Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада




Скачать 56.41 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада
Дата публикации13.02.2014
Размер56.41 Kb.
ТипДоклад
litcey.ru > Литература > Доклад
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рыбинская СОШ»

Каменского района,

Алтайского края

Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации ФГОС

Автор доклада:

Селиверстова Екатерина Федоровна, учитель русского языка и литературы

Контактный адрес:

МКОУ «Рыбинская СОШ»

ул. Комсомольская – 2

тел.: 8-385-84-74-5-24

электронная почта: rubnoe@mail.ru

Рыбное

2013

Аннотация

Автор доклада обосновал значимость развития у учащихся исследовательских навыков, раскрыл содержание понятия «исследование».

В основу работы легли практические наработки учителя. Автор в логической последовательности описывает процесс исследования в области литературы, разбив действия учителя и ученика на несколько этапов.

На подготовительном этапе выбирается литература, формулируется тема; на основном - анализируются статьи критиков, ученых, исторические и биографические факты; обосновывается причина принятия той или иной точки зрения. Автор знакомит с особенностями анализа материала, правилами оформления. Следующие этапы – создание презентации и собственно защита, которые так же имеют свои особенности и основываются на ряде принципов.

Основные требования к оформлению работы, презентации изложены в приложениях.

Материал строго структурирован, написан научным языком, соответствует предъявляемым требованиям. Умозаключения подкреплены практическими результатами.

Имеются все предпосылки для дальнейшего развития темы.

Слайд №1

Обществу нужно образованное поколение. К одному из признаков образованности человека русский книговед и писатель Рубакин Николай Александрович отнес активность – «умение не приспосабливаться к окружающей среде… а, напротив, в этой самой среде… прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни» [6, 2)]. Именно поэтому в примерной основной образовательной программе начального (!) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание отводится развитию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности [5,С.7].

Слайд №2

Данный вид работы предполагает наличие у учителя широкого кругозора, метапредметных знаний, желания постоянно самосовершенствоваться, развиваться и т.п.

Прежде чем обратиться к осмыслению системы работы над исследованием в области литературы, выясним, что подразумевает ключевое понятие. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. [6, 1)]

Слайд №3

Первое, что необходимо сделать, - предоставить ребенку право выбора. Сначала нужно выяснить, что его интересует, в каком направлении хотел бы работать, какие авторы, произведения привлекают. Если учащийся затрудняется в определении приоритетов, педагог предлагает список тем, произведений, авторов. Нужно быть готовым к тому, что литературные предпочтения учителя и учащегося могут не только не совпадать, но и быть диаметрально противоположными. Нужно понять и принять мнение ребенка.

Итак, тема выбрана (возможно, в исходном варианте она будет звучать несколько иначе; это естественный процесс). Предоставляем расширенный список произведений (одного конкретного писателя или нескольких авторов), заранее прочитанный и подготовленный руководителем. Затем ребенком из списка произведений выбираются те, что непосредственно лягут в основу исследования. Так завершается подготовительный этап.

Слайд №4

Формулировка темы указывает на дальнейшее направление в работе, поэтому с помощью различных словарей (этимологические, морфологические, толковые и др.) устанавливаются причинно-следственные связи. [4, С.28-33; 3, С.51-61.]

^ На основном этапе по теме исследования анализируются статьи критиков, ученых и т.д.; обосновывается причина принятия той или иной точки зрения.

Существуют исторические, биографические факты, на основании которых создано произведение. Отталкиваясь от вышеприведенных умозаключений, строится дальнейшая работа.

Получив теоретические знания, переходим непосредственно к анализу текстов. Данный вид деятельности подразумевает работу с различными видами словарей. В процессе исследования возникают сложности в осмыслении некоторых слов, терминов, поэтому создается терминологический словарь.

Когда основная информация собрана, выявлены причинно-следственные связи, возникает необходимость в грамотном оформлении материалов. Исследование – это работа научного характера, для которой характерны четкая структура, определенные правила оформления (приложение 1).

Следующий этап – подготовка защиты, на которую отводится в среднем 7-10 минут. Чтобы привлечь внимание слушателей, необходимо следить за логикой, культурой изложения. Тема может считаться раскрытой только в том случае, если цель в ходе работы достигнута.

Письменная и устная речь должна строиться на основе знаний ораторского искусства. [1, С.65-203]

Презентация – наглядный способ подтверждения умозаключений, помогает сэкономить время. При создании презентации также нужно учитывать предъявляемые требования (приложение 2).

Произвести приятное впечатление гораздо легче, если знаком с языком жестов. Данный вопрос хорошо освещен в книге А.Пиза «Язык жестов».

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Слайд №5-6

Исследовательской деятельностью в области литературы мы занимаемся на протяжении трёх лет. Нами создано 6 работ. Все они отмечены грамотами (лауреаты, победители) (приложение 3) .

Слайд №7-8

Умение исследовать не приходит само собой. Это достаточно длительный процесс. Начинать нужно с создания небольших творческих работ. Ребенок учится по-новому смотреть на, казалось бы, обычные вещи, осмысливать слово. В этой области мы достигли некоторых успехов (приложение 4).

Слайд №9

Итак, исследование – очень увлекательный и познавательный вид деятельности: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений". Удивительно, но эти слова принадлежат не современнику: об этом говорил ещё Л.Н.Толстой. [6, 3)]

Презентация.

Литература

1.Кохтев Н.Н. Риторика. Москва: « Просвещение», 1994.-239с.

2. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской

деятельности в гимназии. М.: Издательская фирма «Сентябрь». №7, 2003. -41-44с.

3.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». М.: Издательская фирма «Сентябрь». №5, 2004. -51-61с.

4.Салмина М.С. Организация научного общества учащихся в общеобразовательной школе. //Практика административной работы в школе. М.: Издательская фирма «Сентябрь». №1.2002. -28-33с.

5. Примерная основная образовательная программа начального образования. М.: Просвещение, 2010. – 203с.

6.Интернет источники:

  1. http://enc-dic.com/ozhegov/;

  2. http://novaya-shkola.su/;

  3. http://www.researcher.ru/;

  4. http://www.ezhva-licey.ru;

  5. http://www.rostov-gorod.ru/.

Похожие:

Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconУсловие реализации фгос в мбоу сош №19 г. Курганинска
Построение развивающей образовательной среды как условие реализации фгос в школе требует учета особенностей внедрения фгос
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада icon«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики»
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconПотенциал модульной дополнительной образовательной программы в рамках...
Одной из организационных моделей реализации основных направлений внеурочной деятельности в школах является сотрудничество с учреждениями...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconМероприятий по реализации программы введения фгос ООО в лицее
Создание нормативно-правовой базы, локальных документов, регламентирующих организационную деятельность образовательных учреждений...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconО подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности...
Ии с пунктом 4 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29. 12. 2007 №351 «Об утверждении Доклада о результатах...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconПроектно – исследовательская технология на уроках химии
На протяжении нескольких лет наш лицей является базовой научно – экспериментальной площадкой. Задачей лицея является «Проектно –...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconИсследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент...

Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconОтчет по реализации проекта «Интеграция общего и дополнительного...
«Интеграция общего и дополнительного образования, как условие реализации основных направлений модернизации образования» муниципального...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconЗагородный клуб «У горы Волчиха»
Один из основных факторов от которых зависит, будет ли пар действительно легким – не перенасыщенным влагой, без посторонних запахов...
Исследовательская деятельность как один из основных факторов реализации фгос автор доклада iconУмк для реализации основных образовательных программ начального общего...
Обеспеченность школы умк для реализации основных образовательных программ начального общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница