Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал




Скачать 138.34 Kb.
НазваниеФ. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал
Дата публикации09.05.2014
Размер138.34 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
Материалы к уроку

Ф.М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание»

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом "Преступление и наказание", которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы...».

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет романа "Преступление и наказание" первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – "Преступление и наказание", и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть "Преступления и наказания" появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию "Преступления и наказания". Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно...» Черновые тетради "Преступления и наказания" позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству...»

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла "Преступления и наказания" столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

^ Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Сущность теории Раскольникова
Цель: подвести учащихся к пониманию философского смысла романа; показать противоречие между гуманизмом и “наполеонизмом” Раскольникова; продолжить внимательное обращение со словом Достоевского.

Оборудование: слайды с иллюстрациями к роману (Раскольников. Художник Д.Шмаринов, Раскольниковв своей комнате.Художник И. Глазунов.), кадры из документальногофильма “Памяти Достоевского”, раздаточный материал: выдержки из статьи Макса Штирнера “Единственный и его собственность”, из книги Наполеона, высказывания о романе кинорежиссера Л.А. Кулиджанова, актера Г. Тараторкина, Ф.М. Достоевского из “Речи о Пушкине”.

^ Ход урока

Главное – люби других, как себя, вот, что главное.
Ф. М. Достоевский.

^ 1. Вступительное слово о жанре романа.

Между детективным романом и “Преступлением и наказанием” есть внешнее сходство. В чем оно? Но можно ли считать “Преступление и наказание” детективом?

Акценты расставлены совсем необычно. Мы никак не можем сказать, что в центре романа – борьба Порфирия Петровича и Раскольникова, и что наш интерес основан на том, как постепенно следователь выясняет, кто убийца. Ход рассуждений Порфирия Петровича скрыт и от читателя, и от Раскольникова и лишь во время последней встречи сам Порфирий Петрович излагает, каков был путь его анализа. До этого у Порфирия-Петровича с Раскольниковым было 2 встречи. В романе они занимают важное место, но интерес сосредоточен не только на них.

^ На чем? Что для нас составляет тайну?

Таким образом, в основе романа лежит философская и психологическая тайна (почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?)
Т.е. в центре внимания автора и читателя внутренний мир преступника.

Как раскрывается внутренний мир героя? Какие средства использует автор?

^ 2. Лингвистический анализ внутреннего монолога Раскольникова.

Найдите первую фразу Раскольникова.

Что вы слышите в этой фразе? Как Раскольников оценивает человечество? Что необычного в построении фразы? Каким мы представляем Раскольникова по его отрывочному монологу?

3. Раскольников давно уже пришел к мысли, что человек – “подлец, потому что ко всему привыкает”. И жизнь все время подтверждает эту аксиому. Но человек не может все время ощущать себя рабом, не может чувствовать себя “подлецом, подчиняющимся обстоятельствам, иначе он, может быть, и жить-то не захочет.” Вспомним, к какому выводу приходит герой после размышления о том, что человек – “подлец, ко всему привыкает”?

Но, может быть, существует компромиссный вариант, который не видит или не хочет видеть герой Достоевского? Что же его толкает на страшный шаг? Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому разумному примеру?

4. Таким образом, герой приходит к страшной мысли убийства.

^ Каковы же социальные факторы, толкнувшие Раскольникова к преступлению?

Пока ребята называют и обосновывают факторы, один ученик у доски располагает события в хронологическомпорядке, (события написаны на отдельных листочках). Проверка.

5. На экране через мультимедиапроектор проецируются иллюстрации к роману, созданные художниками Ильей Глазуновым и Дементием Шмариновым и изображающие Раскольникова в своей каморке во время обдумывания своей идеи. Учащимся предлагается вопрос: иллюстрация какого художника более близка их восприятию героя? Аргументируйте свой ответ.

6. На экране через мультимедиапроектор спроецированы слова Д.И. Писарева: “Причина преступления Раскольникова “не в мозгу, а в кармане”; теоретические убеждения Раскольникова не имели “заметного влияния на совершение убийства”; “настоящей и единственной причиной” преступления являются “тяжелые обстоятельства”.

^ Согласны ли вы с Писаревым?

7. Как сам Раскольников в разговоре с Соней объясняет причины убийства старухи. Работа с таблицей, выполненной дома. Обращаем внимание на авторское слово. (Таблица спроецирована через мультимедиапроектор на экран, по мере того, как учащиеся называют причины, на экране появляются строчки таблицы)

причина, названная героем

авторская ремарка

реакция Сони

Итак, главная причина названа. Какова она?

8. Раскольников основывается на своей теории. Сущность теории Раскольникова раскрывается во время первого разговора с Порфирием Петровичем.

^ Выдумал ли Раскольников свою теорию?

Раскольников говорит, что написал статью “по поводу одной книги”.

Какие книги имеет в виду герой?

Работа с раздаточным материалом. Прочитайте выдержки и сделайте выводы.

(Ребятам предлагаются выдержки

из статьи М. Штирнера: “Победить или покориться – таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный обращается в подвластного...я...не стану бояться мысли, как бы дерзка и “демонична” она ни была, потому что в моей власти уничтожить ее, если она мне станет представляться неудобной... Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше и ты будешь больше... Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, беззакония.”

из книги Наполеона: в предисловии книги проводилась мысль, что действия людей обыкновенных судят по одной логике и одним законам, действия же “героев”, “мировых гениев” – по другой логике и другим законам; в книге обосновывалось право “гения” на преступление, доказывалась, что ему “все дозволено”.).

^ Встречались ли вы с подобными идеями?

Чтение учащимися диалога Порфирия Петровича и Раскольникова.

Прав ли Порфирий Петрович, когда разъясняет основную мысль статьи Раскольникова? В чем он расходится с автором статьи?

В чем объективный смысл теории Раскольникова? Что она оправдывает?

9. Итак, преступление совершено. Во время спора со следователем Разумихин говорит Раскольникову: “Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...”

Но Раскольников не может понять этой очевидной, казалось бы, истины.

Почему официально можно истреблять тысячи и миллионы людей, иэто деяние не считается преступлением в глазах людей, а убийство им жалкой, ничтожной старушонки, зловредной, пьющей людские соки, в глазах тойже толпы – преступление?

^ Учащиеся просматривают кадры из фильма “Памяти Достоевского” и отвечают на вопрос, который задает себе Раскольников.

10.Работа с раздаточным материалом (ребятам предлагаются размышления о преступлении Раскольникова:

кинорежиссера Л.А. Кулиджанова: “ История Родиона Романовича Раскольникова представляется мне историей человека, пытавшегося преступить предел дозволенного, нравственно возможного якобы ради утверждения своей человеческой личности... “Тварью дрожащею” быть недостойно человека, а надобно быть Наполеоном, чтобы владеть всем этим людским “муравейником”, считает он. Надо подчинить его себе, а для этого все средства не только дозволены, но и хороши... Но здесь-то и оказывается, что Раскольников не утверждает свою личность, а разрушает ее...”

актера Г. Тараторкина: “ Мы живем в сложное и драматичное время.. .в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности...”

^ Ф.М. Достоевского из “Речи о Пушкине”: “Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой” при условии, “что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?”)

^ С кем бы вы согласились? Как бы ответили на вопрос Ф. М. Достоевского?

Обращение к эпиграфу урока.

11.Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: “Можно ли построить счастье тысяч людей, пожертвовав жизнью одного человека?”

Литература.

Болдырева С. Тема покаяния в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” // Литература. 1997. №15 с.4.

Гройсман В. Религиозные символы в романе “Преступление и наказание” // Литература. 1997. №44 с.5-9.

Ирмияева Т. В чем состояла идея Раскольникова? // Литература. 1996. №14 с.2-3.

Романичева Е. Работа с эпизодом на уроках повторения // Литература. 1998. №21 с.5-6.

Свердлов М. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова? // Литература. 1998. №21 с.7-9.

Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон “я” и “закон любви”. // Литература в школе. 2006. №4 с.26-33.

Фомичева А. Обретение веры. По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Литература. 1997. №15 с.2-3.

Шелепин В.А. Опыт современного прочтения романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Литература в школе. 2007. №2 с.96-106.

Щенников Г.К. Изучение романа Достоевского “Преступление и наказание” в средней школе. Ученые записки УрГУ. №121. серия филологическая вып.19. с. 134-151.

Похожие:

Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconПреступление и наказание. История создания произведения Истоки романа...
Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы...
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconПреступление и наказание
Преступление и наказание в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги....
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconРаскольников и Свидригайлов
Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Одну из основных разрывающих...
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconФёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Основные литературные философские произведения Достоевского: «Записки из подполья», «Подросток», «Бесы», «Идиот», «Преступление и...
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconКонспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления...
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconПадения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского...
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» глубоко философский. Одной из главных в произведении стала тема...
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconКомпозиционное своеобразие романа "Герой нашего времени"
Композиционная сложность романа неразрывна связана с психологической сложностью образа главного героя
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал iconПетербург в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа огромного...
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал icon«История создания произведения Преступление и наказание»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
Ф. М. Достоевский. История создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал icon«История создания произведение Преступление и наказание»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница