Скачать 239.06 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработки древесины» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Товароведение потребительских товаров для специальностей (группы специальностей) 080112.51 «Маркетинг (по отраслям)» (код и наименование специальности) 2008 ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией 080402.51, 080112.51 Председатель______________ Ф.А. Жихаренко _____________________200 г. Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Заместитель директора по учебно-методической работе ______________ Е.В.Фанта _____________________200 г Автор: Жихаренко Ф.А., преподаватель ГОУ СПО « Бийский техникум механической обработки древесины» Рецензенты: 1. Метель Е.В., преподаватель, ГОУ СПО « Бийский техникум механической обработки древесины» ^ Содержание
Программа учебной дисциплины «Товароведение потребительских товаров» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080112.51 «Маркетинг (по отраслям)». Рабочая программа дисциплины является альтернативной для выбора студентов. Ее введение обусловлено современными требованиями к ассортименту и качеству товаров. Целью изучения данной дисциплины является усвоение теоретических знаний по определенным группам потребительских товаров и приобретение обобщенных умений работы с ними в условиях, приближенных к профессиональной деятельности маркетолога. При изучении дисциплины необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать где и когда изучаемые теоретические знания и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. В преподавании дисциплины следует предусматривать применение таких активных методов изучения как проблемное изложение, решение ситуационных задач. Преподаватель должен уделять большое внимание организации самостоятельной работы студентов на уроке по изучению и анализу ассортимента, оценке качества товаров, которая способствует углублению профессиональной подготовки студентов, развитию познавательных способностей, умению самостоятельного принятия решений в условиях рыночных отношений. Внеурочная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности: изучение специальной и нормативной литературы, решение ситуационных задач, анализ рынка отдельных групп товаров. Самостоятельная работа рассчитана на 17 часов. При проведении занятий необходимо использовать ИКТ, учебные пособия, натуральные образцы продовольственных и непродовольственных товаров, нормативно-технические документы. Необходимо учитывать межпредметные связи с такими дисциплинами как «Товароведение», «Организация и технология коммерческой деятельности в торговле», «Организация и технология отрасли» и др. Изучение дисциплины проводится чередованием изучения теоретического материала (26 часов) и практических занятий (30 часов). Завершающей формой контроля знаний предусмотрено проведение контрольной работы в шестом семестре. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: - о состоянии и перспективах развития рынка продовольственных и непродовольственных товаров; знать: - классификацию и ассортимент потребительских товаров; - химический состав, пищевую ценность продуктов; - особенности оценки качества и правила сертификации продуктов; - процессы, происходящие при хранении, виды потерь; - методы консервирования продуктов; - товароведную характеристику потребительских товаров; - факторы, формирующие качество непродовольственных товаров; - особенности потребительских свойств, оценку качества; - правила упаковки, маркировки, условия и сроки хранения потребительских товаров; уметь: - распознавать отдельные виды и наименования товаров, входящих в групповой ассортимент; - рассчитывать и анализировать показатели ассортимента и ассортиментную политику; - определять пищевую ценность продовольственных товаров; - оценивать качество, диагностировать дефекты потребительских товаров; - разбираться в маркировке, выбирать необходимую упаковку; - составлять полную торговую характеристику потребительских товаров; иметь навык: - анализа показателей ассортимента; - в составлении полной торговой характеристики потребительских товаров; - работы с нормативными документами. ^
Введение. Общая классификация продовольственных и непродовольственных товаров Студент должен иметь представление: - о целях, задачах, предмете, структуре учебной дисциплины; - состоянии и перспективах развития продовольственного и непродовольственного рынка России; знать: - основные понятия и назначение потребительских товаров; - классификацию продовольственных и непродовольственных товаров на группы разных ступеней и виды; Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, ее структура. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Общая классификация продовольственных товаров: классификационные признаки, положенные в основу деления, классификационные группировки и объекты. Основные классы, подклассы и группы продовольственных товаров. Общая классификация непродовольственных товаров: классифи-кационные признаки, положенные в основу деления; классификационные группировки и объекты. Основные классы, подклассы и группы непродовольственных товаров. Факторы, формирующие качество непродовольственных товаров: сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкция, технология производства. ^ Тема 1.1 Зерномучные товары Студент должен: знать: - классификацию группы и пищевую ценность зерномучных товаров; уметь: - оценивать качество зерномучных товаров по органолептическим показателям качества стандарта; иметь навык: - анализа показателей ассортимента зерномучных товаров; - идентификации зерномучных товаров; - работы с нормативными документами; Классификация группы зерномучных товаров на подгруппы разных ступеней, виды, разновидности, сорта и другие объекты классификации. Пищевая ценность зерномучных товаров, их назначение. Наиболее важные свойства пищевой ценности товаров этой группы и показатели, их характеризующие. Краткая товароведная характеристика муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий по внешним признакам, составу, ассортименту и использованию. ^ Распознавание видов круп. Установление признаков и принципов деления круп на товарные сорта, номера, марки. Самостоятельная работа студентов. Изучить фактический ассортимент макаронных изделий в розничной торговле. ^ Студент должен: знать: - классификацию свежих и переработанных плодов и овощей, особенности их пищевой ценности и оценка качества; уметь: - оценивать качество свежих плодов и овощей; иметь навык: - идентификации свежих плодов и овощей; - работы с нормативными документами; Классификация свежих и переработанных плодов и овощей на подгруппы, виды, разновидности. Особенности пищевой ценности плодоовощных товаров. Краткая товароведная характеристика важнейших видов свежих плодов и овощей по строению, составу и назначению. Оценка качества: общие и специфичные показатели, градации качества свежих плодов и овощей. ^ Оценка товарного качества свежих плодов и овощей, определение градаций качества по стандартам Самостоятельная работа студентов. Решить ситуационные задачи по оценке качества переработанных плодов и овощей. ^ Студент должен: знать: - классификацию, особенности пищевой ценности и оценки качества разных подгрупп кондитерских товаров; уметь: - распознавать подгруппы и отдельные виды кондитерских товаров по идентифицирующим признакам стандартов; иметь навык: - идентификации кондитерских товаров; - работы с нормативными документами; Классификация сахаристых и мучных кондитерских товаров. Особенности их пищевой ценности. Краткая товароведная характеристика важнейших подгрупп и видов кондитерских товаров: понятия, состав, ассортимент, назначение. Особенности оценки качества: общие и специфичные органолептические и физико-химические показатели качества, товарные сорта. ^ . Оценка качества сахара, меда и крахмала разных видов по органолептическим показателям. Практическая работа №4. Оценка качества конфет по органолептическим показателям. ^ Решить ситуационные задачи по оценке качества конфет. Тема 1.4 Вкусовые товары Студент должен: знать: - классификацию, особенности пищевой ценности и оценки качества разных подгрупп вкусовых товаров; уметь: - идентифицировать вкусовые товары; иметь навык: - идентификации вкусовых товаров; - работы с нормативными документами; Классификация вкусовых товаров на подгруппы разных ступеней, виды, разновидности, сорта и другие объекты. Особенности пищевой ценности вкусовых товаров. Краткая товароведная характеристика важнейших подгрупп вкусовых товаров: понятия, состав, ассортимент, назначение. Особенности оценки качества: общие и специфичные, органолептические и физико-химические показатели, товарные сорта. ^ . Изучение ассортимента алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков и оценка их качества. Самостоятельная работа студентов. Проанализировать ассортимента чая (или кофе) на примере конкретных магазинов, изучить особенности новых торговых марок. ^ Студент должен: знать: - классификацию молочных товаров, особенности пищевой ценности и оценки качества; уметь: - идентифицировать молочные товары; иметь навык: - анализа показателей ассортимента молочных товаров; - идентификации молочных товаров; - работы с нормативными документами; Классификация молока и продуктов его переработки на подгруппы и виды. Особенности пищевой, в том числе и биологической ценности молочных товаров. Краткая товароведная характеристика важнейших подгрупп и видов молочных товаров: понятие, состав, ассортимент и назначение. Особенности оценки качества разных подгрупп и видов молочных товаров. ^ Анализ ассортимента молочных товаров в магазинах города. Практическая работа №7. Идентификация молока и кисломолочных продуктов. Самостоятельная работа студентов. Решить ситуационные задачи по идентификации и оценке качества молочных товаров. ^ Студент должен: знать: - классификацию мясных товаров, особенности их пищевой ценности и оценки качества; уметь: - распознавать разные подгруппы и виды мясных товаров по идентифицирующим признакам; иметь навык: - идентификации мясных товаров; - работы с нормативными документами; Классификация мяса и продуктов его переработки. Особенности пищевой, в том числе и биологической ценности, разных подгрупп и видов мясных товаров. Сортовой разруб мясных туш. Краткая товароведная характеристика важнейших подгрупп и видов мясных товаров: определение, идентифицирующие признаки, химический и тканевый состав, ассортимент и назначение. Оценка качества мясных товаров по стандарту. ^ Анализ ассортимента мясных товаров в магазинах города. Самостоятельная работа студентов. Изучить литературу по теме «Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия». Законспектировать тему. ^ Студент должен: знать: - промысловые семейства рыб, классификацию рыбных товаров, особенности их пищевой ценности и оценки качества; уметь: - распознавать разные подгруппы и виды рыбных товаров по идентифицирующим признакам; иметь навык: - идентификации рыбных товаров; - работы с нормативными документами; Классификация рыбы и продуктов ее переработки. Особенности пищевой, в том числе биологической ценности разных подгрупп и видов рыбных товаров. Краткая товароведная характеристика рыбы, продуктов ее переработки и нерыбных водных продуктов: определение, идентифицирующие признаки, химический и тканевый состав, ассортимент и назначение. Оценка рыбных товаров по стандарту. Самостоятельная работа студентов. Решить ситуационные задачи по идентификации и оценке качества рыбных товаров. ^ Студент должен иметь представление: - о современном рынке силикатных товаров; знать: - классификацию и ассортимент стеклянных и керамических товаров, оценку качества; уметь: - работать со стандартами, устанавливать градации качества стеклянных и керамических товаров. иметь навык: - составления полной торговой характеристики силикатных товаров; Силикаты, стекло и керамика: понятия. Факторы, формирующие качество. Классификация и ассортимент стеклянных и керамических товаров. Оценка качества товаров этой группы: показатели, дефекты. ^ Составление полной торговой характеристики стеклянной и керамической посуды. Самостоятельная работа студентов. Изучение дефектов стеклянной и керамической посуды. ^ Студент должен иметь представление: - о современном рынке металлохозяйственных товаров; знать: - классификацию и ассортимент металлохозяйственных товаров на группы, подгруппы разных ступеней, виды; уметь: - распознавать отдельные группы, подгруппы и виды металлохозяйственных изделий по идентифицирующим признакам; иметь навык: - составления полной торговой характеристики металлохозяйственных товаров; Классификация металлохозяйственных товаров. Факторы, формирую-щие, качество металлохозяйственных товаров. Применяемые металлы и сплавы. Классификация и ассортимент металлической посуды, столовых приборов, приборов для окон и дверей, инструментов. Потребительские свойства и показатели качества металлохозяйственных товаров. ^ Изучение ассортимента металлической посуды. Самостоятельная работа студентов. Изучение учебного элемента «Столовые приборы». ^ Студент должен иметь представление: - о современном рынке строительных товаров; знать: - классификацию и ассортимент; - требования, предъявляемые к качеству строительных товаров; Общая характеристика строительных товаров. Классификация строительных товаров на группы, подгруппы разных ступеней, виды. Ассортимент, требования к качеству строительных товаров. ^ Студент должен иметь представление: - о современном рынке электробытовых товаров; знать: - классификацию и ассортимент электробытовых товаров; - требования к качеству; Электробытовые товары: классификация, назначение. Классификация и ассортимент холодильных приборов, стиральных машин, пылесосов, нагревательных приборов. Требования к качеству электробытовых товаров. Показатели качества. ^ Анализ ассортимента электробытовых товаров в магазинах города. Самостоятельная работа студентов. Изучение осветительных приборов. ^ Студент должен знать: - классификацию и ассортимент игрушек; - требования к качеству игрушек; - показатели безопасности игрушек; уметь: - составлять полную торговую характеристику игрушек; - оценивать потребительские свойства игрушек; Значение игрушек в воспитании детей. Классификация игрушек по воспитательному, возрастному назначению и применяемым материалам. Ассортимент игрушек. Требования к качеству игрушек. Показатели безопасности. ^ Составление полной торговой характеристики и оценка потребительских свойств игрушек. Самостоятельная работа студентов. Ознакомление с ассортиментом игрушек в магазинах города. ^ Студент должен иметь представление: - о современном рынке швейных и трикотажных товаров; знать: - классификацию швейных и трикотажных товаров на группы, подгруппы разных ступеней, виды; - ассортимент швейных и трикотажных товаров; - оценку качества швейных и трикотажных товаров; уметь: - работать со стандартами; - устанавливать градации качества швейных и трикотажных товаров; - составлять полную торговую характеристику; иметь навык: - составления полной торговой характеристики; - определения качества швейных и трикотажных товаров; Швейные и трикотажные товары: понятие, назначение; факторы, формирующие качество. Классификация и ассортимент. Размерные характеристики. Дефекты, оценка качества. ^ Составление полной торговой характеристики швейных и трикотажных товаров. Самостоятельная работа студентов. Решение ситуационных задач по оценке качества швейных и трикотажных товаров. ^ Студент должен знать: - классификацию кожаной, резиновой и полимерной обуви, валяной обуви на группы, подгруппы разных ступеней, виды; - ассортимент обувных товаров; - оценку качества обувных товаров; уметь: - работать со стандартами; - устанавливать градации качества обуви; - составлять полную торговую характеристику; иметь навык: - составления полной торговой характеристики; - определения качества обуви; Обувные товары: назначение; факторы, формирующие качество кожаной, резиновой и полимерной обуви, валяной обуви. Классификация и ассортимент кожаной, резиновой и полимерной обуви, валяной обуви. Размерные характеристики, дефекты. Оценка качества. ^ Составление полной торговой характеристики кожаной обуви. Самостоятельная работа студентов. Решение ситуаций по оценке качества кожаной обуви. ^ Студент должен иметь представление: - о современном рынке парфюмерно-косметических товаров; знать: - классификацию и ассортимент парфюмерно-косметических товаров; - оценку качества по органолептическим показателям; уметь: - работать со стандартами, изучать по ним ассортимент; Парфюмерно – косметические товары: понятие, назначение; факторы, формирующие качество. Классификация парфюмерно – косметических товаров на группы, подгруппы разных ступеней, виды. Ассортимент. Оценка качества по органолептическим показателям. ^ Ознакомление с ассортиментом парфюмерно-косметических товаров по идентифицирующим признакам. Самостоятельная работа студентов. Решение ситуационных задач по оценке качества парфюмерно-косметических товаров. 4 Перечень средств обучения
Литература Основная
2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 283 с. 3. Карташова Л.В., Николаева М.А., Печникова Е.Н. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения. Учебник для учреждений среднего профессионального образования; учебное пособие для высших образовательных учреждений. - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2004. - 816 с. 4. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/ А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с. 5. Алексеев Н. С. Товароведение хозяйственных товаров Т. 1. м, Экономика, 1990. 6. Байбеков Ш. С. и др. Товароведение культтоваров. М, Экономика, 1983. 7. Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. М., Деловая литература, 2000. 8. Неверов А. Н., Чалых Т. И. и др. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. М. ПрофОбИздат, 2001 9. Шепелев А. Ф. Товароведение и экспертиза ювелирных товаров и часов. Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2002. Дополнительная
6. Журналы «Спрос», «Новости торговли», «Российский продовольственный рынок» 7. Закон «О защите прав потребителей», ФЗ-2 от 09.01.92 с изменениями и дополнениями от 17.02.03 ФЗ-212 8. Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02.01.2000 9. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №55 с изменениями и дополнениями). 10. Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья (Постановление Госстандарта) 11. «Нормы естественной убыли продовольственных товаров» 12. ГОСТы на отдельные группы товаров |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социальной психологии для специальностей... «Маркетинг (по отраслям)»,080402. 51 «Товароведение (по группам однородных товаров)» | ![]() | Рабочая программа дисциплины Менеджмент для специальностей (группы... «Маркетинг (по отраслям)», 080402. 51 «Товароведение (по группам однородных товаров)» |
![]() | Рабочая программа дисциплины Эстетика и дизайн потребительских товаров... Автор: Широкова М. Ю., преподаватель гоу спо «Бийский техникум механической обработки древесины» | ![]() | Рабочая программа дисциплины Товароведение для специальностей (группы... Автор: Рощина Н. Н., преподаватель гоу спо «Бийский техникум механической обработки древесины» |
![]() | Рабочая программа дисциплины Маркетинг товаров и услуг для специальностей... Автор: Шелегина И. Н., преподаватель гоу спо «Бийский техникум механической обработки древесины» | ![]() | Рабочая программа дисциплины Маркетинговые исследования рынка для... Государственных требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с гос спо №04–0607–Б от 08. 02. 2002 года по специальности... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Маркетинг для специальностей (группы... Автор: Малащенко О. В., преподаватель гоу спо «Бийский техникум механической обработки древесины» | ![]() | Рабочая программа дисциплины Социальной психологии для специальностей... «Маркетинг (по отраслям)»,080402. 51 «Товароведение (по группам однородных товаров)», 070602. 51 «Дизайн (по отраслям)» |
![]() | Рабочая программа дисциплины Товароведение потребительских товаров... Автор: Метель Е. В., преподаватель гоу спо «Бийский техникум механической обработки древесины» | ![]() | Рабочая программа дисциплины Предпринимательство для специальностей... Автор: Шелегина И. Н., преподаватель гоу спо «Бийский техникум механической обработки древесины» |