Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо




Скачать 34.97 Kb.
НазваниеМотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо
Дата публикации30.03.2014
Размер34.97 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
Мотивы лирики А.С.Есенина в контексте лирики А.Рембо

У Даньдань

Аспирантка Московского государственного университета

имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Мемуаристы воссоздали разные модели поведения Есенина: крестьянин петербургских салонах, скандалист московских кабаков, денди-имажинист в цилиндре и лакированных ботинках и др. Для исследователей жизни и творчества Есенина одной из частых стала тема соответствия или несоответствия лирического героя и реального поэта. Уже в начале поэтического пути Есенин создаёт определённый образ своего «я» – кроткого странника или инока, который славит «покойный уголок» [Сергей Есенин в стихах и жизни: стихотворение1910-1925: 1995: 88] – Русь. Со временем он уступает место разбойнику, потом в его произведениях доминирует образ пророка космической революции, далее – как показатель разочарования в революционной мистической утопии – он опять скандалист, потом – образ одинокого чужака в своей стране. Эта смена обликов отражает как внутреннюю эволюцию поэта, так и воздействие на него внешних обстоятельств.

Есенинское «хулиганство» связано с народной традицией, с фольклорным образом ушкуйника, с деревенским бытом. Но оно вписывается и в контекст европейской поэзии. Произведения Мюссе были знакомы Есенину [Шубникова-Гусева Н. И. 1995: 127 – 140.]; в них стираются грани между лирическим героем и реальным автором, что актуально и для Бодлера, Верлена, который ввел выражение «проклятые поэты» [Гарин И. 2000: 79 – 193.], Рембо и др.

В работах М. Никё («"Литературная личность" Есенина и традиция "проклятых поэтов"», 2009), Н.М.Солнцевой («Странный Эрос», 2000) отмечались аналогии лирических героев Есенина и Рембо, Верлена, Бодлера. Эти аналогии отражают общее в творческих интенциях, темпераментах, остроте впечатлений. По свидетельству Эренбурга, Есенин читал Верлена и Рембо. [Сергей Есенин в стихах и жизни: Вспоминания современников: 1995: 208]. Знакомство Есенина с творчеством «проклятых» поэтов могло усилить те или иные мотивы его лирики, как и провоцировать его поведенческую экспрессию.

Вопрос о типологической близости мотивов поэзии Рембо и Есенина заключается в том, что оба поэта лиричны. Есенин прежде всего лирик. Лиричен и Рембо, создавший так называемый «персональный символизм». Оба поэта – провинциалы. Как и Рембо, Есенин рано открыл в себе поэтический дар – писать стихи начал ещё в училище.

В произведениях Есенина и Рембо очевидно сходство в мотивах эпатирующего, "низкого", характера, что, в определённом смысле, отражает поиск новых поэтических форм и тенденцию приблизить искусство к жизни. В контексте лирики Рембо проясняется эпатирующая образность Есенина как доимажинистского периода, так и во времени «Москвы кабацкой» (1923). Есенин отразил в лирике, как и в поэмах антитетичность своих лирических героев. В Рембо также была заложена двойственность.

Ещё одна аналогия поэзии Есенина и Рембо – «пьяный бред» («Улеглась моя былая рана...», 1924) [Сергей Есенин в стихах и жизни: стихотворение1910-1925: 1995: 287], о котором идёт речь и в «Мосвке кабацкой», и в «Чёрном человеке», и в других произведениях. Рембо ставит вопрос о самопознании с помощью алкоголя, наркотиков, утомительных ночных бдений и т.п. Но и «пьяный бред» есенина не снижал творческого потенциала, не умалял работу над текстами.

Лирический герой Рембо умиротворён первозданностью природы. В есенинском пейзаже выразилось мирочувствование, которое в философии называют панпсихизмом.

Особо следует сказать об отношении Рембо к Церкви, к христианству. Он рано расстался с детской верой, увидев в религии некое заблуждение ума, сознательный обман, унижающий человека. Но следует отметить, что Есенину не изменяла религиозная интуиция, вопреки грубым фразам в адрес Церкви и даже Творца он оставался верующим человеком, сожалевшим о своём временном неверии.

В литературе Есенин создал мир крестьянского космоса. Он поэт-философ русского космизма. В «Озарениях» Рембо поэтические восприятия зачастую не от непосредственных и очевидных данностей видимого и осязаемого, а от всего космоса. Этот мотив Рембо корреспондирует с космизмом Есенина, с его пониманием крестьянского бытия в почвенной и одновременно космической обусловленности.

Таким образом, у Рембо и Есенина есть такие общие мотивы, как двойственность, мятежность, отношение к Церкви, любовь к природе и др. Но есть и принципиальное различие в мировосприятиях поэтов. Согласимся с тем, о чём пишет С. Бернар: «Величие Рембо в том, что он всё время заставляет нас вместе с самим собой ставить под вопрос не только то, что, как нам кажется, мы знаем о мире, но и самый мир» [Балахонов В. 1994: 139]. Есенин, в силу своего витализма, никогда не ставил под вопрос "самый мир".


Литература
Балахонов В., Гимн загадочной свободе // Рембо Ж. А. Пьяный Корабль: Стихи. СПб.: Петербург – XXI век, ТОО Лань. 1994.

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003; Проклятые поэты. СПБ., 2005 (переводы М. Яснова); Labrfcherie P. La vie quotidienne de la boheme litteraire au XIXe siecle. Paris, 1967. (О русских переводах Верлена см.: Henry H. Verlaine, poete russe // Slavica jccitania, Toulouse), 2000.

Сергей Есенин в стихах и жизни: Вспоминания современников. Сост., общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995.

Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910 –1925 ∕ Сост., общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995.

Шубникова-Гусева Н. И. Французские литературные источники «Чёрного человека» С. А. Есенина // Revus des E tudes slaves. Париж, 1995. Т. 67. Вып. 1.






Похожие:

Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconКалендарно-тематическое планирование № Тема урока Дата
Литература 20-х гг литературные группировки. Биография В. В. Маяковского. Особенности ранней лирики поэта. Стихотворения. Новаторство...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconУроков
«Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики,...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconСопоставление тем лирики егэ по литературе С4
«19 окт 1825» в михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconОсобенности песенной лирики композитора В. П. Соловьева-Седого
В современной мировоззренческой ситуации, в условиях необходимости восстановления культурной преемственности актуально обращение...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconКакую основную особенность русской лирики ХIХ века продолжили поэты ХХ века?
Какое качество русского характера проявляет герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» в главе «Гармонь», исполняя на гармони...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconТема любви и дружбы в лирике Пушкина
Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconЭ́пос (греч. έπος — слово — повествование)
Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос в отличие от лирики и драмы...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconСказка, эпопея, историческая песня, былина. Согласно «Поэтике»
Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос в отличие от лирики и драмы...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconПоложение о конкурсе проектов туристических фирм рязанского региона...
«Большое чтение», реализуемого комитетом по культуре и туризму Рязанской области и гук «Рязанская областная универсальная научная...
Мотивы лирики А. С. Есенина в контексте лирики А. Рембо iconПоложение о конкурсе проектов туристических фирм рязанского региона...
«Большое чтение», реализуемого комитетом по культуре и туризму Рязанской области и гук «Рязанская областная универсальная научная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница