Скачать 196.82 Kb.
|
Элективный курс. 10 класс. Деловой русский язык![]() ![]() Элективный курс “Деловой русский язык” предназначен для углубленной подготовки учащихся десятого класса в той области русского языка, которая связана с функционированием в сфере деловых отношений – делопроизводстве. Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. ^ заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях. Курс построен на основе учебного пособия для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи”. ^ подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях официально-делового стиля и его жанрах, затем организуется практическая работа по составлению различных деловых документов. ^
Требования к уровню подготовки учащихся: Должны уметь:
Должны знать:
Для реализации программы используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения. При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала учитывается принцип коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками. Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, стилистический анализ текста. Элективный курс рассчитан на 34 часа ^ Умение учащихся оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; умение пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; владение коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т. е. умение правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги. ^
^ Введение (1ч.) Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей. Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям. Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков ^ ) Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения. Основные черты: официальный характер отношений участников речи, преобладание письменной формы речи, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность, безличность, неэмоциональность изложения, предписующе-констатирующий, долженствующий способ изложения, соблюдение единообразия в оформлении, высокая степень стандартизации текстов, регламентированность речи. Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили. Жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, заявление, характеристика, справка, нота, присяга, коммюнике и другие. Языковые особенности официально-делового стиля. Фонетические: книжный стиль произношения, полное произнесение звуков, повествовательно-утверждающая интонация. Лексико-фразеологические: книжная, официально-деловая лексика и фразеология, юридическая и дипломатическая терминология, наименования лиц по их должности, званию и т.п., названия предприятий, учреждений, органов власти, названия документов, стандартизированные устойчивые обороты, штампы. Словообразовательные: широкое использование отглагольных существительных, сложносокращенных слов. Морфологические: преобладание именных частей речи, широкое использование кратких прилагательных со значением долженствования, инфинитива, наречных слов, производных предлогов, сочинительных союзов; употребление форм мужского рода при наименовании профессии, должности. Синтаксические: преобладание простых предложений с однородными членами, обособленными причастными и деепричастными оборотами, приложениями; вставных конструкций; безличных предложений с неопределенной формой глагола; страдательных синтаксических конструкций, сложных союзных предложений. ^ (закон, устав, указ, гражданские и деловые акты и др.) Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление). Графическое оформление текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.). Особая манера, стиль изложения, языковые особенности. Нравственные нормы общества в статьях законов. ^ ) (нота, меморандум, коммюнике, конвенция и др.). Обслуживание сферы международных отношений. Специфика лексики и фразеологии. Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность, связанные с содержанием текстов. ^ ) Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства. Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и учреждениями. Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое стандартное расположение частей. Разновидности деловых бумаг. Три типа документов: документы, которые должны точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.); документы, которые для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.); документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.). ^ ) Стилевая окраска долженствования, императивность. Характер изложения (отсутствие рассуждения, повествования и т.п.). Языковые особенности (лексика, синтаксис и др.), определяющие специфику документов. Отсутствие эмоциональности, экспрессивности. ^ ) Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие материально-денежные отношения. Стандартизация документов (воспроизведение по особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов. Реквизиты. Варианты написания заявления. ^ ) Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема составления, речевые клише. Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно-литературных средств языка. ^ Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции. Изготовление бланков для справок и извещений. ^ ) Сущность объявления (извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь). Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др. Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления (особенности синтаксиса, лексики; строгость или красочность оформления). ^ ) Документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения. Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов: сочетание языковых средств официально-делового стиля с публицистическими, иногда – с разговорными средствами (при фиксации выступлений участников собрания). Понятие “протокольный язык”. Оформление выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно). Протоколы простого типа, фиксирующие утверждение решений (“протоколы постановлений”). Протоколы сложного типа, фиксирующие весь ход собрания: выступления, принятые решения и т.д. Образцы записей протокола простого и сложного типа. ^ ) Документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность. Использование в производственной и научной сфере. Примерный план составления характеристики. Особенности оформления: подпись руководителя организации (предприятия), дата, печать. Относительно свободный выбор языковых средств при сохранении оборотов делового стиля. ^ Жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Схема составления (указание необходимых данных в определенной последовательности), оформление. Использование речевых средств разных стилей речи. Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту. Автобиография как литературно-публицистическое произведение. Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии. ^ ) Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных бланков для анкетирования. Переосмысление слова “резюме” в современной деловой речи. Резюме как деловой документ (описание себя и своих профессиональных возможностей). Практические рекомендации по составлению резюме. ^ ) Сохранение основных признаков деловой речи (точность, ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных (использование лексических и фразеологических средств других стилей; синтаксические особенности устных форм официально-делового стиля: использование простых предложений наряду со сложными; употребление вопросительных предложений; включение диалогических конструкций в монологическую речь). Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. Использование (умеренное) внеязыковых средств (жесты, мимика и т.п.). ^ ) Особое место рекламы в современной жизни. Разновидности рекламы. Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы. ^ ) Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Опасность “канцелярита” (К.Чуковский). Итоговое занятия. Рефлексия (1ч.) Подведение итогов работы по изучению курса “Деловая речь”, определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению различных деловых бумаг. ^
^
Контролирующие материалы: Приложение №1 – темы сообщений Приложение №3 – практические работы Приложение №4 – стилистический эксперимент Приложение №4 – тест по стилистике Приложение №5 – Деловые бумаги. Образцы. Приложение №1 1.Сообщения о дипломатическом подстиле и его жанрах. Нота. Меморандум. Коммюнике. Конвенция. Приложение №2 1. Практическая работа №1 – Стилистический анализ текста. Приказ. Распоряжение. 2. Практическая работа №2 – Построение собственного текста по образцу. Заявка. 3. Практическая работа №3 – Моделирование текста. Составление бланков для деловых бумаг. Доверенность. Расписка. 4. Практическая работа №4 – Красочное оформление объявления. 5. Практическая работа №5 – Создание рекламы. Приложение №3 1. Стилистический эксперимент, редактирование текста. Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Докладная записка. Отчет. 2. Стилистический эксперимент. Составление характеристики на основе отрывка художественного произведения. Приложение №4 1. Тест на профессиональную ориентацию. 2. Тестирование. Стилистический анализ текстов. Приложение №5 1. Деловые бумаги. Образцы. |
![]() | Элективный курс 17-00 9 Бурматова С. Ю. 8-1, 8-2 русский язык и развитие... | ![]() | Программа элективного курса по математике «Функция: просто, сложно,... Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одному из основных понятий современной математики... |
![]() | Программа 2 3 4 5 Русский язык 5 а класс Бабайцева В. В., Чеснокова... Программа для общеобразовательных учреждений (с углублением) «Русский язык» 5-9 класс В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2008 | ![]() | Литература обж математика Русский язык Литература Русский язык География... |
![]() | Элективный курс системы счисления 7 Пояснительная записка Курс «Системы счисления» Кроме того, при работе на компьютере учащиеся видят «внешние» результаты работы программы и вопрос, как и что происходит внутри компьютера... | ![]() | Рабочая программа курса «русский язык» 2 класс составлена на основе... Программы курса «русский язык» М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова |
![]() | Рабочая программа учебного курса русский язык 1 класс для умк образовательной... «Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту... | ![]() | Рабочая программа учебного курса русский язык 2 класс для умк образовательной... «Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту... |
![]() | Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык Самостоятельная работа по предмету русский язык и культура речи в объеме 10 часов проводится на 5 курсе | ![]() | Программа по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных... Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык» |