Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова)




Скачать 33.19 Kb.
НазваниеПрецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова)
Дата публикации08.04.2014
Размер33.19 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова)

Куимчиде Ксения Эдуардовна

Студентка Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия
Прецедентный текст – это «законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности, полипредикативная единица; сложный знак, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу; прецедентный текст хорошо знаком любому члену лингвокультурного сообщества, в когнитивную базу которого входит инвариант его восприятия, обращение к нему многократно возобновляется в процессе коммуникации через связанные с этим текстом высказывания или символы, которые являются прецедентными феноменами» [Красных: 68].

В литературе постмодернизма прецедентные тексты приобретают особую значимость, становятся элементом поэтики. Это является следствием широкого распространения массовой литературы, ориентации современных авторов на массового читателя. Кроме того, прецедентный текст способен расширить пространство художественного произведения, вызывая у читателя различного рода ассоциативные связи, создавая эффект узнавания и под.

Современный поэт-постмодернист Тимур Кибиров широко использует в своем творчестве различного рода прецедентные тексты. Его произведения представляют собой переплетение поэтических строк классиков, рекламных слоганов и известных имен.

Стихотворения Т.Кибирова зачастую основаны на приемах пародии, сарказма, это недобрая насмешка над пошлостью и несовершенством современного человечества, это «полигон для сведения счётов с обществом, искусством, судьбою» [Гандлевский]. Кибиров – поэт воинственный с горячностью описывающий постсоветскую действительность и пространство вокруг нас, он схватывает на лету детали и показывает их читателю с новой, непривычной стороны, используя для этого уже известные выражения и фразы, ибо, по меткому выражению С.С. Аверинцева, «мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны» [Руднев:221].

По источнику происхождения прецедентные тексты, использованные в произведениях Т. Кибирова, распределяются следующим образом:

  1. Произведения классической литературы (36%). Например: «И вот февраль. Достать чернил и паркер…» (ср. Б.Л. Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!»)

  2. Имена литературных персонажей (16%): «Промахнувшись, как Акела, / разоравшись, как Отелло, / я застрял, как Винни-Пух!»

  3. Имена реальных исторических лиц (14%): «А мужчина-то только один – / Александр Сергеевич Пушкин».

  4. Фразеология (8%): «Вот тебе, бабушка, и наступает / Юрьев денек роковой!» (ср.: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»).

  5. Реклама (6%): «Сделать паузу – скушать «Твикс».

В качестве источников прецедентных текстов также используются художественные и мультипликационные фильмы, песни и романсы, библейские сюжеты, мифология и др.

В большинстве случаев прецедентные тексты у Кибирова являются ссылками на известные читателю лицо, идею или факт действительности: «И луга Бежина костер!» (ср. «Бежин луг» И.С. Тургенева»).

Немалую долю прецедентных текстов составляют неточные цитаты известных стихотворений, песен и т.д.: «Лишь он моих властитель дум…» (ср.: стихотворение А.С. Пушкина «К морю»: «Другой властитель наших дум…»). Однако зачастую автор прибегает к использованию цитат в их исходной (первоначальной) форме: «Ты всегда хороша несравненно…» (ср.: у Н.А. Некрасова: «Ты всегда хороша несравненно…»). Тем не менее в контексте исходная фраза звучит иронично, пародийно, саркастически.

Достаточно частотно расширение исходной цитаты: «Но тоже общей не уйдет судьбы» (ср.: в стихотворении Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…»: «И общей не уйдет судьбы»).

Иногда меняется целое сочетание слов в цитате: «Блажен, кто видит и внимает!» (ср.: у А.С. Пушкина в «Евгении Онегине»: «Блажен, кто смолоду был молод!») или же только одно слово: «Размножаться – плохая примета» (ср.: «Я тебя никогда не забуду…» А.А. Вознесенского: «Возвращаться – плохая примета»). Возможна и замена грамматической формы: «О доблести, о подвигах, о славе…» (ср.: у А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»).

Таким образом, прецедентные тексты в произведениях Т. Кибирова являются средством выражения авторского отношения к пошлой и обыденной действительностью, над несовершенством нынешнего общества и косностью человеческого сознания.
Литература

  1. Кибиров Т. Избранные стихотворения. М., 2011.

  2. Красных В.В, Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Лекционный курс. М, 2002.

  3. Официальный сайт Тимура Кибирова, Гандлевский С. [http://kibirov.poet-premium.ru/]

  4. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999.

Похожие:

Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconАнтиоксидантная активность тиолов
Цель работы – текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconРека времен. Встреча. Ученик учитель
Цель урока: сопоставительный анализ произведений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина, исследование механизма преемственности и эволюции...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconИ. В. Фоменко, Л. П. Фоменко. Художественный мир и мир, в котором живет
Статьи сборника посвящены проблемам поэтики. Анализируются функции заглавия, цитаты, повтора, рассматриваются проблемы онтологии...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconИнтертекстуальные связи их выражения при переводе с английского языка...
М исследования являются объективные и субъективные проблемы, возникающие при переводе интертекстуальных элементов, и способы их решения,...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconМанера повествования как один из поэтических способов раскрытия художественной...

Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconЛитература 7 класс
Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconЛекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2,...
При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconЗамкнутая система, а текст как постоянно наращиваемая по временной оси
Текста и кода (языка). Осознавая некоторый объект как текст, мы тем самым предполагаем, что он каким-то образом закодирован, презумция...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconМы должны сделать все возможное для того, чтобы изгнать мирской дух...
К богослужебному употреблению духовно-музыкальных произведений. Эта просьба не могла быть выполнена уже, прежде всего, потому, что...
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики (на материале поэтических произведений Т. Кибирова) iconОдновременность как семантическое микрополе на материале уральских языков
Студент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва Россия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница