.


1

«Празднества» К.Дебюсси

«Спокойной ночи!» Д.Кабалевский

«Здорово!» А.Цфасман




Знакомство с творчеством К.Дебюсси – представителем импрессионизма, мастером звуковой живописи. Сравнение контрастных образов покоя и тишины, праздника и фейерверка в музыке. Определение формы, образов, звуковедения, средств выразительности.



4.

« Вечерний звон»


1

« Вечерний звон» И.Левитан (картина)

« С чего начинается Родина?» М.Блантер

Кроссворд «Мелодия» - краски музыки

. Отражение просторов и красоты русской земли в творчестве поэтов и художников.

Образы природы в творчестве русских поэтов, художников и композиторов. Сравнение понятий: музыкальная живопись и живописная музыка. Анализ картины для музыкального представления образа. Повторение и закрепление красок музыки и особенностей русской народной песни.

Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни.

Вокальная работа над распевностью, широтой, душевностью исполнения.



5
.6.


Три хоровые поэмы Д. Шостаковича.
Первая картина (1ч.)балета « Петрушка»


1
1


Три хоровые поэмы Д. Шостаковича.

Балет «Петрушка» И.Стравинский

(1 картина)

«Дети любят рисовать» В.Шаинский

«Рисуйте» А.Зацепин



Творчество Д.Шостаковичаи его роль в музыке.
Творчество И. Стравинского и роль фольклора в его музыке. Определение яркости красок и национального колорита музыкальной картины. Выявление множества контрастных деталей, образующих единое целое.

Вокальная работа над певучестью и плавностью, ритмичностью и чёткостью интонаций песен.



7.8.



Обобщение.


2


Материал четверти и года

Музыкальная викторина

Кроссворд «Образ»

Кроссворд «Главная тема искусств»


Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки, литературы, живописи для отражения в них жизни с помощью различных средств выразительности и обогащения всей жизни человека. Роль музыки в семье искусств и её влияние на них. Определение произведений, образов, композиторов через музыкальную викторину. Закрепление знаний о творчестве композиторов и главных тем.

6 класс – 1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1




Летние встречи с музыкой



1

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Матушка, что во поле пыльно?» рус.нар.п.

«Вальс» Жак Брель


Роль музыки в жизни человека, её влияние на мысли, чувства, настроения людей. Определение жизни как источника музыки. Создание ситуаций для развития сопереживания. Анализ произведений, сравнение по характеру, принадлежности, типу исполнения.

Певучесть, песня, вальс, шансон, шарманка, народный и эстрадный оркестр, певец, солист, хор, средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, тембр.

2




« Шестая симфония».

П.И.Чайковский



1


«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Симфония №6(вторая тема 1ч.) П.Чайковский

Определение влияния музыки в контрастных произведениях. Творчество П.Чайковского – тонкого психолога души человеческой, музыка которого приносит утешение и опору. «Лебединая песня», симфония, форма, особенности русских народных песен.

3




Сопоставление двух вальсов.



1


«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

«Вальс»фа минор П.Чайковский

«Вальс» ми минор Ф.Шопен


Определение музыки как искусства звуков, способного отразить человеческие чувства и настроения. Показ способности музыки затрагивать человеческую душу на примере лирической музыки П.Чайковского и Ф.Шопена. История вальса. Анализ и сопоставление, нахождение общего и отличного , определение образа, формы, характера, принадлежности музыки.

4



Сцена из 5-ой к5артины оперы» Повесть о настоящем человеке».

1


«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Сцена картины №5 из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьев


Роль песни в жизни человека на примере творчества С.С.Прокофьева –

композитора-новатора русской музыки 20 века. Знакомство с книгой Б.Полевого о подвиге А.Маресьева. Обращение к народной музыке, определение знакомой мелодии, характера, формы, воздействия музыки.

Опера, особенности русских народных песен, образ птицы в искусстве и жизни.


5



Музыка М. Теодаракиса.

1


«На побережье тайном» М.Теодоракис

«Я – Фронт!» М.Теодоракис

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский


Роль музыки в борьбе за свободу на примере творчества М.Теодоракиса – композитора, борца-антифашиста.

Способность музыки укреплять или ослаблять силу воли, возбуждать смелость, уверенность, мужество. Определение черт греческой народной музыки, интонаций марша и решительности, призыва к свободе.

Сиртаки, бузуки, танцевальность.


6


« Органная фуга» С.Баха


1

«Органная фуга» соль минор И.Бах

«Весенняя песня» И.Бах

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский

Воздействие на человека музыки, созданной не только в наши дни, но и в отдаленном времени. Жизнь и творчество И.С.Баха, повернувшего музыку к человеку. Основатель немецкой классической музыки. Определение стиля: человечная, чувственная, духовная, возвышенная музыка, которая помогает людям, дает силу и веру, облагораживает человека.

Орган, фуга, токката, полифония, хорал.



7



Музыка И.С.Баха и Л.Бетховена

1


«Прелюдия» ми минор И.С.Бах

«Менуэт» соль мажор Л.Бетховен

«Весенняя песня» И.Бах

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский


Творчество И.С.Баха и Л.В.Бетховена. Определение свойств, сближающих и отличающих их музыку. Склад музыки: полифония и гомофония. Определение принадлежности музыки, характера. Прелюдия, менуэт, гомофония.


8


Как музыка разных народов влияет на чувства людей.


1



Симфония №5 «Героическая»

1 часть Л.В.Бетховен

«Я – Фронт!» М.Теодоракис


Восприятие музыки Л.Бетховена, ее могучей силы на человека и побуждения к преодолению трудностей жизни. Рассказ о творчестве Л.Бетховене и Ю Фучике – чешском писателе, борце против фашизма, Помощь музыки в борьбе с врагами. Интонации героя, судьбы, борьбы, победы в симфонии. Отзыв о музыке.


9


Обобщение.

1

Материал четверти.

Кроссворд «Влияние музыки»

Музыкальная викторина

Осознать, что музыка не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние, сказывающееся на всей деятельности человека, его поступках, отношении к миру и людям, на всём его поведении.

Вспомнить примеры музыки, отражающие это. Определить черты стиля композиторов четверти. Назвать наиболее полюбившиеся произведения.


6 класс – 2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1

Музыка революции.



1

«Интернационал» П.Дегейтер

«Марсельеза» Р.Лиль

«Россия» Д.Тухманов



Роль музыки в переломные моменты истории общества. Интернациональное значение музыки. История создания революционных песен: гимн рабочих мира и гимн Франции. Эмоциональная сила песен, средства выразительности.

2


« Концерт для фортепиано с оркестром».

С. Рахманинова.



1


«Вокализ» С.В.Рахманинов

Концерт №3 (1ч.) С.В.Рахманинов

Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов

«Чапай остался жив» Е.Жарковский

«Россия» Д.Тухманов



Отражение в музыке напряжения и волнения, царившего в России начала 20 века. Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, особенности стиля: любовь к родной песне, природе, переживание за судьбу Родины. Определение интонаций, образа, принадлежности музыки, сходных черт произведений урока. Тема набата.

Вокализ, концерт, песня, певучесть.

3
4



«Шествие» из оперы «Золотой петушок»


« Во кузнице»



1

1

«Песня единого фронта» Г.Эйслер

«Шествие» из оперы «Золотой петушок»

Н.А.Римский-Корсаков

Фрагменты-характеристики Додона, Полкана, Петушка, Звездочета

«Во кузнице» рус.нар.п.

Сила сатиры в музыке. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакого – русского композитора-сказочника. Идея создания оперы. Определение по музыкальным интонациям героев оперы, сравнение. Соотнесение музыкального склада и колорита с историческим временем. Обращение композитора к народной музыке, частушкам и восточным мелодиям. Анализ Шествия.

Сатира, юмор, опера, интонация, песня, частушки, восточный марш, богатство звучания симфонического оркестра.

5


« Сцена на площади» из оперы « В бурю»


1


Опера «В бурю» Т.Хренников

(Сцена из2-го действия)

«Во кузнице» рус.нар.песня


Жизнь и творчество А.Н.Скрябина, черты стиля: драматизм, тревожность, «мятежный дух» в музыке. Влияние на музыку личности композитора и его времени. Определение сближающих качеств музыки четверти, соответствие с работами художника А.Рылова и писателя М.Горького.

Определение двойственного характера песни «Во кузнице»: шуточная плясовая и удалая энергичная, боевая песня. Разбор элементов музыкальной речи.

Этюд, симфония, концерт. Творчество Т.Хренникова. Идея создания оперы, обращение к народной музыке. Роль песни как оружия в борьбе за свободу. Определение знакомой мелодии и смены её характера. Анализ.

Вокально-хоровая работа.

6


Революция.

Этюд № 12 А.Н.Скрябина



1

«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин

«Во кузнице» рус.нар.песня

Кроссворд «Краски музыки»



Жизнь и творчество А.Н.Скрябина, черты стиля: драматизм, тревожность, «мятежный дух» в музыке. Влияние на музыку личности композитора и его времени. Определение сближающих качеств музыки четверти, соответствие с работами художника А.Рылова и писателя М.Горького.

Определение двойственного характера песни «Во кузнице»: шуточная плясовая и удалая энергичная, боевая песня. Разбор элементов музыкальной речи.

Этюд, симфония, концерт.

7




Обобщение



1

Материад 1 полугодия

Кроссворд «Великаны музыки»

«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Симфония № (вторая тема 1ч.П.Чайковский

«Вальс»фа минор П.Чайковский

«Вальс» ми минор Ф.Шопен

«Органная фуга» соль минор И.Бах

«Я – Фронт!» М.Теодоракис

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский

Симфония №5 «Героическая»

«Вокализ» С.В.Рахманинов

Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов

«Чапай остался жив» Е.Жарковский

«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин

«Россия» Д.Тухманов

Вспомнить и разъяснить примеры воздействия музыки на человека и всю жизнь. Обращение внимания на преобладание маршевости в характере произведений, так как основной темой музыки была борьба, народные движения, революция. Подчеркнуть возможность музыки успокоить человека, придать силы, возвысить его и украсить всю его жизнь. Определение и соотнесение композиторов, жанра, названий произведений в таблице. Повторное слушание и исполнение любимых произведений. Закрепление значений музыкальных терминов.



6 класс – 3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1



2Ария Сусанина», хор « Славься»

1



Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»

Ария Сусанина

Хор «Славься!»
«Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой


Закрепление знаний о преобразующей силе музыки, умений применять их в жизни. Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как и красота искусства неотделима от жизненной красоты. Определение качеств силы музыки: красоты и правды.

Определение и сравнение характеров эпизодов из первой оперы М.И.Глинки. Особенности творчества М.И.Глинки – основоположника русской классической музыки. Анализ фрагментов в таблице. Тема героев Родины. Особенности русской народной музыки в профессиональной музыке: певучесть, широта мелодий, неторопливость.

Опера, ария, хор, баллада, интонация.


2


« Шутка» И.С.Баха




1


«Токката фуга»

«Шутка» из сюиты №2

«Прелюдия» И.С.Бах

«Весенняя песня» И.С.Бах

«Вокализ №1» на тему И.С.Баха

Д.Б.Кабалевский

Развитие умений применять знания о стиле и творчестве И.С.Баха при определении принадлежности музыки композитору. Определение характера и средств выразительности его музыки, её силы: стремление сделать человека свободным, гордым, благородным, счастливым. Богатство красок, чувств и эмоций в его музыке.

Сюита, скерцо, легкость, танцевальность полифония, прелюдия, токката, фуга.


3



Обработки, переложения.


1


«Органная фуга» соль минор И.Бах

Вокальное исполнение «Шутки» И.С.Баха

Современная обработка «Шутки»

«Чудо-музыка» Д.Б.Кабалевский


Определение понятий: обработка, переложение, аранжировка, вариация, ремикс. Показать видоизменение песенных тем в симфоническую музыку на примере народных мелодий в творчестве П.Чайковского, М.Глинки, А.Даргомыжского, Л.Бетховена, И.Баха.

Развитие умений отличать хорошие обработки, украшающие музыку, от плохих, портящих её. Анализ и определение изменения в исполнении, характере музыки..Восприятие отличий инструментальных пьес от вокального исполнения. Значение обработок.

4


«Сюита№2» И.Стравинский



1


«Сюита№2» И.Стравинский

«Шутка» из сюиты №2 И.Бах

Скороговорка «Улица хмурится»



Показать приемы композитора для создания эффекта весёлой шутки. Жизнь и творчество И.Ф.Стравинского. Определение формы, образов, характера и средств выразительности частей сюиты; сравнение с «Шуткой» И.Баха. Отличие и общее произведений. Смысл музыкальных шуток: изящество, остроумность, легкость, улыбка.

5

6


« Ария Снегурочки»,

« Песня Леля»

« Сцена таянья Снегурочки»

1

1


Опера «Снегурочка» Н.А.Римский-Корсаков

Ария Снегурочки

Песня Леля

Сцена таяния Снегурочки
«Ты слышишь, море?» А.Зацепин


Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыке; определить силу музыки Н.А.Римского-Корсакова через единство жизненной красоты и мастерство композитора. История и идея создания оперы. Обращение к народному сюжету и народной музыке, изображение звуков природы, выражение красоты человеческих чувств и бережного отношения ко всему живому.

Опера, ария, песня, наигрыши, вариация.

7


В.А.Моцарт.


1

Рондо из «Маленькой ночной серенады»

Лакримоза из «Реквиема»

Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

Жизнь, творчество и стиль В.А.Моцарта. Определение черт музыки: солнечность, ясность, чистота, прозрачность, легкость

Умение ощущать в музыке радость и печаль. История создания реквиема.

Серенада, сюита, рондо, рефрен, эпизод, ария, реквием, лакримоза, опера, финал.

8



« Время, вперед!» (увертюра)


1


«Романс» Г.Свиридова

«Время, вперёд!» Г.Свиридов

«Ты – человек!» Е.Крылатов


Жизнь и творчество Г.В.Свиридова – русского художника в музыке. Определение красоты музыки, созвучной нашему времени. Анализ увертюры: характер, построение, образ, сила воздействия. Идея композитора - выразить дух и пульс нашей эпохи; музыка – эмблема современности.

Романс, увертюра, гимн, иллюстрация.

9



Финал

« Третьего концерта».


1

«Наш край» Д.Б,Кабюалевский

Финал концерта№3

«Прекрасное далеко» Е.Крылатов

Определение красоты музыки о современной молодежи. Передача радости и красоты юности, её неутомимой энергии, пульса жизни детей, подрастающего поколения – борцов за мир. Анализ финала концерта, определение мелодии песни в форме вариации. Определение основных жанров музыки: песня, танец, марш.

Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского

10



Обобщеие.


1


Материал четверти

Кроссворд «Музыкальные термины»

Музыкальная викторина

Развитие умений определять жизненное содержание музыки и её силу через её красоту и правдивость. Осознание мысли, что музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; лживая музыка приносит человеку вред, травмирует его психику и здоровье.

6 класс – 4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.

№ / Дата


Тема

Количество

часов

Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

1

.


«Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»

1


«Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»

С.С.Прокофьев

«Ты слышишь, море?» А.Зацепин

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц

Жизнь и творчество С.С.Прокофьева. По характеру звучания музыки определить настроение и образ детей. Выделение музыкальных средств выразительнисти: ритм, тембр, темп, динамика. Разбор жизненного содержания, воплощённого в музыке. Убедиться, что воздействие музыки зависит от ее правдивости и точности передачи образа (движения). Изобразительность в музыке.

Сюита, форма, симфонический оркестр, симфония, лад, синкопа.

2

3


«Увели нашу подружку»


« Весенние воды»



1

1


Концерт «Лебедушка» В. Салманов

4 часть «Увели нашу подружку»

«Песня о России» Г.Струве
Музыкальная викторина по творчеству С.В.Рахманинова:

1.«Итальянская полька»

2.Концерт №3 - 1часть

3.«Вокализ»

4.Концерт №2 – 1часть

«Весенние воды»

Обращение композиторов к народным истокам. Тема красоты природы, бережного отношения ко всему живому в творчестве В.Салманова. Анализ музыки, разбор музыкальных средств выразительности и изобразительности. Помочь оценить правдивости и высокую художественность, воплощенную композитором в единстве русского песенного склада народных стихов и композиторской музыке.

Хоровой концерт, полифония, речевая декламация, распевность, смешанный хор, солист, а капелла, контраст.

Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, тема природы в музыке. Осознание взаимосвязи содержания и формы для выражения радости жизни.

Романс, кульминация, хор, гимн.

4

.


«Мараканда»

1


«Мараканда» Ф.Бахор

«Песня про жирафа» Ю.Чичков

Повтор особенностей славянской и среднеазиатской музыки. Контраст: певучесть – танцевальность, широкие распевы – распевы змейкой. История развития среднеазиатской народной музыки. Творчество Ф.Бахора. Картина праздничного шествия и фейерверка, яркий характер музыки, роль ударных инструментов, острота ритма, необычное звучание оркестра.

Пьеса, симфоническая картина.

5




Вальс из оперетты «Летучая мышь»

1


Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус

«Песня про жирафа» Ю.Чичков

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц


Жизнь и творчество «Короля вальсов» И.Штрауса. Особенности стиля: яркость и красота мелодий, богатство ритма, блеск оркестрового звучания. История возникновения вальса. Предназначение «серьёзной» и «лёгкой» музыки. Анализ музыки и определение средств музыкальной выразительности.

Сравнение танцевальности Ф.Бахора и И.Штрауса: ритмичная/песенная.

Вальс, оперетта, концерт, ритм, тембр.

6




Первый концерт для фортепиано с оркестром.

1


Концерт №1 П.И.Чайковский

«Веснянка» украинская народная песня

«Песня о России» Г.Струве

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц


Определение силы музыки П.И.Чайковского, воспевающего силу, красоту, богатство человека и всей жизни. Обращение к народным напевам, темам природы, размышлениям о жизни. Определение характера тем концерта, их контраста: напевность плавная и величавая, яркий русский колорит.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении хором, группами, а капелла.

7
8


Обобщение


2

Материал года

Музыкальная викторина

Кроссворды по творчеству композиторов

Выставка творческих работ

Отражение понимания художественного воздействия музыки в размышлениях о ней. Обобщение тем года. Воспитание культуры слушателей и исполнителей.

  1   2

Похожие:

Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа по предмету музыка
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся
Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа по предмету музыка
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся
Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа по предмету музыка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Рабочая программа по предмету музыка iconТельное искусство» ираздела «Музыка в формировании духовной культуры...
«Музыка в формировании духовной культуры личности»  по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» рабочая программа...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа по предмету музыка
Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального...
Рабочая программа по предмету музыка iconРабочая программа по музыке 2-4 классы пояснительная записка
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая программа по предмету музыка iconПримерная рабочая программа курса «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено...
Рабочая программа по предмету музыка iconНазвание Предмет
Фонохрестоматия по предмету "Музыка" Музыкальный материал по темам: "Музыка народов Башкортостана" "Между Волгой и Уралом"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница