Дневник. Черты жанра




Скачать 33.29 Kb.
НазваниеДневник. Черты жанра
Дата публикации12.04.2014
Размер33.29 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
Дневник. Черты жанра.

Ромашкина Мария Владимировна

Аспирантка московского государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Дневник как литературный, так и внелитературный жанр появляется в литературе сравнительно поздно и достигает рассвета уже в начале XVIII века («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна).

Жанр дневника часто сравнивается с другим жанром мемуарной литературы - автобиографией. Есть целый ряд факторов, объединяющих эти жанры. Во-первых, оба они направлены на изучение внутреннего мира автора. Так, подобную цель преследует и Блаженный Августин в своей «Исповеди» (написана около 397-398 гг н.э.), и Ж.—Ж.Руссо, в произведении с одноименным названием, написанном более, чем на тысячу лет позже (1766 – 1770), и, напри мер, Ф. Кафка в своих дневниках. Во-вторых, события, описываемые в дневнике или автобиографии, не предполагают включения вымышленных фактов, и одновременно не претендуют и на беспристрастность, как, например, это было характерно для хроник, где организующей силой сюжета предстает сам ход времени, которому подвластны действия и судьбы персонажей.

Однако именно в восприятии описываемого авторами дневников и автобиографий заключается и значимое различие жанров. В автобиографии рассказчик описывает прошлое, вспоминает, переоценивает происходившее; в дневнике же запечатленные на бумаге переживания еще до конца не стали прошлым, это все еще часть настоящего.

Жанр дневника тем самым предполагает длительность творческого процесса, создание текста день ото дня, соотнесенность произошедшего события и сделанной записи, а значит – свежесть, «незамутненность» восприятия. Создатель автобиографии же подводит самим фактом создания подобного произведения своеобразный итог своей жизни, поскольку описываемые события зачастую происходят за много лет до самого факта написания, таким образом, приобретая оценку автора.

Еще одной значимой чертой дневника, отсутствующей в автобиографическом произведении, можно считать датировку. Даты в дневнике большинством исследователей воспринимаются как обязательный компонент повествования, поскольку членение происходит не посредством логического отделения одного «сюжета» повествования от другого, но датой. Таким образом, даже в рамках одного сюжета (если описание его занимает несколько дней) можно отделить повествование в настоящем (сегодня, вчера) от того, которое уже превращается в воспоминание (несколько дней спустя).

Еще одно значимое отличие дневника от жанра автобиографии состоит в том, насколько тексты, создаваемые авторами дневников и автобиографий, направлены на читателя, предполагают дальнейшее прочтение. Если в случае автобиографии, создаваемой чаще всего в зрелые годы как осмысление прожитых лет, автор часто даже обращается к вымышленному читателю, то дневники в этом отношении вызывают споры исследователей.

Целый ряд исследователей считает, что дневник – жанр интимный, и отмечают, что он не рассчитан на публичное восприятие. Классической точке зрения, однако, противопоставляет свою позицию Ролан Барт.

Критик отмечает, что традиционные цели, которые приписывают Дневнику, то есть возможость высказать, осветить, оценить себя, больше не существенны, поскольку противоречат \идеям психоанализа, сартровской критики самообмана и марксистской критики идеологий: искренность - это всего лишь вторая ступень воображаемого. Таким образом, оправдание Дневника как произведения по Барту может быть только литературным. «Ведя Дневник, я по определению обречен на симуляцию. Это даже двойная симуляция: ведь если всякая эмоция есть копия такой же эмоции, о которой мы где-то читали, то излагать свое настроение кодифицированным языком Перечня Настроений — значит копировать копию».

Следуя классификациям целого ряда исследователей мы можем проследить целых ряд причин, побуждающих пишущего к созданию дневника:

Дневник, как возможность для самовыражения, когда дневник становится формой для рефлексии, попытка диалога с самим собой.

Дневник как возможность самопознания, запись собственных мыслей как возможность впоследствии к ним вернуться, а также как возможность отвлечься от беспокоящих мыслей и чувств.

Дневник может также иметь функцию своеобразного завещания, то есть сохранять мысли и чувства не для будущего себя, а для других.

Дневник относится к жанру, постоянно развивающемуся. В последние десятилетия, с появлением разного рода социальных сетей, блогов и.т.д., дневниковый жанр переживает новый виток развития. Дневник в новом понимании утратил целый ряд основополагающих черт жанра, из интимного превращаясь в открытый, из авторского становясь анонимным. В то же время сохраняется основная задача – раскрытие внутреннего мира автора.

Литература:

  1. Kendall P. M. The art of biography, New York, 1965.

  2. Spengemann W. C. The forms of autobiography, London, 1980.

  3. Wuthenow R. R. Europäische Tagebücher, Darmstadt, 195O.

  4. Барт Р. Избранные работы, М., 1989.

Похожие:

Дневник. Черты жанра iconДневник учебно-ознакомительной практики
Дневник заполняется студентом лично и ведётся регулярно в течении всей практики. Получив дневник, студент заполняет титульный лист,...
Дневник. Черты жанра iconДневник Алисы «Дневник Алисы»
«Дневник Алисы» был издан тиражом более четырех миллионов экземпляров в одной лишь Америке и уже давно стал современной классикой....
Дневник. Черты жанра iconОсновные понятия менеджмента и менеджера
Основные черты работников, руководителя, отношений, обстановки. Черты слабого руководителя 36
Дневник. Черты жанра iconДмитрий Глуховский Дневник учёного. Предыстория к мультфильму «9»
...
Дневник. Черты жанра iconБесконечные очков создания
Когда закончите, нажмите А. Вернуться на экране черты и отмените выбор негативные черты. Пресса, чтобы выйти. Нажмите Старт и сохраните...
Дневник. Черты жанра iconДневник Совала "Тяжела жизнь посла "
Дневник Совала "Тяжела жизнь посла " (на основе вулканской трилогии четвертого сезона энта)
Дневник. Черты жанра iconВы когда-нибудь встречали гениального сыщика из детективного агентства "Магический розыск"?
Тогда почему я пишу эти строки? Это мой дневник, что хочу, то и пишу. А как же тайна, ведь дневник могут прочитать? Пусть попробуют!...
Дневник. Черты жанра iconПауло Коэльо Дневник мага ocr roland «Дневник мага»: София; Москва; 2006 isbn 5 9550 0896 9
Пауло Коэльо по легендарному Пути Сантьяго, пройденному миллионами пилигримов со времен средневековья. В своем поиске он встречает...
Дневник. Черты жанра iconЯ даже не знаю, что меня надоумило, вести этот дневник. Наверное,...
Сюсюкаться, как это принято, не буду и не хочу. Всё-таки, это и так немного странно для парня, вести дневник. Хотя я так не думаю,...
Дневник. Черты жанра iconЭмотивно-экспрессивное выражение надежды и разочарования в романе...
«Дневник памяти» это книга о любви и преданности, о горьком осознании, что все прошло и надежде, что все повториться вновь. Этим...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница