Скачать 44.73 Kb.
|
Региональная история Российской империи конца XIX - начала XX века в живописи Лукиана Попова Мурзакаева Джамиля Илгизовна Студент Оренбургский государственный университет, факультет гуманитарных и социальных наук, Оренбург, Россия E-mail: jamila-13@mail.ru Ничто так достоверно и так живо не доносит дыхания дней прошлого, как искусство. Чем дальше мы уходим вглубь веков, изучая историю Российской империи по работам русских художников, тем отчетливее понимаем то, что происходит в стране сегодня и что может произойти завтра. Тому подтверждением служат картины одного из интереснейших представителей позднего передвижничества Лукиана Попова, чья жизнь была неразрывно связана с Оренбургским краем (1873-1914). Сквозь каждую работу Л.В. Попова проглядывает личное отношение ко всему происходившему в годы первой русской революции. Его картины позволяют увидеть нам - потомкам, чем жила провинциальная Русь на смене эпох глазами человека, имевшего свой взгляд на окружающую действительность. Писать картины, способные тронуть не только современников, но и потомков, - это свойство настоящего таланта. И не важно – ставил ли Попов перед собой такую задачу или нет. За всю свою недолгую жизнь Попов Л.В. создал истинные шедевры русского искусства. Все его работы покоряют цветовой проработкой, эмоциональным переживанием увиденного, передачей неуловимо меняющейся ситуации, созвучной нашему времени. *** Так как время творческого расцвета Л.В.Попова совпало со временем первой русской революции, определившей во многом содержание некоторых его произведений, то разного рода сведений и рассуждений о нем можно найти в каждом учебнике по истории русского изобразительного искусства советского периода. Так историк Н.Г. Неклюдова считает, что «деревню, пробужденную социалистической агитацией, вставшую под знамена революции, показал Л.В. Попов – художник революционных убеждений» [3, с. 19]. Первой монографию, посвященную Л.В. Попову, опубликовала Ф.С. Рогинская в 1961 году. В её книге «Лукиан Васильевич Попов, 1873-1914» [5] давался критический, не всегда объективный, анализ тех или иных работ мастера. Впоследствии краткую биографию о Л.В. Попове изложил в своем очерке «С верой в русский народ» С.А. Варламов. В его книге «Оренбургские художники» Попова представляли как одного «из наиболее видных художников реалистов, верного лучшим традициям русской живописи, выходца из низов, прошедшего суровую школу жизни, посвятившего большую часть своих работ крестьянской теме» [1, с. 14]. Аналогично изложен материал и в новейшей исследовательской работе, старшего научного сотрудника Оренбургского музея изобразительных искусств Т.В. Орловой «Лукиан Попов. Живопись, графика»[4]. *** Картины Л.В. Попова имеют силу документа, так как дают ценнейшие свидетельства по вопросу о внутреннем состоянии государства конца XIX - начала XX века. Все реальные события жизни, свидетелем которых он был, и нашедшие впоследствии воплощения в полотнах, сегодня воспринимаются как исторические композиции. *** В те же годы Попов был захвачен взволновавшим тогда всю передовую Россию явлением — переселенчества, то есть уходом гонимых безземельем крестьян из центральных областей России на новые места, в Сибирь, на Урал и погибавших сотнями от тягот пути. В детстве и юности будущий художник неоднократно видел привалы переселенцев, мощным потоком в начале века пересекавшего губернию. На эту тему Лукиан Попов создал большое число рисунков, этюдов маслом, изображая со всей суровой правдивостью тяготы и лишения переселенцев, внимательно изучая и людей, и обстоятельства, в которых они оказались. Попов пишет несколько эпических полотен на эту тему. Две из них представлены в экспозиции выставки Оренбургского музея изобразительных искусств: «Переселенцы зимой», «Переселенцы ночью, Гроза» (1900) [2]. Обе картины озвучивают трагический путь переселенцев и призрачную крестьянскую мечту об избавлении от голода, нужды. На одной картине путников застает безжалостная гроза, на другой – пурга в степи. Кажется, что никогда не одолеть дороги, что бесконечно тянется по бескрайней оренбургской степи. Темное, закрытое мрачными облаками нависшее небо - поповская тема безнадежной нищенской жизни, тоскливого существования. Дороги в картинах Попова ассоциируются с трудностями жизненного пути, природа как бы больна, беззвучный стон разлит в пейзажах: пропитавшая все картины тревожность, отнимает у человека последнюю надежду на перемены. Решая в этих картинах пленэрные задачи, художник, видимо, был бесконечно далек от мысли о поэтических красотах природы. Он трактует непогоду как неотделимую часть трагического события; в этом мире царит жестокость, и природа стала мачехой для крестьянина. Тема в картине «Переселенцы зимой» раскрывается в ясных предметных формах. Поднятые кверху оглобли повозки, столпившиеся в кучу мужики, поникшая в горе крестьянка—все говорит о непоправимой ситуации и надвигающейся катастрофе, постигшей людей в дороге. Точно найденный мотив остановившегося, оборвавшегося движения, которому подчинено композиционное построение, позволило придать произведению острую эмоциональную выразительность. *** Естественно, новая эстетика и ее последователи, к коим относился и Попов, вызывали бурную реакцию со стороны профессорского ареопага Имперской Академии художеств, а также немалого числа сторонников идеи «чистой красоты и романтики» в искусстве. Диапазон эмоций колебался от едкого негодования до брезгливого высокомерия. Таких жанристов как Попов называли «реалистами и грязистами»[3, с. 8]. *** В целом судьба живописцев конца XIX - начала XX века была трагичной. Многие из этих художников обладали слишком «коротким дыханием»: им было суждено принять участие в нескольких выставках, запомниться одной – двумя работами и после недолгого успеха уйти из жизни. Беспросветная нищета, болезни как свои, так и близких, ранняя смерть проходят финальной строкой по биографиям мастеров этого поколения. Нужда, которую неизменно испытывал Попов, не дала возможности полностью раскрыться его таланту, а смерть любимого сына рано свела художника в могилу. Литература
|
![]() | Игра по теме «история отечества с древнейших времён до конца X i X века. Умники и умницы» Учитель. Уважаемые дамы и господа! Тема нашей сегодняшней интеллектуальной игры – «История Отечества с древнейших времён до конца... | ![]() | Книга Есфирь занимает особое положение среди библейских книг. Как... Ездры до Есфири, вероятно описывающих очень поздние события, происходившие в центре Великой = "Монгольской" Империи XIV-XVI веков.... |
![]() | О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления... Российской империи пореформенного периода. Рассмотрение данной проблемы позволит глубже и всесторонне осветить историю развития Российского... | ![]() | М. Пташек Особенности вильнюсского модерна Разнообразие в архитектуре Вильнюса конца XIX века было обусловлено многими причинами. В то время вся Европа переживала период поиска... |
![]() | Рабочая программа Зиненко Инны Михайловны С. И. Козленко, «Программы общеобразовательных учреждений. История. Академический школьный учебник. 5-11 классы», Москва: «Просвещение»,... | ![]() | Культура России начала XIX века В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,... |
![]() | Материалы к уроку. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического... | ![]() | Тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен... Курсы «История России с древнейших времен до конца 18 в.» в 6-7 классах общеобразовательных учреждений являются началом системного... |
![]() | Давид и французский портрет конца XVIII- начала XIX века. Часть I А те, чей престиж покоился на освященных столетиями сословных привилегиях, молниеносно исчезали в водовороте событий. Понимание индивидуальности... | ![]() | Реферат Политика и мораль в России Мы действительно живем в интересное время, время, по определению крупнейшего философа и гуманиста XX века Эриха Фромма, конца и начала,... |