Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык




Скачать 67.82 Kb.
НазваниеПояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык
Дата публикации10.05.2014
Размер67.82 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Литература > Пояснительная записка
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЮГОРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

5 курс

2012 год

Оглавление


Темы докладов, рефератов, сообщений: 3

Приложение 1 5

Приложение 2 6


Пояснительная записка

Самостоятельная работа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК^ И КУЛЬТУРА РЕЧИ в объеме 10 часов проводится на 5 курсе.

Самостоятельная работа выполняется вне учебных занятий по темам, обозначенным преподавателем дисциплины.

Самостоятельная работа оценивается преподавателем согласно критериям по подготовке докладов, рефератов, сообщений.

Вид работы:

подготовка презентаций, сообщений, докладов – 10 час.
^

Темы докладов, рефератов, сообщений:


  1. Основные понятия культуры речи.

Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи

  1. Нормативность литературного языка.

Она базируется на единообразии, образцовости в общепризнанном употреблении элементов языка.

  1. Формы существования языка.

Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.

  1. Языковые нормы русской речи.

В реферате необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.

  1. Функциональные стили русского языка.

В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих

  1. в определенной сфере человеческой деятельности.

  2. Характеристика одного из функциональных стилей русского языка.

В данной работе доминирующим положением должна быть характеристика стилей как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного, языка, с особенностями употребления и специфической организацией.

  1. Основные характеристики письменной речи.

Необходимо исходить из того, что это речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.

  1. Основные характеристики устной речи.

Необходимо исходить из того, что это речь звучащая, отсюда некоторые языковые особенности. При этом следует разграничивать формы разговорной и кодифицированной речи.

  1. Лексика ограниченного и неограниченного употребления.

Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования

  1. Средства выразительности речи.

Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств

  1. Языковые особенности деловой речи.

Отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).

  1. Основные условия делового общения.

Всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет

  1. Виды делового общения.

К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.

  1. Основные формулы речевого этикета.

Целесообразно прежде всего разграничить все формулы на 2 группы; нейтральные и официальные.

  1. Точность, ясность речи.

Точность словоупотребления; стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов; точность словоизменения и формообразования; ясность синтаксических конструкций.

  1. Богатство речи.

Лексика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия; стилистические возможности словообразований; стилистическое использование частей речи; многообразие синтаксического конструирования.

  1. Правильность речи.

Лексическая сочетаемость; правильное употребление фразеологизмов; грамматическая правильность речи; порядок слов в предложении.

  1. Литературное произношение.

Понятие орфоэпии; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имён и фамилий.

Приложение 1


^ Рекомендации к выполнению доклада

ДОКЛАД – устное выступление студента на занятии на основе изучения дополнительной литературы.

Доклад готовится по теме, предложенной преподавателем. Он может включать теоретический анализ проблемы, биографические сведения о исторической личности, эмпирический материал к обсуждаемым вопросам (научный, художественный, публицистический).

Подготовка доклада включает в себя следующие этапы: подготовка списка литературы (если несколько источников), изучение источников (монографии, статьи, материалы круглых столов и др.), выписки из содержания работ (конспект). Полезно составлять письменный план доклада, позволяющий сохранить логику, последовательность в выступлении. При подготовке доклада следует подумать о возможных вопросах со стороны слушателей и быть готовым на них ответить.

Доклад – устное выступление, поэтому не допустимо заменять его чтением текста. Можно пользоваться составленным планом, сделанными выписками (цитатами) в том случае, если требуется точная мысль автора или воспроизведения в памяти рассуждения автора.

Для доклада предоставляется время, обычно 7-10 минут. Иногда больше, иногда меньше, это зависит от темы и заинтересованности слушателей. В конце доклада рекомендуется сделать краткие выводы, которые могли бы быть записаны всей группой.

Докладчик оценивается преподавателем по тому, как донесен до слушателей материал, объяснены сложные положения, каковы ответы на вопросы.


Приложение 2


^ Критерии оценки работ обучающихся

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

полноту и правильность ответа;

степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное

языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Похожие:

Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconКонтрольная работа №1 по предмету русский язык в классе
Контрольная работа №1 по предмету русский язык в классе 4в Тестирование, дата проведения: 20. 09. 2011
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconКонтрольная работа по предмету русский язык в классе 2б
Контрольная работа по предмету русский язык в классе 2б, дата проведения: 06. 02. 2012
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
...
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconКонтрольная работа №1 по предмету русский язык в классе 4а
Контрольная работа №1 по предмету русский язык в классе 4а Контрольная работа, дата проведения: 28. 09. 2011
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconЭлективный курс. 10 класс. Деловой русский язык пояснительная записка...
Элективный курс “Деловой русский язык” предназначен для углубленной подготовки учащихся десятого класса в той области русского языка,...
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconПрограмма по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconКонтрольная работа id36757 по предмету русский язык в классе 2б,...
Контрольная работа id36757 по предмету русский язык в классе 2б, номер контрольной работы:, дата проведения
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconКонтрольная работа id36758 по предмету русский язык в классе 2б,...
Контрольная работа id36758 по предмету русский язык в классе 2б, номер контрольной работы:, дата проведения
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconТематическое планирование по филологии (обучение грамоте и письму,...
Пояснительная записка к рабочим программам по филологии (обучение грамоте и письму, русский язык, литературное чтение)
Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык iconЛитература обж математика Русский язык Литература Русский язык География...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница